Smith, Patti
Легенда женского рока

В свое время ее личность была в достаточной степенимифологизирована. Еще бы: легенда женского рока, панковская поэтесса, богемнаяпроповедница... Ей до сих пор присылают диссертации, в которых сравниваютее с Рембо. Пэтти Смит (Patti Smith) лестно слышать о своем влиянии наумы, но она никогда не считала себя культовой личностью, признаваясь, чтов пике популярности у нее были только молодость, вера в то, что она делает,и ни гроша в кармане.

Ее знакомство с рок-н-роллом состоялось в шестилетнемвозрасте. Однажды она шла в церковь (к религии ее привлекли родители —интеллигентные, но не приспособленные к жизни люди, вступившие в сектуСвидетелей Иеговы) и услышала сорокопятку «The Girl Cant Help It» ЛиттлРичарда, которую крутил местный парень. «Я так и застыла на месте. Помнится,меня очень позабавила нарастающее возмущение нянь, прогуливавшихся с коляскамипо улице». Маленькая Пэтти любила свою семью, но чувствовала себя в ней(да и в окружающем мире) несколько отчужденной, как бы гостьей из другойцивилизации. Но вот появился Дилан, и с тех пор она уже никогда не былаодинокой. Потом пришли ROLLING STONES, которые помогли пережить трудныйпериод подростковой ранимости. «Я всегда буду благодарна Дилану и STONESза то, что они дали мне возможность во что-то поверить, и до сих пор считаю,что в рок-н-ролле мы ближе всего подошли к созданию универсального языка».

В 1969-ом Смит вместе с Робертом Мэпплторпом, с которыму нее были «первые серьезные отношения», отправляется в Нью-Йорк, кудавсе еще стекались «печальные и прекрасные» в надежде стать звездами, ноу новичков было мало шансов. «Все было глухо до 1974-го, когда вдруг нашлисьлюди, желавшие делать то же, что и я. Вначале нас было всего 14, но наширяды пополнялись, а главное - теперь у нас появилась возможность самовыражения».

Дебютный альбом Horses, вышедший в 1975 году, вызвал волнуэнтузиазма среди рок-исполнительниц, которые стали активно подражать Смит.Вошел в моду рок, подкрепленный силой слова. В последующие три года Смитзаписала еще три альбома, сочетавших бескомпромиссный рок и вдумчивую лирику:Radio Ethiopia, Easter и наиболее удачный Wave. Ну а вслед за этим началсяее длительный отпуск «по семейным обстоятельствам», ненадолго прерванныйлишь в 1988 году, когда был записан альбом Dream Of Life. Они с мужем вовсюпланировали возвращение в рок, когда Фред (Fred «Sonic» Smith — бывшийгитарист МС5), неожиданно скончался от сердечного приступа. Смит была совершенноубита горем, и работа над новым альбомом застопорилась. «Выйдя замуж, ястала образцовой гражданкой и матерью, целыми днями занятой стиркой, ремонтомунитаза и заботой о детях. Вопреки общепринятому мнению, Фред всегда былчувствительнее меня и гораздо сильнее тосковал по року. Он считал, чтоарена для женского рока расширяется, и не хотел, чтобы люди забывали обомне. Своим возвращением я обязана именно ему». При поддержке друзей альбомGone Again все же удалось закончить, хотя звучание его в корне отличалосьот задуманного - оно получилось более созерцательным. Альбом целиком посвященФреду, даже песня «About The Boy», написанная под влиянием творчества КуртаКобэйна.

А летом прошлого года Смит решилась предпринять первоепосле 18-летнего перерыва турне, в котором ее сопровождали друзья и старыеучастники группы, а также сын Джексон (13 лет) и дочь Джесси (8 лет) какнапоминание о причине столь длительного ухода со сцены. «Мы все как большаясемья, и это очень хорошо для моих детей, которые все еще тоскуют по отцу».Она и сейчас не уверена в том, что кому-то будет интересно ее сегодняшнеетворчество, хотя на ее концерты приходят как старые, ностальгически настроенныепоклонники, так и молодежь, очевидно, проверяющая, на что она способна.Есть и такие, которых Смит окрестила «мертвыми головами»: «Им просто нуженвожак — неважно, какой, — и они идут за нами». Вне зависимости от состава,отношение публики к ней неизменно теплое и внимательное, в то время каксама Смит не всегда терпима к зрителю и предъявляет кое-какие требования,становясь подчас даже агрессивной. «Моя стратегия — предельная честность.На сцене мне нечего скрывать, и все же о некоторых вещах мне сегодня неудобноговорить. Знаю, что это вызовет иронию, но сейчас меня смущают вопросыо сексе. В молодости я говорила о нем все время, пытаясь внести элементпорнографии в искусство, но, прожив моногамно 18 лет и принимая во вниманиеопасность СПИДа, в настоящее время мне бы не хотелось публиковать своиособо откровенные стихотворения. Я признаю секс частью того, что я делаю,но это скорее физиология, инстинкт. И уж, конечно, я не секс-символ».

Последствия ее экспрессивных выступлений по сей день даюто себе знать: в 1977-ом во Флориде она упала со сцены и сломала два шейныхпозвонка, так что время от времени ей необходимо показываться специалисту.Смит, однако, утверждает, что никогда не была такой дикой вне сцены и вообщепротивница саморазрушения, поскольку ее всю жизнь окружали люди, ради которыххотелось пожить подольше. «Все всегда были очень добры ко мне, а послесмерти Фреда поддерживали на каждом шагу. По инициативе Боба Дилана состоялись10 совместных концертов в Лос-Анжелесе, а Майкл Стайп, с которым я раньшевообще не была знакома, позвонил, предложил свою помощь, заехал и привезподарки детям (к слову, Стайп, услышав в 15-летнем возрасте Horses, расчувствовалсядо слез, и с тех пор Смит стала для него кумиром, а выступление с ней наодной сцене в Лос-Анжелесе он относит к десяти величайшим событиям в своейжизни. — Прим. авт.). Такое великодушие объясняется скорее всего тем, чтоя вдова, к тому же стареющая — мне почти 50, в конце концов. Как бы тамни было, сейчас я чувствую себя достаточно сильной».


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета