Enigma
Тайна за семью печатями

Музыка "ENIGMA" (в переводе с англ. — "загадка")— это целый жанр, и сейчас невозможно представить, что этого любимого ипопулярного во всем мире жанра не существовало до тех пор, пока один человекне придумал его. Имя этого человека Michael Cretu. Он создал свой собственныймузыкальный мир, причудливый и неповторимый. Его имя никогда не подлежалоширокой огласке, но так как Майкл наотрез отказывается фотографироваться(только в исключительных случаях), редко дает интервью и сам характеризуетсвой образ жизни как загадку, то и жаловаться на недостаток внимания состороны журналистов ему не приходится.

Майкл Крету родился в Бухаресте 18 мая 1957 года. Ещес раннего детства он занимался музыкой. В 1979 году Грету успешно закончилМузыкальную Академию во Франкфурте. После чего он стал пробовать свои силыв качестве студийного музыканта. Первый ошеломляющий успех принес Майклупесни, написанные в восьмидесятых годах для поп-звезды Сандры, ставшейвпоследствии его женой. Также он работал с такими группами, как MOTI SPECIALи HUBERT KAH, где он выступал в качестве исполнителя, композитора и арранжировщика.

Последние восемь лет Крету прожил в Ибизе (Испания), почтив полном одиночестве, отдавая все время написанию музыки для своего удивительногопроекта ENIGMA.

Совсем недавно, впервые за долгие годы Майкл, решил приоткрытьзавесу тайны, окружающей его жизнь, и публично представил свой третий альбом"Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!".

Как свидетельствуют люди, которым посчастливилось, общатьсяс этим замечательным человеком, Крету — радушный, гостеприимный человек,которого никак нельзя назвать затворником. Однако, по его собственномупризнанию, любимым местом на земле для него остается собственная студия,которую сам Майкл называет "гостиной".

"После успеха Сандры у меня впервые за многие годыпоявилось немного времени для того, чтобы сочинять музыку для себя",— говорит Майкл.

Оставив в стороне увлечения массовой культурой, Кретуначал работать над песнями, близкими по духу к его любимым PINK FLOYD иYES. "Мне всегда нравилось творчество именно этих групп. Но однаждыя понял, что меня уже не устраивает банальное прослушивание. Поэтому ясам попытался сочинять нечто подобное", — комментирует Крету.

Этот человек любит экспериментировать со звуками. Например,его решение использовать одновременно два очень разных и непопулярных звука— свирель и монашеские песнопения — вместе с мощными ритмами диско произвелонастоящий фурор в мире музыки. Вот, как просто объясняет свой выбор самМайкл: "Мне всегда очень нравилась свирель, и я уже много лет искаллюбую возможность использовать ее в своем творчестве".

Первый проект ENIGMA Крету отнес на студию Virgin RecordsGermany, где его уже несколько лет знали как художника и продюсера. В октябре1990 года в свет выходит первый сингл ENIGMA "Sadeness Part One"сразу за ним последовал релиз первого альбома, "MCMXC A.D."

"Sadeness" покорил вершины хит-парадов в 23странах мира, а альбом стал самым успешным за всю историю немецкого шоу-бизнеса:он был распродан тиражом более 12 миллионов экземпляров, занял первое местов 41 стране, продержавшись в хит-парадах более пяти лет.

Второй альбом ENIGMA "The Cross of Changes"вышел в 1993 году, был распродан тиражом 5 миллионов экземпляров, а сингл"Return to Innocence" стал хитом номер один во всем мире.

25 ноября состоялся наконец релиз третьего альбома ENIGMA,которому предшествовал выход сингла "Beyond the Invisible".

Сам Крету относится к первым двум альбомам, как к предшественникамтретьей работы. По его словам, в процессе создания нового проекта Майклон преследовал единственную цель: "соединить два предыдущих альбомав одном, немного изменив и разнообразив их".

"В этой работе монашеские песнопения и свирели ушлина второй план. Главной задачей стало сделать альбом более гармоничным,чем предыдущие. Поэтому я отказался от пресловутых барабанных ритмов, таккак больше не мог выносить этого звука. Барабанные партии в этом альбомесильно отличаются от предыдущих, кроме того, они стали намного тише",— говорит Крету.

Майклу удается сохранять поразительную верность одномустилю, он постоянно придерживается одной концепции во всех своих песнях,и все, что он делает, содержит долю филосовского смысла. Например, вот,что говорит Майкл о названии своего последнего альбома "Le Roi EstMort, Vive Le Roi!" (Король умер — да здравствует король!). "Этоо том, как вещи меняются и как они остаются такими же, как и были. Песнив альбоме — это наивное отражение нашей повседневной жизни, они показывают,почему человек делает что-то именно так, а не иначе".

"Вопрос почему", который сопутствует нам всюжизнь от того момента, когда мы маленькие — "почему небо синее?"-- до глубокой старости, когда мы спрашиваем: "почему я должен умереть?",-- этот вопрос "почему?" ключевой в альбоме. Крету — отличныйзвукорежиссер, и обычно сам участвует в процессе записи альбома. Последнийгод Майкл провел почти в полном одиночестве, закрывшись в своей студии,практически не вылезая из-за микшерского пульта. "Для меня очень важноиногда абстрагироваться от мира, тогда я могу заглянуть внутрь себя и создатьдействительно что-то необычное", — так объясняет Майкл свои исчезновения.

К сожалению, Майкл решил не выпускать несколько потенциальнохитовых синглов, чтобы, как он считает, не нарушать смысловой целостностиальбома. "Альбом — хозяин, а сингл — раб", — утверждает Крету.

Пока Крету прячется от фотоаппаратов и видеокамер, имиджENIGMA поддерживается другим талантливым человеком -- Julien Temple. Воткак Тэмпл, режиссер клипов ENIGMA, отзывается о работе с Майклом: "Онауникальна. Майкл не появляется на экране, но очень четко представляет себе,как должна выглядеть его музыка. Он четко излагает свои идеи, и это сильнооблегчает мою работу".

Крету в свою очередь не может нахвалиться на работу Тэмпла:"Просто поразительно, но он читает мою музыку между строк, представляетее себе так, как представляю ее я, и создает именно то, что я хочу увидетьна экране".

Пока альбом изо всех сил (и не без успеха) раскручиваетсяпо всему миру, Крету, как обычно, остается в тени событий, готовя публикеновый подарок. "Мое участие важно тогда, когда создается песня. Сейчас,когда альбом уже вышел в свет, важен не я, а именно он, его музыка. Ведьэто музыка, а не я — звезда".

"Настоящее искусство — это возможность создаватьнечто единое из бесконечного множества мелких деталей, фрагментов и идей.ENIGMA становится чем-то таким, что вбирает в себя все оттенки музыки".МайклКрету.

"Вещи меняются, Но ничего не меняется И все же некоторыеизменения происходят "Король умер, да здравствует король!" —эти слова из песни Майкла могли бы, пожалуй, послужить девизом последнегопрограммы ENIGMA.

С выходом альбома "Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!"музыкальный проект под кодовым названием ENIGMA превратился в трилогию.Альбом очень индивидуален, вместе с тем он наполнен оттенками многих музыкальныхнаправлений. В нем также улавливается стиль и атмосфера двух предыдущихальбомов, созданных Майклом Крету, та созидательная сила, которая стоитза всемирным успехом ENIGMA.

"Учителей больше нет, Они больше не могут научитьнас чему-нибудь новому, Они только и могут, что помочь нам вспомнить То,что мы знали всегда".

Массовый успех ENIGMA 1 и ENIGMA 2 стер все границы, объединилвсе музыкальные стили. За всю историю проекта было продано 20 миллионовальбомов и 8 миллионов синглов.

Проект ENIGMA 3, который появился недавно уже успел доказатьсвою конкурентоспособность. На сегодняшний день фирмами, торгующими компакт-дисками,заказано уже свыше 4 миллионов экземпляров альбома.

Извлекать смысл из песен ENIGMA — занятие не из легких,и сам Крету предупреждает: "Слова никогда не смогут объяснить музыку.Музыку может выразить только музыка". Говоря о программе в целом,Майкл замечает, что каждая песня в альбоме — как глава в книге — неотъемлемая,но все же, лишь часть общей работы.

В заключение мы предлагаем интервью, который Майкла Кретудал австрийскому радио:

-- Мне нравится жить в Ибизе. Я не хочу возвращаться вбольшой город, там слишком шумно и грязно... Мне действительно больше нравитсяжить за городом.

-- Как вы относитесь к современной музыке?

-- За последние три года в музыке не происходит никакогоразвития. Это трагедия.

-- Почему между выходом вашего второго и третьего альбомовпрошло так много времени?

-- Это из-за беременности Сандры и рождения близнецов(их зовут Никита и Себастьян, и они родились 6 июля 1995 года в 10.03 и10.04). Я не могу работать время от времени, я должен целиком отдаватьсебя творчеству. Поэтому на время с музыкой пришлось завязать.

-- Не приходилось думать насчет концертов?

-- Я знаю, что мне доступно, а что нет. Концерты, любыепубличные выступления — не для меня. Да и незачем мне делать свою музыкуна глазах у 100-тысячной толпы. Я счастлив только тогда, когда никто незамечает меня.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1996 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета