статья


U2
Команда, без которой нам не жить

Кадры решают все!
Простой ирландский парень Лэрри Мюллен–младший (р. 31.10.1961 г., югДублина) нуждался в компании хороших гитаристов для создания собственнойгруппы. Чтобы ускорить процесс поисков, он просто написал объявление стандартнойформы и прикрепил его на одном из многочисленных школьных стендов для объявлений.По счастливой случайности в этой же школе протирал шорты другой наш геройПол Хьюсон (р. 10.05.1960 г., Дублин). Как вы понимаете, учеников старшихклассов мало интересуют дела малолеток, но в данном случае Пол, идущийна два класса впереди, как ни странно, обратил внимание на Лэрри. КогдаПол прочитал известное объявление, он встретился с Лэрри и предложил томусвои услуги вокалиста и гитариста. Еще один ирландец Адам Клэйтон (р. 13.03.1960г., Оксфордшир) оказался в Дублине, после того как его отца взяли на работув авиакомпанию “Aer Lingus”. Он был хоть и не примерным школяром, но вежливыммалым. Вероятно, из–за этой самой вежливости и желания помочь новой группес заполнением безнадежно вакантной должности басиста Адам также откликнулсяна призыв в объявлении (никто другой до сего момента не пожелал объявитьсяпо классу басов). А 8 августа 1961 года в Восточном Лондоне впервые в своейжизни закричал (плакал, наверное, бедняжка, а может и смеялся одновременно)Дэйв Эванс. Первые, еще неуверенные шажки младенца стали сигналом для родителей,чтобы свалить из шумного английского мегаполиса и поселиться опять же вДублине. Слегка подросший Эванс слыл самым настоящим бирюком в начальнойшколе. Подучившись игре на пианино, Дэйв часто выступал со своим братомДиком. Таким макаром, оба родственника заглянули на первое организационноесобрание группы Лэрри Мюллена.

Mount Temple Comprehensive.
Золотой осенью 1976 года в означенном местечке образовалась группапод названием FEEDBACK (“Обратная связь”). В ее состав вошли: Лэрри, Дэйви Дик Эванс, Адам Клэйтон, Пол Хьюсон, Питер Мартин и Иван Маккормик. Музыкантыдолгое время занимались кавер–версиями песен Rolling Stones и Beach Boysи однажды под новым “нэймом” The HYPE даже выиграли конкурс молодых талантов,что проходил в городе Лаймрике, исполнив свою обработку композиции ПитераФрэмптона “Show Me The Way” и получив 500 фунтов стерлингов и право науединение в студии компании CBS Ireland. В 1978 году они наконец остановилисьна имени U2.

Прозвища
Вы, наверное, в курсе, что ни Пол Хьюсон, ни Дэйв Эванс в последние18–20 лет не называют друг друга по имени, впрочем, как и весь мир, привыкшийвидеть на сцене Bono Vox и The Edge. Имеется несколько вариантов историиприобретения ими этих прозвищ. С прозвищем Пола все предельно ясно. Когда–тов середине–конце 70–х годов он тусовался в компании друзей, называвшихсебя “Lypton Village”. Все члены тусовки признавали, что их друг обладаетпотрясающими задатками вокалиста, и постановили впредь именовать его БоноВоксом, что в переводе с латинского означает “великолепный голос”. Кстати,такое же название носил расположенный неподалеку от места их сборищ магазинпо продаже слуховых аппаратов. А первое прозвище Пола в “Lypton Village”была Steinhegvanhuysenolegbangbangbangbang. История прозвища The Edge (край,острие), наоборот, трактуется двояко. По одной версии Боно так обозвалДэйва Эванса, т.к. последний постоянно находился как бы с краю всех проблем.С другой стороны, у Дэйва настолько отчетливые острые черты лица, что,возможно, прозвище The Edge было придумано все тем же Боно именно поэтому.Вообще, в их компании собирались очень прикольные субъекты, и аргументыв поддержку раздачи людям прозвищ у них были не менее любопытными. Во–первых,они считали, что было бы странно человеку всю жизнь довольствоваться именем,данным ему родителями, когда очевидно, что оно по сути не подходит ему.Во–вторых, прозвища обычно даются по принципу соответствия их каким–толичным чертам и могут впоследствии воздействовать на характер человека.Таким образом, правдоподобнее кажется объединенная версия происхожденияпрозвища The Edge, т.к. Дэйв при всех его рельефных еврейских чертах действительнолюбит почувствовать себя в роли стороннего наблюдателя. Менеджер группыПол Макгиннесс отхватил здесь прозвище The Goose (“Гусь”).

Советские ПВО против U2
Практически никто не может точно сказать, какая из существующих версийявляется единственно верной. Во–первых, именно такое название было у скандальноизвестной модели шпионского самолета, который находился в распоряженииконтрразведки США в конце 50–х — начале 60–х годов. Он занимался высотнымзондированием и разведкой. В один из таких полетов, 4 мая 1960 года (зашесть дней до рождения Боно) он был сбит над территорией СССР, хотя и былизвестен, как самолет–невидимка. Пилот “U2” Фрэнсис Гэри Пауэрс был схвачен.Американский президент Дуайт Эйзенхауэр знал о полетах “U2” над СССР, нопризнать, что русские сбили американский самолет, которого до этого необнаруживали радары, — это было уж слишком. Президент думал, что русскиеблефуют. Ну и во–вторых, исходя из игры букв, название U2 может означатьопределенный каламбурчик, имеющий смысловую нагрузку — “вы тоже” или “вастакже” как символ единения.

Мир не без добрых людей
Сформировав сплоченный коллектив в составе Bono Vox, The Edge, Mullen,Clayton, группа занялась обширной концертной программой. Именно после одногоиз выступлений, 25 мая 1978 года известный шоумен Пол Макгиннесс предложилим свои услуги менеджера, что чуть позже вылилось в долгосрочное сотрудничествои подписание первого в жизни U2 контракта с лейблом CBS Ireland. Несколькостудийных записей и место разогревающей команды перед выходом на сценуThe STRANGLERS и The GREEDY BASTARDS предшествовали их первому успеху.Их дебютный мини–альбом “U2:3” 1980 года звучал достаточно живо и свежои содержал первый удачный сингл “Out Of Control” (1979), который принесгруппе 1–е место в ирландских чартах. Поскольку контракт с их нынешнимлейблом распространялся только на Ирландию, группа имела дополнительнуюсвободу в выборе компании, которая бы представляла ее интересы в остальномчасти мира и прежде всего в Великобритании, где их практически не знали.Таким партнером для U2 стала звукозаписывающая компания Island Records,представители которой — Роб Потридж и Билл Стюарт — после посещения концертаU2, состоявшегося 26 февраля 1980 года, предложили Боно и Ко приличныйконтракт. В мае 1980 года вышел первый британский сингл U2 “11 O’clockTick Tock”. Прекрасно принятый музыкальными критиками и спродюсированныйМартином Хэннетом, человеком, который вскоре поднимет OMD, NEW ORDER иSTONE ROSES, этот сингл пройдет мимо английских чартов, впрочем, как идва его последователя “A Day Without Me” и “I Will Follow”. Теперь, наверное,у вас не складывается впечатления, что U2 существовали еще до нашей эры,хотя и в этом случае вы не далеки от истины (вопрос лишь в том, откудасчитать). С истоками познакомились, пора бы уже и по альбомчикам пройтись!

Boy
Этот животрепещущий альбом вдохновенной юности с прекрасными критическимиотзывами был представлен серией промоутерских концертов по Великобритании,отыгранных музыкантами в течение второй половины 1980 года. Страстный вокалБоно и напряженная ритмичная работа остальных членов команды позволялисудить о U2 того времени как об одном из самых перспективных “живых” коллективов.Таким образом, спродюсированный Стивом Лиллиуайтом, этот альбом в пикесвоих продаж смог достичь лишь 52–го места в Великобритании и 63–го местав США.

October
После средненького по отзывам очевидцев американского турне группавыпустила в 1981 году пару синглов (“Fire” и “Gloria”), прокатилась с песнямипо Британии и к ноябрю записала в своем излюбленном месте “Windmill LaneStudios” второй альбом “October”. Именно с этого момента о группе заговориликак творческом коллективе с крайне актуальными текстами. Он получился подобенгимну непокорности с резкими выпадами в адрес религии и по силе мог конкурировать,пожалуй, даже с некоторыми частями из Евангелия. Этот альбом смог поднятьсядо 11–го места в Британии и 104–го места в Америке.

War
Первую половину 1982 года U2 провели разъезжая с концертами по всейБритании, что в конечном итоге вылилось в выпуск компиляции “A Celebration”,которая, к сожалению, не стала LP. Вспомним также знаменитый концерт внапряженной столице Северной Ирландии, городе Белфасте, некотором Боновпервые исполнил написанную The Edge знаменитую вещь “Sunday Bloody Sunday”.Это песня с призывами о примирении англичан и северных ирландцев была яркимпримером лирического освещения политических событий. Именно “Sunday BloodySunday” стала “гвоздем” нового альбома U2 “War”, который в первую же неделюпродаж возглавил британский хит–парад, а в США занял в свои лучшие времена12 место.

Under A Blood Red Sky
Грех было не реализовать талант “живого” исполнения, и U2 сделали это,выпустив в ноябре 1983 года свой первый концертный альбом “Under A BloodRed Sky”. Спродюсированный Джимми Ловином, этот диск содержал фрагментывыступлений группы как у себя на родине, так и в США и Западной Германии.Альбом пользовался большим спросом, и музыканты смогли бы намного большеполучить за него, если бы не гигантское количество бутлегов (подпольныхдисков), распространенных из–под полы. В итоге он разместился на 2–м местев Британии и 28–м в США.

The Unforgettable Fire
К лету 1984 года можно было сказать, что U2 по праву относится к мировойрок–элите. Боно “поднялся” и даже спел “Blowing In The Wind” в дуэте сБобом Диланом на его знаменитом концерте в ирландском замке Slane Castle.Чуть позже группа основала свой собственный звукозаписывающий лейбл MotherRecords, который в основном занимался поддержкой молодых ирландских группи исполнителей. Свежую струю в творчество U2 принесло сотрудничество музыкантовсо знаменитым Брайаном Ино. Именно Ино совместно с Дэниелом Лэноисом сталипродюсерами памятного диска “The Unforgettable Fire”. “Незабываемый огонь”— такое название носит коллекция рисунков и фотографий, сделанных уцелевшимижителями трагической Хиросимы. U2 посетили выставку этой коллекции во времясвоего американского турне и были настолько поражены увиденным, что написалицелый альбом об этом. Альбом содержит серию знаменательных песен, средикоторых особенно выделяется сингл “Pride (In The Name Of Love)”, соединившийв себе страсть и милосердие человечества и посвященный Мартину Лютеру Кингу–младшему.Ино с тех пор стал постоянным партнером группы.

Wide Awake In America
В середине 80–х годов U2 не на шутку занялись благотворительностью.25 ноября 1984 года главный вокал Боно стал украшением альбома BAND AID“Do They Know It’s Christmas?”,в то время как Адам Клэйтон сыграл здесьже на басах. 13 июля 1985 года команда сыграла на знаменитом стадионе “Уэмбли”,приняв участие в благотворительной программе помощи LIVE AID. Американскиймини–альбом “Wide Awake In America” из пяти его композиций по сути содержалвсего лишь одну новую с одноименным названием. Он “прыгнул” в Британиина 11–е место, а в США обосновался максимум на 37–ом. На протяжении 1985–1986годов U2, и в первую очередь Боно Вокса, можно было приметить в разныхместах. То они продолжали посильно бороться с апартеидом и давали концертысо сборами в пользу безработных, то записывали альбомы с другими ирландскимипроектами и гастролировали безумно долго. The Edge даже записал вместес Sinead O’Connor саундтрек “The Captive”. The Joshua Tree Хотя бы одинальбом такого класса обязана иметь в своей дискографии каждая эпохальнаягруппа, по–моему. Выпущенный в свет в марте 1987 года этот диск стал самымудачным в истории U2. Вы только представьте себе, он сразу же возглавилхит–парады 22 (!) стран. В Британии он стал платиновым через 48 часов ипродержался целых 129 недель в чартах, после чего еще два раза заглядывалтуда в 1992–1993 годах. В Америке он продержался на 1-м месте в течение9 недель. Сколько в мире существует музыкальных изданий, столько же журналистов,наверное, по–своему хвалили этот альбом. Я лишь ограничусь познавательнойинформацией. На самом деле этот альбом по идее должен был быть двойнымиз–за огромного багажа накопленного материала. The Edge так описал творческуюмороку в построении альбома: “Мы спорили по любому поводу, и особенно опеснях, которые должны были войти в альбом. Если Боно по его разумениюхотел сделать его более американским и блюзовым, то я старался как–то разбавитьальбом. В результате компромисс был найден в наводнении наших лучших сингловочень сильными “b–sides”. Интересной также представляется история, пожалуй,самой известной песни из этого альбома “Where The Streets Have No Name”.Сюжет и название песни относятся к временам тяжелого кризиса и засухи вЭфиопии, когда Боно и его жена Али в течение шести недель работали тамдобровольцами и видели целые города, состоящие из одних палаток с людьми.Естественно, ни о каких названиях улиц и речи не было (если там вообщеможно было улицы найти!). Целая страна продувалась ветром и была покрытапылью. Видео для этого сингла снималось в Лос–Анжелесе на крыше небольшогоздания при стечении нескольких тысяч американцев, а пестрящие огни улицЛас–Вегаса приютили музыкантов во время съемок клипа к “I Still Haven’tFound What I’m Looking For”. Еще один шедевр “With Or Without You” оказалсяпервым синглом U2, который поднялся в Америке до 1–го места.

Rattle And Hum
В ноябре 1987 года вышла в свет замечательная книга “UnforgettableFire: The Story OF U2”. Написанная Эймоном Данфи, она поначалу снискалапокровительство самих музыкантов, но при более детальном разборе, к сожалению,была признана некорректной, хотя переговоры о внесении изменений были безуспешными.В начале следующего года Боно и компания получили пестрый букет из всевозможныхнаград и в октябре осилили новый двойной альбом “Rattle And Hum”. Его названиебыло позаимствовано ирландцами из их же композиции “Bullet The Blue Sky”,а сам альбом подытоживал двухлетнюю концертную деятельность команды и содержалк тому же несколько редких студийных треков. Синхронно возглавивший американскийи британский хит–парады, этот альбом был колоритно дополнен одноименнымфильмом о предыдущих годах блистательной карьеры U2.

Achtung, Baby
Чтобы сочинить и записать достойное продолжение “Joshua Tree”, понадобилосьвремя и смена обстановки. После серии работ с другими знаменитостями нарубеже десятилетий вся ирландская четверка собралась в Германии в студии“Hansa”, недалеко от бывшей Берлинской стены, в месте прославленной работыДэвида Боуи и Брайана Ино (вспомните их трилогию “Low”, “Heroes” и “Lodger”)в середине 70–х годов. В результате, как и ожидалось, этот альбом получилсяистинно “немецким”, но каким же потрясающим! Тут и глубина текстов, и романтикагородских окраин, и масса образных выражений типа “твое цыганское сердце”,“твои солоноватые поцелуи” или “твои диковатые лошади”, которые являютсядостойным продолжением более ранних фраз, как, например, “женщине нуженмужчина как рыбе велосипед”. А синглы какие! “One”, “Who’s Gonna Ride YourHorses”, “Mysterious Ways” и другие хиты заставили критиков поставить U2высшие оценки, а визуальных впечатлений народ мог набраться во время грандиозноготурне группы или просмотра видеофильма “Achtung Baby” с огромным количествомверсий альбомных песен группы.

Zooropa
Ну что сказать, очередное паломничество фэнов группы в музыкальныешопы и билетные кассы! Этот альбом по силе воздействия можно было сравнитьс лучшими предыдущими работами U2. Потрясающие видео, особенно “Numb”,где над The Edge издевались с помощью мазохистских приемов. Вспомним такжеграндиозный концерт, устроенный ирландцами в Сиднее в 1994 году. Боно предсталперед толпой прямо как изысканный хамелеон. Три образа в одном: The Fly(“Муха” в черном кожаном прикиде рок–звезды), Mirrorball Man (искрящийсяобраз, взятый из телевизионных программ) и Mr. MacPhisto (практически самМефистофель с его дьявольским видом) — все это солист U2 Боно Вокс. Короче,было на что посмотреть и что послушать не только австралийцам, но и остальнымжителям планеты, приобретшим видеокассету “Zoo TV: Live From Sydney”.

Межсезонье
В мае 1995 года на мировом рынке книжной продукции появилось новоеиздание: книга британского писателя Билла Фленегена “U2 At The End Of TheWorld”. На этот раз проблем с точным освещением событий не было. А тутеще подвернулась подходящая работенка: нужно было написать стоящий номердля саундтрека к очередному “Бэтмену”, который люди должны были запомнитьнавсегда. Хвала тому дальновидному человеку, которому стукнуло приобщитьк этому делу U2, так как никто, кроме них, не смог бы сочинить такую класснуювещь, как “Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me”. Следующим делом творческойверхушки группы стал проект PASSENGERS, в рамках которого Боно, Эдж, БрайанИно и Лучано Паваротти пытались, не выходя за рамки концепции звучаниявсе тех же U2, произвести на свет серию песен и инструменталок для кинофильмов.Хотя неторопливый и, я бы даже сказал, убаюкивающий темп альбома новогопроекта являл собой нечто непохожее на предыдущие работы ирландцев. Похоже,в скором времени мы сможем оценить второй альбом PASSENGERS. “Тихари” досего момента Адам и Лэрри тоже отличились. Прекрасная инструментальнаязаставка к голливудскому блокбастеру “Миссия: невыполнима” очень даже понравиласьне только любителям первоклассных видеофильмов.

Pop
Что случилось с группой, понять не трудно. Развитие требует жертв,а когда подобные жертвы и вовсе жертвами не являются — ждите чего–нибудьсовершенно потрясающего. Вы спросите, как это чисто роковая команда вдругмогла назвать свой столь долгожданный альбом таким “попсовым” именем?!В общем–то, ничего удивительного. Боно и Эдж сдружились с более или менееизвестными ди–джеями вроде трип–хоперов Howie B. и Стива Осборна, наслушалисьмодных завываний PRODIGY и им подобных, и наконец, не будем сбрасыватьсо счетов, что эта половина U2 постоянно твердила себе под нос, что неплохобыло бы записать танцевальный альбом. А когда долго чего–то хочется — можнозабыть и о былых завоеваниях в старом качестве, тем более что голос Боно,в музыке какого бы музыкального направления он ни звучал, все равно выдастизвестную истину: U2 — оно и Африке U2! Сам по себе выход очередного детищагруппы является беспрецедентным за последние несколько лет релизом, которыйсмог вызвать такую полемику, столько ожиданий и предположений. Первый синглиз него — “Discotheque” — жутко танцевальный, если сравнивать с предыдущимирокерскими работами команды или, скажем, с альбомом PASSENGERS, настольконаточил людской аппетит с его комбинацией ритма электростанции, маршеобразногопостроения и мускульно–гитарной работы Эджа, что 300 тысяч предварительныхзаявок на приобретение альбома “Pop” стали величайшим событием за всю историюлейбла Island. Казалось, все шло к тому, что U2 впервые в своей историиразразятся танцевальным альбомом, но... Боно не был бы самим собой, еслибы не спутывал все карты, заявляя, что “группа собирается замешать трип–хопсо старыми добрыми рок–н–ролльными буднями”. Люди, которым уже посчастливилосьпрослушать альбом полностью, наверняка скажут вам, что это настоящий гибридстарых мелодичных мощных оттенков звучания команды и четко отслеженныхсовременных клубных стилей. Песни вроде “Mofo” и “Last Night On Earth”— это классическое звучание U2, в то время как остальные треки, и особенно“The Playboy Mansion” и “Miami”, создают ощущение тотального “дэнсинга”.За время студийных работ с ноября 1995 года было в итоге записано 30 песен,из которых лишь 12 стали достоянием нового альбома (представляете, сколькопридется на “b–sides”!). Флад, один из приглашенных музыкантов, так разъяснилидею названия диска: “Главное в данном имени было подчеркнуть заслуженностьи своевременность этих песен. В итоге получился рок–н–ролл, “размоченный”в культуре танца”. В целом, скажу я вам, диск получился очень полемическими подвижным, что определенно можно записать в актив теперь уже однозначноноваторам музыки последних двух десятилетий. Во всяком случае теперь явнорасширится круг почитателей этой группы.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета