статья


Roxette
12 лет без единого конфликта

Конец 50-х годов нашего столетия с точки зрения фанатовмелодичного поп-рока был ознаменован двумя замечательными событиями. Сначаламаленькая смазливая девчушка, а потом и парнишка-симпатяга прорвались внаше измерение где-то в районе Швеции. Так как не было никакой, даже самойдешевой рекламной компании, мир и понятия еще не имел о своих будущих кумирах.Наверное, это и к лучшему, ведь всемирное признание и славу эта творческаяпарочка добыла исключительно собственными усилиями. Итак, все по порядку.Хороша Маша — да не наша!

Цветущей весной, когда уже объективно нарастала необходимостьпередачи всей прогрессирующей растительности во власть лета, а именно 30мая 1958 года, в небольшом городке Остра-Люнгбай, что на юге Швеции, произошлопополнение в семье Фредриксон: родилась крошка Ган Мари. В родительскомдоме, к слову, уже росли трое детей: сестры Тина и Улла и брат Свен, такчто было кому позаботиться о несмышленом человечке.

Между тем молодая шведская гражданочка быстро развивалась,в том числе и в музыкальном плане. Как только Мари научилась сносно игратьна пианино, они с отцом устроили в местной церкви любительский хор, гдемежду молитвами горланили на всю округу не только религиозные песни. Каку любого начинающего музыканта, у нее были свои кумиры — Элла Фицджеральди Билли Холидей. В 17 лет она помахала ручкой отчему гнездышку и отправиласьсовершенствовать свои вокальные способности и осваивать нотную грамотув Музыкальную школу города Андельхольма. Как и у всех людей тинейджерскоговозраста, молодой организм Фредриксон требовал деньжат на витамины и развлечения.Короче, надо было подыскать себе работу, чтобы и квалификации не требовалось,и деньги лились хотя бы ручейком. Мари устроилась за пару крон подрабатыватьсадовницей. Помимо любимой музыки она в то время очень почитала живопись.

После успешного окончания школы молодая леди переехалажить в город Хальмштад, где ей пришлось прозябать вместе со своими коллегамив одном деревянном строении в городском районе под названием Rotorp.

В 1981 году Фредриксонов постигло горе: от рака умер отецсемейства, но стойкую Мари это несчастье вместо обычного в таких случаяхуныния и депрессии только подтолкнуло на еще более упорную работу. Онаначала давать сольные концерты и выпустила в первой половине 80-х годовцелых три альбома, самым известным из которых стал «Het vind» 1984 года.

Девушка была частым гостем хальмштадского рок-клуба иразличных подвально-музыкальных помещений. Но это уже следующая страницажизни талантливой шведки, которая будет связана с одним человеком. А впрочемвот и он!

Битломан и панк Пэр Гессле

По прошествии полугода после события рождения в семьеФредриксон такое же событие произошло в другой семье — Гессле. Это 12 января1959 года в городе Хальмштад новорожденный Пэр Хакан Гессле в первый разв своей жизни солировал перед “народом”. Так началась карьера будущей рок-звезды.

Опуская подробности детства этого мальчугана, займемсясразу же рассказом о пристрастии Пэра к музыке.

Дело было осенью, когда западные берега Швеции становятсяневольными свидетелями неугомонных штормов. Именно таким ненастным днем1978 года в одном из маленьких, богатых пылью хальмштадских подвалов, которыйгордо именовался комнатой для пробных записей и тренировок, забаррикадировавшисьот остального мира, прошла репетиция местной рок-группы GYLLENE TIDER («Золотыевремена») перед первым ее живым выступлением. Как вы, наверное, догадались,боссом команды новичков был 19-летний блондин Пэр Гессле, вполне профессиональныймузыкант с небольшим опытом работы, который только что раздобыл для своейгруппы заветный контракт с одной из студий на запись дебютной пластинки.В этом же году юноша потерял отца, умершего от рака.

В конце 70-х 80-тысячный Хальмштад буквально кишел молодежнымикомандами, которые настойчиво косили под THE BEATLES, да так, что местныежурналисты по праву называли город «шведским Ливерпулем». И GYLLENE TIDERзанимались тем же, добавив к чисто британскому звучанию весьма популярныев то время панк-мотивы. В январе 1980 года группа записала свой первыйхит «Flickorna pa TV2» , возглавивший шведский хит-парад. Кроме того, вовремена GYLLENE TIDER Пэр стал хорошо известен всей Швеции как неплохойпоэт-песенник, и поэтому более сотни скандинавских альбомов того временииспытали на прочность его талант.

Место встречи изменить нельзя

Однажды во время исполнения одной из песен группой в тяжелуюдеревянную дверь подвала постучали. «Входите!» — сказал Пер своей судьбе.В комнатушку вошла робенькая, худощавая девушка-брюнетка. Конечно же, этобыла Мари, молодая певица, настойчиво решившая сделать карьеру в Хальмштадеи знавшая Пэра и его команду по выступлениям в местном рок-клубе.

«Здравствуй, Пэр! Меня зовут Мари Фредриксон. Я пою вгруппе STRUL, и наша репетиционная комната находится неподалеку. Я зашлак тебе затем, чтобы только сказать, что твоя музыка мне очень нравится!»,— таковой была та знаменательная встреча — предвестница создания новойгруппы под всемирно известным названием ROXETTE.

В дальнейшем события развивалась очень благоприятно дляобоих. Благодаря тому что Пэра имел в виду бывший менеджер ABBA Томас Йохансон,заказавший Гессле песню для сольного альбома Аннафрид, и появился ROXETTE.

1985 год принес группе их первый сингл «Neverending Love»,уютно “поселившийся” в шведских чартах. Пэр и Мари стали большими друзьями-коллегами,но не больше. В 1986 году выходит их первый совместный англоязычный альбом«Pearls Of Passion», который, к сожалению, стал релизом лишь в ограниченномчисле стран. Эти двенадцать песен, среди которых помимо «Neverending Love»выделялись еще «Surrender», «Soul Deep», «I Call Your Name», положили началовеликолепной карьере шведского дуэта, который вот уже двенадцатый год здравствуети не знает раздоров.

Смотри в оба: шведы идут

Что делали Пэр и Мари следующие два года? Занимались местнымигастролями, копили песни для нового альбома и записывали шедевры на своейродине. После неважного в коммерческом плане дебютного альбома, музыкантыпо-настоящему занялись английским и с этих пор поют только на языке международногообщения.

Мало кто у нас в СНГ знает, что всемирно известный хитROXETTE «It Must Have Been Love», украсивший в 1990 году голливудский суперкассовыйфильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, благополучно существовалеще в 1987 году, когда эта композиция, написанная Пэром Гессле, стала песнейгода в Швеции.

И вот в конце 1988 года на весь мир впервые прозвучал,думается, самый дорогой и важный в музыкальной карьере Пэра и Мари сингл«The Look», который мгновенно возглавил хит-парады 19 (!) стран мира, включаяСША и Германию. Кстати, если кто-нибудь помнит, это был один из немногихиностранных музыкальных клипов того времени, который исправно появлялсяв утренней развлекательной программе 1-го союзного канала и мог поспоритьв популярности с самыми «народными» песнями Пугачевой, Лещенко и МИРАЖА.Ошеломляющий успех нового альбома «Look Sharp!» («Смотри в оба!») вылилсяв 5-миллионую цифру продаж. После этого они один за другим выпустили великолепныезапоминающиеся хит-синглы «Dressed For Success», «Dangerous» и «ListenTo Your Heart». В это время у них получалось буквально все: были впервыесняты видеоклипы, которые потрясающе представляли зрителю экспрессивнуюманеру поведения на сцене обоих музыкантов. Группа, опять же впервые, смогласобрать полные стадионы и концертные площадки во время своего турне, иналицо были самые радужные перспективы дальнейшей творческой деятельности.

Эх, прокачу!

Представляете состояние того музыканта, который толькочто записал гениальный альбом? Конечно же, он думает о будущем. Новый дискROXETTE «Joyride» стал одним из самых популярных и раскупаемых в истории,разойдясь по миру тиражом более 10 миллионов копий.

Многим людям начала 90-х годов понравилась шведская затеяпрокатиться с ветерком («Joyride» с английского значит — такая необузданнаяшальная езда верхом) на крыше красивого спортивного автомобиля вместе сМари Фредриксон и Пером Гессле, поэтому одноименный сингл можно было услышатьв 1991 году как из динамиков магнитофонов «левых» фирм вечно тусующихсяво дворе подростков, так и в приличных ресторанах и барах.

Одно явление этого периода мне показалось очень даже интересным.В то время как половина мира рукоплескала удачливым шведам, в старой консервативнойАнглии на записи группы журналисты «катали» мелкие и крупные кляузы и вообщеназывали песни ROXETTE средненьким попсовым продолжением ABBA, обвиняяMTV в вечной любви к подобного рода наивным и негромким мелодиям. Не знаю,возможно, шведы разочаровали англичан в плане языкового произношения илине впечатляющей глубины написанных на английском текстов, но одно мне кажетсяочевидным: не признавая успеха ROXETTE, английские критики просто-напростоне могли простить им, что подобное возникло не в Англии, которая на рубеже80—90-х годов явно находилась в полосе рок-кризиса с фактическим отсутствиемгромких имен и современных мультиплатиновых альбомов.

Знаете, в мире есть тысячи команд, сделавших имя всеголишь на одной удачной песне и заполнивших остальную часть альбомов хламомsecond, third и другими hand. Так вот, ROXETTE никогда не выдавали подобногорода дешевок. Выпустив в 1991—1992 годах такие синглы, как «Fading LikeA Flower (Everytime You Leave)», «Spending My Time» и «Big L.», группаотправилась в грандиозное всемирное турне. Выступая чуть ли не каждый деньи объехав десятки стран, Пэр и Мари уделяли очень большое внимание восприятиюих музыки фэнами и даже посещали местные фан-клубы, как, например, немецкийфан-клуб по адресу: Deutscher Roxette — Fanclub, Grabenstrasse 14, 7570Baden-Baden, Deutschland. Тамошние ребята молодцы, и роксетовцам оченьпонравилась их атмосфера и методы работы. В обмен на ежегодные взносы вразмере 30 немецких марок, став членом фан-клуба, вы получаете пять разв год фэн-журнал с самой оперативной информацией, поступающей в клуб непосредственноиз официального английского ФК и звукозаписывающих компаний ROXETTE, расположенныхв Швеции и Германии, майки и различную атрибутику.

Именно в такой дружеской и романтической дорожной атмосферегруппа сняла свой первый видеофильм «Live-ism», используя свежие концертныезаписи и некоторые закулисные сцены и интервью музыкантов.

После концертов в Японии и участия в лондонской церемониинаграждения лучших групп мира «International Rock Awards» у группы былтрехнедельный отдых, который Мари, например, провела очень даже активно,приняв участие в юбилейном футбольном матче между командой ее родного городаОстра-Люнгбай, за которую играет ее старший брат Свен, и командой местнойжурналистской братии, пишущей и комментирующей спортивные события. Несмотряна все усилия Мари, ее команда все-таки уступила тогда со счетом 4:5.

Песни, записанные в разных местах

Но главным событием 1992 года, естественно, стал выходчетвертого альбома дуэта, песни к которому записывались в самых различныхместах (студии, концерты, номера гостиниц и др.). Альбом содержал как концертныеверсии старых хитов ROXETTE, так и несколько новых работ в поп-униформе,присущей только этой группе. Забавность первого сингла «How Do You Do?»здесь удачно перекликается с романтическим, доводящим до слез очарованиемследующего выпущенного сингла «Queen Of Rain» и задором «Fingertips». Неумоляя достоинства и великолепия новых песен, хочется назвать этот альбомсамым невзрачным в истории группы, но это не только их проблема. Такуюже оценку может получить любой наполовину концертный альбом-сборка с паройзавлекающих свежих хитов.

Более подробно обо всех доселе рассказанных мной периодахжизни и творчества группы читайте в книге «Roxette — Die Autorisierte Biography»,в которой два шведских журналиста Ларс Лунгрен и Ян-Уве Викстрем в увлекательнойповествовательной форме преподносят нам эти подробности в сопровождениианекдотов того времени и высококачественных фото Пэра и Мари, начиная с1978 года.

Дела сердечные и киндер-сюрприз

Семейная жизнь у Мари налаживалась долго и со множествомвынужденных пауз.

Импульсивная брюнетка/блондинка впервые выскочила замужеще в начале 80-х годов. Избранником оказался шведский ударник Герт Клаессон.Однако Природе не угодно было долго сохранять их брачные отношения, и в1983 году они окончательно развелись.

После вступления на тропу под названием ROXETTE ее близкимчеловеком стал популярный шведский певец Йохан Кинде, с которым, впрочем,она ладила всего два года.

К концу 80-х Мари встретила своего старого знакомого ХансаБэртилссона. Этот театральный режиссер работал в то время в латышской столицеи руководил тамошним театром. Но и здесь оказалось не судьба.

И вот наконец был сделан окончательный выбор (до сих пордержится!). Он — простой клавишник в ROXETTE, и зовут счастливчика МикаэломБолиосом. Данная любовная связь давно уже переросла у них в счастливыйроман с продолжением. А продолжением стала родившаяся в 1993 году дочкаИнес-Жозефина.

Абсолютно противоположным и однозначным в своих пристрастияхоказался представитель мужской половины дуэта Пер Гессле. Единственнойи неповторимой для него всегда была Аза Нордин, ставшая менеджером ROXETTE.Они познакомились в 1983 году на одной вечеринке в Хальмштаде, да так ипрожили в дружбе, любви и согласии целых десять лет. В 1993 году эти помолвленныеголубки наконец-то официально оформили свои любовные отношения.

Шикарное венчание проходило 21.08.93 года в шведской церкви«Вэстра Штрес», где собрались 108 родных, близких и друзей молодоженов.Церемония была полностью выдержана в старых традициях бракосочетания. Азапоявилась у алтаря в белоснежном шелковом платье с длиннющим трехметровымшлейфом позади, в то время как Пэр был в элегантном бархатном пиджаке,белой рубашке, черных джинсах и сапожках.

На церемонию, конечно же, пришли Мари со своим бой-френдомМикки и дочкой Инес-Жозефиной. Мари исполнила там две песни: ввиду огромногожелания Пэра услышать одну из песен Пола Маккартни первой стала романтичнаяпесня BEATLES «Here, There and Everywhere» и на закуску был исполнен одинстарообрядный напев.

Гости, репортеры и новобрачные остались очень довольныизысканными блюдами, специально приготовленными по случаю торжественногодня. После всех событий молодожены укатили на серебряном лимузине, дабыторжественно уединиться (по старому обычаю), и даже не пожелали отправитьсяв свадебное путешествие, сославшись на то, что во время прошедшего турнеROXETTE они повидали достаточно экзотических мест. После чего Пер опятьзасел в своей студии для записи песен к новому альбому.

Ребенок не помеха

После записи в собственной студии Пэра сольного альбомаМари в конце 1992 года, группа взяла отпуск, как вы уже знаете, «по семейнымобстоятельствам». На выходе из этого расслабленного состояния никакой леностиу обоих шведов не наблюдалось.

Первым делом они продолжили работу в студии и сразу жесочинили необыкновенно мелодичную балладу под названием «Almost Unreal»для саундтрека к голливудскому киношедевру «Супербратья Марио».

Следующий студийный диск появился на рынке весной 1994года и по идее должен был затмить успех самого удачного до этого альбома«Joyride». Но, несмотря на его сильно бодрящую смесь из 14 разноплановыхвещей, отзывы критиков и коммерческие поступления от него едва ли можнобыло назвать удовлетворительными. Мне, например, очень не понятно такоеположение вещей, и вот почему.

В мире сейчас вряд ли можно найти другой такой коллектив,который бы одинаково нравился как любителям поп-музыки, так и сторонникамрок-направления. И этот альбом яркое тому подтверждение. Тихое романтичноешептание композиций типа «Vulnerable», «What's She Like?» и «Crash! Boom!Bang!», рассчитанное на балладного гурмана, здесь незаменимо сочетаетсяс гитарными в корне роковыми вещами, такими как «I Love The Sound Of CrashingGuitars» или «Sleeping In My Car». Возможно, в этом альбоме шведы и несотворили ничего сверхъестественного, но, по-моему, все-таки величина народнойлюбви к произведениям музыкантов гораздо показательнее мнения любого пытающегосябыть объективным музыкального критика, который всегда для кого-то отец,а для кого-то и отчим.

Не докучай нам — лучше подхватывай припев!

Впрочем успеха и признания шведам не занимать. Наверное,они и сами это чувствуют, иначе бы не решились на выпуск альбома лучшиххитов под названием «Don't Bore Us — Get To The Chorus!» («Не докучай нам— лучше подхватывай припев!) и сборника редких версий своих песен «Rarities»,ставшего релизом в Швеции и еще в некоторых странах.

Почему именно так был назван диск с лучшими синглами?Пэр: «Это была моя идея. Большинство почитаемых мною групп выступали сосвоими трехминутными хитами в 60-е годы (The Beatles, The Byrds, The Kinks)и звучали просто здорово. В их песнях вы не нашли бы современных минутныхгитарных проигрышей и бесконечно повторяющихся припевов. Припевы в то времябыли запоминающимися и захватывающими. Все это я и пытался внедрить в музыкуROXETTE». В альбом были включены все синглы группы 1988—1995 годов плюсчетыре новых, которые в 1995—1996 годах Майсан и Пелле (официальные прозвищаМари и Пэра) также постепенно произвели в ранг отдельных синглов. Альбомвышел, как и полагается для суперсборников, очень сильным. Любому меломану,совершенно не знакомому с творчеством этой группы, я бы посоветовал начатьпросвещаться с этого компакт-диска, а именно CD, потому-то темпераментнуюгитару Пэра и волнующие голоса обоих шведов вы сможете по достоинству оценить,только имея под рукой весь спектр частот.

Настоящее и будущее

Практически половину 1996 года группа отдыхала. Мари занималасьдомом и воспитанием Инес-Жозефины. По ее словам, после рождения дочки онав корне изменила свои взгляды на жизнь вообще, и материнство в частности.Теперь дочка у нее на первом месте, а ROXETTE — на втором. Дочка на глазахрастет и радует своих родителей, а они, счастливые, уже подумывают о второмребенке.

Пэр, как всегда, не сидел без дела. Он построил себе небольшуюлетнюю фазенду в местечке Тилесанд в нескольких минутах езды от его родногоХальмштада. Оборудовав там небольшую, но уютную студию, Пэр во время ROXETTE-паузыписал там новые песни и работал над альбомом лучших хитов своей старойкоманды GYLLENE TIDER, которая мгновенно собралась для серии выступленийв Скандинавии. Кстати, этот альбом продержался целых 13 недель на вершинехит-парадов всех скандинавских стран, чем Пелле был необыкновенно доволен,а их новый сингл «Kung Of Sand», как в старые добрые времена, облюбовалпервое место в Швеции.

Как оказалось, ROXETTE любит экзотику. Только такими соображениямиможно оправдать выход в конце 1996 года их нового альбома «Balladas EnIspanol». Как видно даже человеку без инязовского образования, это испано-язычнаяработа. Молодцы, конечно, что пытаются нести вечное не только сведущимв английском и шведском людям! Но позвольте, третий подряд сборник старыхпесен — это уж слишком!

Хорошо, что весной планируется к выходу их диск с действительноновыми записями, а то бы все это попахивало творческим кризисом, да и только.Короче, дуэт сейчас в полном расцвете своих созидательных сил и готовитсяк новому грандиозному турне. В Беларусь они, естественно, не заглянут,а вот в Россию вновь собираются. Так что копите деньги, отыскивайте льготына проезд — и айда ROXETTE cлушать!

Дискография
1986 Pearls Of Passion
1988 Look Sharp!
1991 Joyride
1992 Tourism
1994 Crash! Boom! Bang!
1995 Rarities
1995 Don't Bore Us — Get To The Chorus! Greatest Hits
1996 Balladas En Ispanol

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета