статья


Steppenwolf
Искусство выживания

Одна из глав известного романа немецкого писателя ГерманаГессе STEPPENWOLF посвящена рассказу о волшебном театре, вход в который“не для всех”. Подобное примечание полностью соответствует революционно–романтическоймузыке и поэзии признанного лидера движения хиппи Джона Кэйя.

Ни он, ни его группа STEPPENWOLF никогда не были мессиямизадушевного блюзообразного хард–рока, никогда не купались в лучах славы,предпочитая, в отличие от большинства пораженных вирусом звездной болезниколлег, общаться на равных со своими, пусть и немногочисленными, но вернымипоклонниками. Однако даже спустя десятилетия классические хиты калифорнийцев— Born To Be Wild, Magic Carpet Ride, The Pusher — переиздаются на компакт–дисках,звучат в фильмах, на волнах популярных радиостанций. В то время как самыемодные артисты имеют проблемы с заполняемостью залов, поседевшие STEPPENWOLFвыступают перед многотысячными аудиториями. Так в чем же секрет искусствавыживания легендарной группы? Дитя войны Йоахим Крауледат в 5–летнем возрастебыл эвакуирован из охваченного пламенем древнего Кенигсберга (ныне — российскийгород Калининград) в глубь Германии и вскоре, в поисках лучшей жизни, вместес матерью очутился на другом континенте, в Лос–Анжелесе. Спустя восемьлет Йоахим довольно сносно овладел английским языком и продолжал совершенствоватьего слушая музыкальные передачи местного армейского радио, передававшегопесни Литтл Ричарда, Чака Берри и Элвиса Пресли. Вдохновленный творчествомпионеров рок–н–ролла, он решил посвятить свою жизнь музыке. Но как глупозвучит фамилия Крауледат... Артист должен иметь более благозвучное имя.Например, Джон Кэй. Музыкальная карьера будущего кумира американских байкеровначиналась в Торонто (Канада), куда иммигрировала семья Крауледат. Практическивсе группы тогда играли акустический блюз и фольк–музыку, и Джон Кэй, освоившийазы гитарной техники и серьезно занимавшийся вокалом, после окончания школыи не помышлял о продолжении образования — каждый вечер он пел в крошечныхклубах и прокуренных барах. В 1965 году Джон Кэй познакомился с музыкантамиканадской группы SPARROW, исполнявшей рокабилли в стиле Чака Берри. Достаточнопопулярные рокеры искали поющего гитариста, и случайная встреча помогларазрешить насущную проблему: в обновленном составе квартет отправился сначалав Нью–Йорк, а затем — в Сан–Франциско, чтобы изучить модное течение — психоделическийрок. Психоделическая музыка пользовалась в США повышенным спросом, и поэтомумногие пластиночные компании стремились заработать на стремительно меняющейсямоде: солидная фирма CBS предложила свои услуги в записи и выпуске альбома...Джон Кэй со товарищи принялся за работу, материализовавшуюся в 1967 годуна виниле под названием JOHN KAY & THE SPARROW. Однако многообещающеебудущее под опекой чародеев шоу–бизнеса неожиданно обернулось творческимиразногласиями и распадом группы... Джон Кэй не пал духом и из осколковSPARROW создал собственную группу — STEPPENWOLF, названную в честь одноименногоромана Германа Гессе. Летом 1968 года коллектив заявил о себе песней BornTo Be Wild, мгновенно превратившейся в гимн свободолюбивых байкеров и катапультировавшеймузыкантов в высшую лигу героев рок–н–ролла. Садомазохистский хард–рокSTEPPENWOLF с легкой примесью блюза пришелся по вкусу раскрепощенным меломанам.Год 1970–й оказался самым сложным в истории группы. Появились многочисленныедвойники STEPPENWOLF, благополучно дурачившие доверчивых фанов, что незамедлительноотразилось на авторитете оригинального состава: опасаясь обмана люди пересталипосещать любые выступления связанные с именем группы... Борьба с пиратамипродолжалась почти десять лет — до тех пор, пока Джон Кэй официально незарегестрировал свой проект под несколько видоизмененным названием — JOHNKAY & STEPPENWOLF. Интерес к творчеству STEPPENWOLF не исcякает напротяжении тридцати бурных лет существования легендарной группы. “Я узналвкус славы и горечь разочарований. Вся моя жизнь — это взлеты и падения,— говорит Джон Кэй. — Секрет искусства выживания заключается в том, чтодаже в самые трудные дни мне помогали теплые слова моих поклонников. Такпусть музыка вечно объединяет всех нас”.

Дискография STEPPENWOLF:
Steppenwolf (1968) Steppenwolf The Second (1968) At Your Birthday Party(1969) Early Steppenwolf (1969) Monster (1970) Steppenwolf Live (1971)Steppenwolf 7 (1971) Steppenwolf Gold (1971) For Ladies Only (1972) RestIn Peace (1972) 16 Greatest Hits (1973) Slow Fux (1974) Sixteen Great Performances(1975) Hour Of The Wolf (1975) Skullduggery (1976) The ABC Collection (1976)

Дискография JOHN KAY & STEPPENWOLF:
Live In London (1981) Wolftracks (1982) Paradox (1984) Rock’N’RollRebels (1987) Rise & Shine (1990) Born To Be Wild: A RetrospectiveAnthology (1991) Live At 25 (1995)

Дискография JOHN KAY & SPARROW:
John Kay & Sparrow (1967) The Best Of John Kay & Sparrow (1993)

Сольные альбомы JOHN KAY:
Forgotten Songs & Unsung Heroes (1972) My Sportin’ Life (1973)All In Good Time (1978) Lone Steppenwolf (1988)

Герман БАБКИН

© 2005 музыкальная газета