статья


Стиль-Ликбез
Ambient

С этого номера мы начинаем публиковать статьи из серии“Стиль-ликбез”, которые будут рассказывать о стилях и направлениях современноймузыки. Итак, просим.

Ну что, меломаны и меломанки, не надоело вам слушать,может быть, и любимую, но совсем неопределенную для вас музыку?! Пора исправитьтакое катастрофическое положение вещей, когда среди нашего населения практическиотсутствуют просвещенные головы. Далее мы намерены рассказать вам о наиболеераспространенных направлениях и стилях современной (и не только) музыкиот рок-н-ролла до ромо. А начнем мы, конечно же, с экспериментальных ритмов,потому что... да потому что, нам кажется, о них вам меньше всего известно,а нам — наоборот!

AMBIENT

Личное изобретение знаменитого Брайана Ино, сделанноев 70-х годах, в 90-х годах оно было подхвачено и здорово прогрессируетблагодаря вездесущим рэйверам и просто разношерстным ди-джеям.

Характерное звучание

Его звучание напоминает усыпляющий газ. Эмбиент (это словораньше рассматривалось в английском языке только как прилагательное «окружающий»,сейчас уже нет) в общем состоит из наслаивающихся друг на друга звуков,обрывков несложных мелодий, умеренно заунывных одиночных аккордов и аранжировок,очень часто используются традиционные шумы, издаваемые уходящим поездоми т.п. Все это работает на создание эффекта открытого пространства (этокак догма) и на запоминаемость музыки (это уже второе, причем не всегдаобязательное). Из-за реального отсутствия ударных в этой музыке у вас могутнахмуриться брови, хотя вокал здесь обычно более или менее сносный, кроме,пожалуй, излюбленных у создателей данной музыки арабских речей. Короче,все лучшие прибамбасы пинк-флойдовской «Темной стороны луны», только сиспользованием передовых достижений звуковой техники, особенно что касаетсяэффектов.

Движущие силы

После своего возникновения и вплоть до второй половины80-х годов эмбиент развивался очень медленно. И лишь к 90-м годам что-топопытались сделать в этом ключе The KLF (в альбоме их «Chill Out»). В этоже время старые поклонники PINK FLOYD могли просто наслаждаться танцевальноймузыкой последователей их кумиров, таких как The ORB, YOUTH, позднее SvenVath, Pete Namlook, Beaumont Hannant и APHEX TWIN. В данное время дажероковые команды используют в своих свежих работах элементы этого стиля.Я говорю о SLOWDIVE, SEEFEEL и SPIRITUALIZED. Кстати, ныне именитые TheORB своей работой «Blue Room» дали рождение разновидности этого стиля,называемой «ambient dub». Этот гибрид является наиболее близким родственникомtrip-hop, electronic listening music и другим экспериментам с jungle.

Не зря потраченные деньги

Существует несколько альбомов, которые помогут вам получитьполное представление о подобного рода музыке. Это в первую очередь альбомгруппы GLOBAL COMMUNICATIONS «76:14», любые работы The ORB (особенно ранние)и APHEX TWIN. Я думаю, неплохо также будет достать для знакомства какие-нибудьзападные сборочки типа «Artcore!», выпущенной лейблом React Records.

Последний совет

Короче, это вовсе не танцевальная музыка, как у нас думают,а просто добротная экспериментальная по духу электронная заморочка, котораялучше всего усваивается дома.

ELECTRONIC LISTENING MUSIC

Как видно из названия, музыка эта изначально предназначенадля вдумчивого слушателя (который, конечно, не против ее электронизации!).Она бесподобно подойдет для озвучивания любых фантастических кинолент,научно-познавательных программ и порой даже (как ни кажется это странным)для небольшого, но эффективного припугивания отбившихся от рук детей.

Характерное звучание

Здесь налицо все подручные инструменты техно: витиеватыезапрограммированные ударные, много синтетических звуков и закинутых в памятькомпьютера голосовых сэмплов, но к чести ее созидателей, эта музыка способнабольше дать образному мышлению, чем неутомимым ногам. Звуки здесь опятьже достаточно просты, но это техно с добавленным мелодизмом в лице преждевсего завсегдатаев различных фестивалей, братьев из ORBITAL или германскихпионеров жанра из SUN ELECTRIC поражает своей красотой.

Движущие силы

Выбор здесь не богат, т.к. часто эти группы относят кразряду обычных технарей, а когда техно (чтобы польстить им, наверное)называют высшим искусством, лица многих из них приобретают очень характерныйпунцовый цвет. Обычно выбирают между печальными (почти траурными) ребятамииз AUTECHRE и более жизнерадостными и продуктивными ORBITAL. Нужно сказать,что группы вообще нельзя вот так категорично распределить по направлениям.Многие из тех, кого я отношу к ELM, свободно могут экспериментировать впучине родственных стилей, а например, те же AUTECHRE плюс к ним группаPLAID даже записываются на лейбле, который по своей природе является чистотрип-хоповым.

Не зря потраченные деньги

Между прочим, ретроспективный альбом группы The BLACKDOG «Bytes» оказался любимым альбомом BJORK 1993 года, а уж эта до кончиковногтей альтернативно-экстравагантная исландская “киска” знает толк в необычноймузыке! Бесспорно, стоит также приобрести сколь угодно много альбомов ORBITAL(особенно хорош «Snivilisation», а еще лучше достать билет и съездить наих концерт.

Последний совет

И в заключение хочу по-дружески предупредить вас , чтоесли вам понравился первый сингл из альбома какой-нибудь из этих групп,вы не задумываясь можете смело покупать весь альбом, так как, если им что-тодействительно удается, то удается целиком. Ну, а если уж даже дебютныйсингл слабенький и неинтересный, вот тогда бросайте их, так как по опытуизвестно, что остальная часть диска будет такой же.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета