статья


Kinks, The
Серьезные приколисты

1. ОТ “ВОРОНОВ”К “ПРИКОЛИСТАМ”

Группа, как всем известно, начинается не с аппаратуры,с другого важного дела — названия. Название для своей группы студент художественногоколледжа Рэймонд Дуглас Дэйвис (21.06.1944 г.) придумал, как ему показалось,достаточно броское — THE RAVENS, что в переводе значит “вороны” (интересно,знают ли об этом минские THE RAVENS?). “Воронов”, правда, было всего ничего— сам Рэймонд, игравший на гитаре и клавишных, и его младший брат ДэйвидГрэхэм (03.02.1947 г.), делавший то же самое. Старший Дэйвис играл и пелеще и в DAVE HUNT BLUES BAND, но в ноябре 1963-го решительно переключилсяна свой проект. Вскоре братьям надоело величать себя “воронами” и они придумалисебе новое название — THE KINKS, что можно перевести как “приколисты”.Прослыть таковыми пожелали также пришедшие к Дэйвисам басист Питер Куайф(31.12.1943 г.) и ударник Мик Эйвори (15.02.1944 г.), успевший к этомупостучать в самих THE BLUES INCORPORATED и THE ROLLINS STONES.

2. НЕ ВСЕ СРАЗУ

Ну конечно, не все. Основой репертуара THE KINKS былиблюзовые стандарты, но с ними далеко в хит-парадах не пробьешься, и группавыпускает сингл “Long Tall Sally” (июнь 1964 г.). “Приколисты” уже предвкушалиуспех, как буквально через неделю вышел одноименный сингл THE BEATLES,который-то и оказался в центре внимания, а работа THE KINKS была дружнопроигнорирована. Тогда Дэйвис пишет “You Do Somthing For Me”, и... пластинкарасходится в количестве 127 экземпляров.

Однако THE KINKS не унывали. Менеджеры группы Роберт Уэйтс,Гренвилл Коллинз и Ларри Пэйдж устроили группе выступление в телепрограмме“Ready Steady Go”, и новая песня группы “You Really Got Me”, взлетает насамое что ни на есть первое место в хит-параде “New Musical Express”. Заодин день THE KINKS из малоизвестной группы стали суперзвездами, приятелямиTHE BEATLES и THE ROLLINS STONES, элитой британского рок-н-ролла.

Та самая песня “You Really Got Me” — не просто хит 1964года. В этой двух-с-небольшим-минутной композиции критики усматривали потоми ранний хард-рок (гипнотический, супержесткий на то время рифф, придуманный,по некоторым сведениям, Джимми Пэйджем), и панк (“грязный”, надрывный вокал,наглое в своем примитивизме соло гитары, монотонность ритма), и даже хэви-метал(!!??). Короче, историческая песня, что и говорить.

3. БУНТАРИВ БОТФОРТАХ

Хоть и жаждали славы “приколисты”, а когда получили еесполна и неожиданно — подрастерялись. Рэе, ответственный за репертуар,сгоряча сочинил удлиненный вариант “You Really Got Me” под названием “AllDay And All Of The Night” (на тему этой песни Джим Мориссон написал в 1968-м“Hello I Love You”, Дэйвис подал на него в суд за плагиат и выиграл процесс).Самоповторением великой группе заниматься негоже, и в творчестве THE KINKSначинается балладный период: “Set Me Free”, “Tired Of Waiting For You”,“Till The End Of The Day” и другие песни, сработанные иногда хорошо, иногдане очень, но регулярно попадавшие в хит-парады. THE KINKS тонко чувствали,куда дует ветер британского рока, и сделали окончательную ставку на саунда-ля THE BEATLES 1965-1966 гг. — сложный бит плюс кое-что из английскихбаллад, ранней психоделии да иногда грозных музыкальных заморочек типа“You Really Got Me” (например, “Revenge”). Многие критики указывали навторичность THE KINKS, но... “приколисты” упорно входили в пятерку лучшихгрупп Британии, а их песни становились гимнами люмпен-интеллигенции.

Середина 60-х — время модов, молодых людей, критическисмотревших на мир вообще и Британию в частности сквозь элегантные черныеочки (часто этот взгляд был притуманен “травкой”, а то и героином). THEKINKS, как всегда, чутко уловили происходившие в молодежной среде переменыи сделали надлежащие выводы. THE KINKS первыми в британском роке сталив открытую высмеивать нравы, социальную политику и мировоззрение, свойственноебританцам, первыми примерили на себя маски якобы равнодушных и язвительных,а на деле чутких и любящих свою страну молодых людей. Ироничный ломкий,высокий голос лидера “приколистов” пел о коснеющих в своей важности джентльменахвремен Георга Пятого (“A Well-Respected Man”), о рабочих, которым нужен”в четверг футбол, в воскресенье ростбиф, а по праздникам — поездка в Блекпул”(“Autumn Almanac), о самовлюбленных стилягах (“Dadicated Follower Of Fashion”).Моды сделали Рэя Дэйвиса своим “фирменным” поэтом. Советуем посмотреть“Алису в городах” Вима Вендерса — фильм, посвященный THE KINKS, где музыкагруппы, то скорбная, то язвительная, звучит от первого кадра до последнего.

THE KINKS прослыли завзятыми “бунтарями” и “ниспровергателями”вроде THE ROLLINS STONES. Интересно проходили концерты группы, где “приколисты”одевались в краснейшие бархатные куртки и высоченнейшие охотничьи ботфорты.Смотрелось здорово!

4. ВСЕ ЗАУМНЕЙ И ЗАУМНЕЙ

Модизм, социальная насмешка и критика логично привелиТHE KINKS к концептуализму. В 1969-м парни взяли да и записали альбом “ArthurOf The Decline And Fall Of The Br. Em.” (“Артур, или Величие и падениеБританской империи”), который наряду с “Tommy” THE WHO ныне считается первойрок-оперой. Писать рок-оперы так понравилось THE KINKS, что этот жанр сталглавным для группы в 70-х.

На рубеже десятилетий группа теряет басиста (приходитДжон Далтон) и "приобретает" клавишника Джона Гослинга. В июле1970-го в хит-парады врывается великолепная “Lola” с одноименного концептуальногодиска, где Дэйвис кокетничал с трансвестизмом. Сейчас эта песня по-прежнему“радийна” и звучит очень современно. В 1978 году выходит хитовый “Misfits”,на котором проскальзывают элементы диско (“Permanent Waves”).

5. THE KINKS FOREVER!

Эпоха панка отнеслась к THE KINKS благосклонно. Была вытащенана свет божий пресловутая “You Really Got Me”, мол, смотрите, классикастиля! THE JAM записывает “David Watts”, THE PRETENDERS — “Stop Your Sobbing”,а Рэй Дэйвис неожиданно проявляет интерес к вокалистке последних КрисииХайнд.

Британская пресса трубит об этом на каждом углу. В 1983-мTHE KINKS возвращаются в хит-парады с песней “Come Dancing”, а в 1990-м“приколистов” торжественно помещают в Зал Славы Рок-н-ролла. THE KINKSFOREVER!

Вячеслав БОНДАРЕНКО, Юрий ДРОЗДОВ

© 2005 музыкальная газета