статья


Orb, The
Гигантский разрастающийся пульсирующий мозг

К сожалению, THE ORB не смогли с самого начала своей созидательнойтворческой деятельности привлечь в лагерь их поклонников достаточную дляпризнания ораву наших соотечественников, хотя нужно сказать, что вины втаком положении вещей за ними не наблюдается. «Совки» просто не готовыбыли в конце 80-х — начале 90-х годов адекватно воспринять яркость подобноймузыки. Находящиеся у нас до сих пор в противозачаточном состоянии модныетанцевальные стили, так почитаемые с начала нынешнего десятилетия в остальнойчасти мира, держатся на музыке целого ряда основоположников, среди которыхTHE ORB занимают не последнее место. Так кто же такие THE ORB и чем ихслушают?

По правде говоря, The Orb — это один человек. Dr. AlexPaterson (урожденный Duncan Robert Alex Paterson, довольствующийся присвоеннойему «докторской» степенью), созидающий первоклассную хаус и эмбиент-музыку.Бывший неизменный затейник английской пост-панковой группы 80-х годов подназванием KILLING JOKE, специализировавшейся на производстве неистовыхпсихотронных ритмов, участник группы BLOODSPORT и служащий на лейбле EGRecords, Dr. Paterson вместе с Jimmy Cauty (ex-BRILLIANT) основал в 1988году THE ORB. Менеджером группы стал Adam Morris.

Название группы переводится с английского по-разному («орбита»,«шар», «сфера», «небесное светило» и т.д.), но, похоже, помимо очевиднойкосмической направленности в него был вложен какой-то особенный смысл,т.к. ребята говорят, что позаимствовали его из сюжетной линии картины ВудиАллена «Sleeper» (к сожалению, я его не смотрел).

Первым официальным релизом группы принято считать мини-альбом«Kiss», который произвел на свет малоизвестный независимый лейбл WAU, хотяпоговаривают также, что чуть раньше все-таки вышел их то ли подпольный,то ли имеющий ничтожно малый тираж миниальбом «Eternity Project One», выпущенныйлейблом Gee Street. Как бы то ни было, признание их первого детища быломалым, а вот последовавший за ним выход 24-минутного сингла «A Huge EverGrowing Pulsating Brain That Rules From The Center Of The Ultraworld» затмилпо всем статьям успех его предшественника. Стоит ли удивляться, ведь проданныйприличным количеством экземпляров этот сингл представлял собой нечто экстраординарноедля того времени. Paterson покопался в обширной библиотеке звуков BBC,отобрал натуральный птичий щебет, подслушал журчание воды и звон колокольчика,дополнил свой периодически повторяющийся электронный мотив выдержками изнекоторых известных песен — и все, шедевр готов. Позже критики назовутэту их запись бесподобным “бракосочетанием”, легкой прогулкой по «прогрессивномуроку» и модному эмбиенту.

THE ORB подписали контракт с компанией Big Life в 1990году, но вскоре сотоварищ Dr. Paterson Jimmy Cauty предпочел оставить группуи присоединился к Bill Drummond и проекту KLF. Как оказалось, в этом человекебыло много желчности и нетерпимости к таланту бывшего коллеги. Лишь этимможно объяснить тот факт, что в 1990 году он выпустил под псевдонимом SPACEодноименный альбом, по сути содержащий позаимствованные у THE ORB материалы,которые должны были стать основой для первого полноформатного альбома группы.Dr. Paterson был, естественно, безутешен и довольствовался лишь обильно«отвешенными» благодарностями в свой адрес, которые поместил на обложкеальбома его предприимчивый бывший согруппник. Cauty, возможно, чувствуясвою вину или просто из вежливости, предложил Dr. Paterson покровительствоKLF, но вы, наверное, догадываетесь, какой был ответ.

Не долго пришлось ходить “в бобылях” Dr. Paterson. Вовремя совместной записи второго сингла THE ORB «Little Fluffy Clouds» cYOUTH Dr. Paterson познакомился со своим будущим товарищем по группе KristianWeston по кличке Trash, которую он схлопотал, будучи заядлым металлистоми участником FORTRAN 5. Они стали творческими партнерами в 1991 году, давжизнь первому в истории THE ORB полному альбому «Adventures Beyond TheUltraworld». Оригинальная версия альбома базировалась на предпринятом THEORB путешествии в фантастические измерения, глубины и затаенные уровничеловеческого сознания со слов самих «путешественников». Эта работа быстропоправила дела The Orb в хит-парадах и стала поводом для участия в записиее ремиксовой версии таких групп, как FRONT 242 и PRIMAL SCREAM. Альбомбыл полон свежих звуков и во многом предвещал формирование особой рэйв-субкультурыначала 90-х годов, хотя корни подобной музыки тоже были налицо: прогрессивныйрок 70-х годов, и в первую очередь PINK FLOYD.

В адрес теперь уже модной группы THE ORB стали поступатьпредложения поучаствовать в записи альбомов, любезно предоставить некоторыекомпозиции для ультрасовременных сборок, а Dr. Paterson — по поводу продюсирования(альбом японца Haruomi Hosoho «Mental Sports Mixes»). В это время музыкадуэта звучит на очень почетном месте в сборнике, состоящем из песен различныхгрупп, записанных в радиопрограмме Джона Пила (Radio 1). Кстати, именнодлиннющая версия их дебютного сингла (его название я уже упоминал) из этойсборки спровоцировала одного тамошнего DJ Andy Kershaw на телефонный звонокв BBC, в разговоре парень комически высказывал свое «фе» по поводу вновьпоявившихся фактов возвращения моды на хиппи, которые в свою очередь отличаютсясовершенным снисхождением к катастрофическому загрязнению окружающей средыВеликобритании.

Если получше присмотреться к названию следующего THE ORB«U. F. Orb», можно обнаружить аббревиатуру английских заглавных букв, означающих“НЛО”. Альбом содержит очередные 70-минут захватывающих путешествий в миратмосферного звучания и 7 самостоятельных интструменталок. Самым привлекательным,по-моему, является 12-минутный трек «Towers Of Dub» с его тикающим ритмом,подгоняемым настойчивыми басами, в то время как тревожный орган, накатывающиесяволны мелодичных электронных партий и спецэффекты то появляются, то исчезают.Остальная часть альбома — это чисто «орбовский» фирменный стиль: немногоплавности, чуть больше живости (чтобы можно было завестись), микшированиезвуков, ритмов и эффектов, что в итоге создает эффект танцевальности идаже волшебства с их восточным эмбиент-звучанием.

В 1993 году дуэт покидает гостеприимные, но узкие стеныстудии Big Life и становится подопечным известного лейбла ISLAND. Этотконтракт определенно открывал перед группой очень радужные перспективы,хотя были и минусы. Так, например, Paterson'у пришлось теперь работатьнад остальными проектами на его собственном лейбле INTER-MODO под разнымиименами, кроме The Orb. Ну а будущими проектами стали участие в записиремиксового альбома лучших хитов японской группы YELLOW MAGIC ORCHESTRA(`93), сборники «Trance Europe Express», «Axiom Ambient: Lost In The Translation»('94) и «Logic Trance 2» (`95), где ребята работали в тесном союзе с TheSHAMEN, ORBITAL, MOBY, UNDERWORLD, APHEX TWINS, FSOL, 808 STATE и другимимодными танцевальными командами. Между прочим, был и один смелый отказот сотрудничества по до сих пор неизвестной причине с J. M. Jarre.

5-летний юбилей существования группы отметили как надо:отправились в турне, были приглашены на церемонию награждения британскойпрограммы «The Top Of The Pops», сыграли в шахматы перед бассейном со стаейрезвящихся дельфинов, а Paterson даже был удостоен почетного звания президентастуденческого союза университета Strathclyde.

В 1994 году эти успешно прошедшие гастроли были официальнооформлены в виде концертного альбома «Live 93». Содержащие отрывки из выступленийгруппы в трех городах различных стран эти два с половиной часа потрясаютсвоим двояким воздействием. С одной стороны, были зрители (и их немало),которые даже кричали старые британские лозунги типа «This Ain't Music!»(«Это не музыка!»), но в то же время другие люди, покидая место тусовки,говорили, что было очень здорово и подобного рода музыка очень их волнует.Короче, сами видите, что группа вызывает разную реакцию, и это великолепно,ведь музыка, как мне кажется, обязана волновать, побуждать к проявлениючувств (не важно, одобрения или, вообще, отрицания).

Несколько слабее получился диск «Pomme Fritz». Этот альбомстал первой работой группы, капитально обруганной музыкальными критиками.По сравнению с предыдущими 1,5—2-часовыми опусами THE ORB он содержал всего6 композиций и прослушивался в течение чуть более 40 минут. Дело даже нев том, что его размер тянул только на сингл или в лучшем случае на миниальбом.Эти песни не несли в себе практически никаких новых идей, кроме, пожалуй,оригинально придуманных названий. Вскоре после выхода этот альбом был забытслушателями, и впору было привлечь дуэт к ответственности за столь пренебрежительноеотношение к работе.

Но мы не судьи, а THE ORB слишком прогрессивный дуэт нафоне всей этой легенькой танцевальной музыки, чтобы вот так по одному альбомунавешивать им ярлык «конченой» команды.

Как и следовало ожидать, нависшие было над ними грозовыетучи рассеяли сами же музыканты после выхода колоритного свежего и достойногосотен раз прослушивания альбома 1995 года «Orbus Terrarum». Кризис миновал,и все забыли о прошлых неудачах.

Приятная новость. Только что THE ORB “разрадились” совершенноновым альбомом «Orblivion». Мне он еще на глаза не попадался, но думаю,что послушаю его обязательно. А любителям устоявшихся традиций в современноймузыке хочу напомнить, что времена, когда танцевальными ритмами занималисьтолстокожие, идущие на ощупь дилетанты и продюсеры из компании «Tamla Motown»,исчезли, как атмосферные осадки прошлых десятилетий. Наивные диско номераможно считать уже детскими песнями, достойными дискотеки «Лимпопо», кроме,пожалуй, электронной его разновидности. Рок теоретически уже мертв. А воттак называемая клубовость в последние годы становится своего рода лечебнымсредством, помогающим прогрессивным людям и стилям найти друг друга. Здесьуже не нужны быстрые ноги или членство в комсомоле, чтобы получить доступк новой танцевальной культуре. Просто почувствуйте ритм, найдите друзей— и добро пожаловать в «клубландию», отнюдь не выдуманную страну, где царствуетсовременный звук, свет и работают профессионалы.

Дискография
1989 Kiss EP
1991 Adventures Beyond The Ultraworld
1992 U.F.Orb
1992 The Aubrey Mixes: The Ultraworld Excursions
1994 Live 93
1994 Pomme Fritz
1995 Orbus Terrarum
1996 Auntie Aubrey`s Excursions Beyond The Call Of Duty
1997 Orblivion

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета