Smashing Pumpkins
Четыре Тыквы, которые потрясли мир

Среди множества команд, исповедующих так называемыйграндж, ярко выделяется группа SMASHING PUMPKINS во главе с автором песен,вокалистом и гитаристом-виртуозом Билли Коргэном (Billy Corgan). Группапережила серию кризисов, но, несмотря ни на что, продолжает создавать песни,которые, оставаясь понятными рядовому слушателю, являются музыкальнымипроизведениями высокого класса. Их альбом 1995 года «Mellon Collie andthe Infinite Sadness» подтверждает это: на сегодняшний день уже проданоболее трёх миллионов экземпляров альбома.

КОРНИ

В городе Чикаго жили-были два гитариста. Однажды, в году1988-м, они познакомились и решили создать группу. Звали их Билли Коргэни Джеймс Иха (James Iha). В то время первый работал в магазине подержанныхзаписей, а второй учился в школе, одновременно изучая изобразительное искусствов Loyola University города Чикаго. После этой, по-своему знаменательнойвстречи начались репетиции. И как только материала накопилось достаточно,они дали дебютный концерт в баре, который назывался «Polish». Коргэн игрална бас-гитаре, а ударника заменяла драм-машина (несмотря на то что до этогоБилли был участником "металлической" группы из Флориды под названиемMARKED, он позже назвал стиль SMASHING PUMPKINS того времени «мрачный арт-рок»).Вскоре после концерта Коргэн вступил в словесную перепалку с особой, которуюзвали Д’Арси (D’Arcy), по поводу группы DAN REED NETWORK. В потоке руганиу Д’Арси сорвалось с языка, что она играет на гитаре. Коргэн сразу же прекратилругаться и предложил ей играть на бас-гитаре в его с Джеймсом группе.

Так в коллективе появился третий участник. Перспективнуюмолодую команду сразу же заметил владелец местного клуба и предложил имоткрыть концерт перед JANE’S ADDICTION, к тому времени уже известной группой,с условием, что SMASHING PUMPKINS заменят драм-машину на барабанщика. Наэто место был приглашён Джимми Чемберлин (Jimmy Chamberlin). Теперь группабыла в боевом составе.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К УСПЕХУ

После ещё нескольких выступлений на концертах в качестверазогревающей группы, пришло время попробовать себя в студии. И в скоромвремени на чикагской фирме грамзаписи «Limited Potential» («Ограниченныйпотенциал») вышел первый сингл «I Am One», включивший в себя одноимённуюпесню, написанную Иха и Коргэном. Диск получился достаточно интересным.На группу обратили внимание другие фирмы после дополнительного 7’’ сингла«Tristessa», вышедшего в декабре 1990 года на фирме Sub Pop, которой ктому времени можно было присваивать звание «супергранджевой», так как наней записывались множество звёзд гранджа, включая NIRVANA. Немного позжеSMASHING PUMPKINS подписали контракт с Caroline Records, независимой фирмойграмзаписи, принадлежащей Virgin Records. Первый альбом «Gish» вышел вмае 1991 года. В него вошли заглавные песни ранее вышедших синглов. Онбыл записан продюсером Бутчем Вигом (Butch Vig) в его Smart Studios в городеМэдисон, штат Висконсин. Признанный одним из самых успешных альбомов года,он, несомненно, является большим событием в мире современной музыки, еслиучитывать, что в том же году вышел легендарный альбом NIRVANA «Nevermind»,также спродюсированный Бутчем Вигом. На сегодняшний день уже продано более700 тысяч экземпляров «Gish», переизданного Virgin Records. Этот дебютпродемонстрировал уникальные способности Коргэна, его умение сделать доступнымидля понимания и восприятия массового слушателя достаточно сложные мелодии.Согласитесь, совместить эти два качества очень трудно, и немногие исполнителимогут похвастаться этим.

ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ СЛУХАМИ

После завершения работы над «Gish» группа начала активнуюгастрольную деятельность, которая длилась целых полтора года. Однако, какэто часто случается с восходящими звездами, в скором времени жизнь группыстала всё больше напоминать мыльную оперу. Сначала Иха и Д’Арси, которыебыли в достаточно близких отношениях, разругались друг с другом во времятурне. Это событие не нанесло SMASHING PUMPKINS ущерба в музыкальном плане,но стоило нервов всем участникам группы. К тому же, в то время как волнапопулярности «Gish» нарастала день ото дня, Коргэн стал вести образ жизни,изматывающий его талант и здоровье. И уже к моменту возвращения в Чикагоон был близок самоубийству. Следующим событием стало сообщение Чемберлинаучастникам группы о том, что он находится в алкогольной и наркотическойзависимости и в связи с чем собирается отправиться в лечебницу. Таким образом,после концертного тура «Gish», вместо того чтобы радоваться неожиданносвалившемуся успеху, SMASHING PUMPKINS оказались на грани распада.

"SIAMESE DREAM"

Но надо было записывать новый альбом. Долгое время делоне могло сдвинуться с мёртвой точки, так как Коргэн был в состоянии депрессии.Между тем популярность группы повысилась благодаря песне «Drown», вошедшейв саундтрэк к популярному фильму «Singles». Работа над новым проектом началасьвновь с Бутчем Вигом за пультом. Отношения между участниками SMASHING PUMPKINSпо-прежнему оставались напряжёнными. К тому же Джимми Чемберлин бесследноисчез на пять дней, вновь «погрузившись» в наркотики. Билли хотел посостязатьсяс альбомом NIRVANA «Nevermind», но не был уверен в том, что сможет самостоятельнозавершить начатое. Он был буквально парализован неуверенностью в себе.Позже Коргэн вспоминал: «Я был двадцатичетырёхлетним человеком, находящимсяпод огромным давлением, которое исходило не только из мира музыки, но ииз моей собственной души. К тому же наша музыка стала продаваться достаточнобольшими тиражами. Я знал, что мог бы заниматься ерундой, а мог писатьпесни, которые бы заставляли людей плакать. Я ощущал колоссальное давление,я сотворил монстра и жил в его шкуре». Всё-таки решившись, Коргэн не сталждать и самостоятельно отыграл почти все гитарные и басовые партии, оставивтаким образом Иха и Д’Арси не у дел. Просто он хотел осуществить свои многочисленныеидеи на как можно более высоком музыкальном уровне и постоянно работалс Бутчем Вигом. В результате этого «Siamese Dream» был завершён на месяцпозже запланированного срока и был выпущен в июле 1993 года. Уровень альбомаотличался высоким профессионализмом как инструментальных партий, так исамой музыки. При длине в 64 минуты эмоционального пика диск достигал тольков конце, на девятиминутной песне «Silverfuck», которую без всяких натяжекможно признать лучшей на альбоме. «Siamese Dream» вошёл в список 200 лучшихальбомов журнала «Billboard» под номером 10. И на сегодняшний день проданоболее трёх миллионов экземпляров его. Этот альбом был оценен и истиннымиценителями рока – англичанами. Свидетельством тому служат занимаемые имвысокие места в британских хит-парадах, а также тот факт, что он был названавторитетным британским музыкальным журналом «Q» в числе 50 лучших альбомов1993 года. Сам Коргэн через два года после выхода диска сказал: «Это былпервый раз, когда я смог внимательно послушать свой альбом, потому чтопрошло достаточно много времени с момента его записи. Он действительнорастрогал меня. Я просто плакал – он так прекрасен!».

Во время концертных поездок с «Siamese Dream» у группывсё ещё существовала проблема с личных взаимоотношений. Однако с музыкальнойточки зрения профессионализм их заметно усилился, и, каким бы талантливымне был Коргэн, нужны были усилия всей группы, чтобы осуществить его идеи.В 1994 году SMASHING PUMPKINS были удостоены чуть ли не самой высокой честив мире альтернативной музыки -- они были приглашены возглавить фестивальLollapalooza. Сразу же после этого события "тыквы" вернулисьв Чикаго, и Коргэн начал работать над материалом для следующего альбома.В октябре 1994 года только в США был выпущен сборник раритетов и вторыхсторон синглов SMASHING PUMPKINS, названный «Pisces Iscariot». В Англииэтот компакт-диск был издан в ноябре 1996 года.

ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ

Перед тем как всерьез заняться подготовкой нового альбома,Коргэн написал несколько дюжин песен. Заранее было решено, что программабудет состоять из 28 песен на двух CD. Таким образом была сделана попыткаизбежать мучительного процесса выбора между громадным количеством песен,написанных Коргэном.

Хотя, честно говоря, и эта мера не помогла. Так, на одномиз вариантов нового альбома, выпущенном на трёх виниловых дисках (т.е.пластинках) были две композиции «Tonight Reprise» и «Infinite Sadness»,а на вторых сторонах синглов, выпущенных к альбому («Bullet With ButterflyWings», «1979», «Tonight Tonight», «Zero»), позже было помещено более двадцатипесен, не вошедших в альбом. Работе над «Mellon Collie and the InfiniteSadness» сопутствовало потепление отношений между участниками группы. Коргэнослабил свои деспотические тиски во время процесса записи, а Иха и Д’Арсисыграли полагавшиеся им инструментальные партии. Как и ранее, Коргэн пыталсядостичь совершенства, временами почти граничащего с безумием. На этот раззапись доводили до состояния кондиции британцы Флад (Flood) и Алан Моулдэр(Alan Moulder). Флад до этого продюсировал некоторые альбомы таких звёзд,как U2, NINE INCH NAILS, POP WILL EAT ITSELF, DEPECHE MODE, PJ Harvey,ERASURE. Алан Моулдер продюсировал THE CURE, RIDE, SHAKESPEAR’S SISTERS.Они помогли по-новому раскрыть музыкальные идеи Коргэна. И альбом получилсяна славу и просто поражал колоритом тонов и глубиной чувств. При длинев 122 минуты он слушается с упоением. В нем прекрасно гармонируют композиции,пробирающие до костей своим нигилизмом, и песни, где отведено место простымчеловеческим чувствам -- любви и искренности. Один известный музыкальныйкритик заметил, что эмоциональный пик альбома похож на погоду в Техасе:если вам не нравится, то подождите пару минут -- и всё изменится. Коргэнпосле выхода альбома сказал, что он пытался написать песни, став на местообычного тинейджера. Но в «Mellon Collie and the Infinite Sadness» такжемного и самого Билли Коргэна. Особенно это заметно в мрачных фразах вроде«Мир—это вампир» или «Бог пуст, как и я». Но не чистое зло управляет лидеромгруппы, а любовь. Во всех ее противоречивых обликах: прощения и отчуждения,нежности и отвращения. Как-то Билли шутя сказал, что он хотел, чтобы «MellonCollie and the Infinite Sadness» стал для нынешнего поколения тем, чемстал альбом PINK FLOYD «The Wall» для молодёжи в 1979 году. После выхода«Mellon Collie and the Infinite Sadness» имел бешеный успех. Альбом продавалсяи продавался до тех пор, пока не стал самым успешным, когда-либо выпущеннымдвойным CD. Радовало и то, что это была работа всей группы, а не бывшегоколлекционера бейсбольных карточек, который персонально хотел сыграть всегитарные и басовые партии. Казалось, что успех будет сопутствовать "тыквам"всегда... Они поехали в мировое турне. Начало было превосходным. Те люди,которые видели их ранее постоянно пререкающимися, разбитыми, ведущими себяна сцене как придурки, отмечали, что теперь они с огромным удовольствиемнаблюдают прекрасные выступления SMASHING PUMPKINS. Однако, творческийуспех вступил в противоречие с житейскими проблемами, которые наносилиему безжалостные, сокрушительные удары. В Чикаго умер отец Джимми Чемберлина,что привело к отмене нескольких концертов группы в Австралии и мартовскихконцертов в Новой Зеландии. Музыкантам пришлось улететь домой. Вскоре онивозобновили турне. Но 11 мая семнадцатилетняя Бернадетт О’Брайен (BernadetteO’Brien) была раздавлена насмерть во время концерта SMASHING PUMPKINS вДублине. Участники группы были очень расстроены этой смертью, но послеотмены концерта вечером следующего дня в Белфасте, они решили продолжить.В июне того же года группа принимала участие в Tibetan Freedom Concertв Сан Францинско. И затем случилось самое страшное. В гостинице от передозировкигероина скончался, не приходя в себя, клавишник группы Джонатан Мэлвоин(Jonathan Melvoin). В это время в номере с ним находился ударник группыДжимми Чемберлин, также принявший дозу. Через пять дней после этого музыкантырешили исключить Чемберлина из состава группы. Тяжелее всех этот разрывпереживал Билли Коргэн, так как все знали, что Чемберлин — его самый большойдруг, которому он доверял всё. Но, как оказалось, произошедшее не былопервым случаем уличения группой Джимми и Джонатана в употреблении наркотиков.До этого их два раза предупреждали (а Джонатана даже выгоняли из группы,но затем принимали обратно). Сначала это произошло в феврале в Бангкоке,а затем в Португалии. И каждый раз они обещали...

После этого группа всё-таки решила продолжить турне, заменивЧемберлина ударником Мэттом Уолкером (Matt Walker) из FILTER и взяв клавишникаДэнниса Флемиона (Dennis Flemion) из группы THE FROGS на место ДжонатанаМэлвоина. По этому поводу в одном из интервью Билли Коргэн заметил: «Мнеочень жаль Джонатана и его семью, потому что он был действительно восхитительнымчеловеком. Мне жаль и Джимми, так как он сам же и разрушил то, что помогалсоздавать. Но мы не чувствуем, что сделали что-то не так. Поверьте, мыне закрываем глаза на трагедию, но кого и к чему толкнули бы мы своим отказомпродолжить турне? Себя и своих поклонников. А это сделало бы трагедию ещёпечальней. Мы поступили так не от злобы или равнодушия. Когда вы говоритевашему барабанщику: «Мы отменим многомиллионное турне в любом случае, чтобыты смог отправиться в лечебницу», а он не принимает вашей помощи и говоритвам, что всё хорошо, -- где же ответственность? Каждый из нас троих протягивалему руку, а он плюнул нам в душу. Это уже третий курс лечения Джимми отнаркотиков. Очевидно, что два предыдущих толку не дали. Будет ли кто-либообвинять в этом лечебницу?»

ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Вслед за вопросом о продолжении турне встал вопрос о том,не станет ли оно последним для группы. И ответ Коргэна прозвучал оченькатегорично. Лидер официально заявил, что группа не собирается распадаться.Подтверждением тому служит то, что 12 ноября вышел новый сингл «ThirtyThree» с очередной порцией новых песен (о чем наша газета уже сообщала).Более того, на 26 ноября был намечен выпуск бокс-сета под названием "AeroplaneFlies High", который состоит из пяти CD-синглов к последнему альбому.Так что будем надеяться на лучшее и ждать нового альбома этой талантливойгруппы.

ГЛАВНАЯ "ТЫКВА"

William Patrick Corgan родился 17 марта 1967 года, в одиндень с Куртом Кобэйном (Kurt Donald Cobain). Родители Билли развелись,когда он был ещё ребёнком, вследствие чего он постоянно переселялся изодного дома в другой. В конце концов он стал проводить большую часть временисо своей мачехой, так как его отец – профессиональный гитарист – постоянногастролировал с различными чикагскими группами, игравшими в стиле ритм-энд-блюз.

«Я хорошо себя вёл, но на самом деле был кошмарным ребёнком.Моя мачеха позже говорила мне, что в пять лет я был просто ужасен. Другиелюди говорили, что в этом возрасте я был в состоянии вести взрослые разговорына абсолютно серьёзные темы». Билли был хорошо физически развит. Он простожил ради бейсбола. Как-то, вспоминая детство, он сказал, что у него былогде-то десять тысяч бейсбольных карточек и он очень расстраивался, еслиместные телевизионные компании за сезон транслировали 154 из 162 матчейChicago Cubs (местная бейсбольная команда). «В первом или втором классея был почти в два раза выше всех остальных. Сверстники догнали меня поросту только к двенадцати годам. К четырнадцати моя способность физическидоминировать над другими ребятами почти совсем исчезла». И тогда Биллинашёл другой способ преобладания – стать рок-музыкантом. Занятия музыкойначались с того, что он увидел, как на электрической гитаре играл его друг,и Билли решил, что он тоже может играть и даже лучше. Он скопил денег,попросив свою семью дарить ему наличными вместо подарков на день рождения.Затем Билли отдал деньги своему отцу и попросил купить ему гитару. Коргэн-старшийкупил дешёвую, дрянную гитару. «У меня было чувство, что он не хотел, чтобыя играл на гитаре. Позже он сказал мне, что думает, у меня не будет нисамоотверженности, ни настойчивости». Конечно же, Билли сразу захотел доказатьотцу, что тот не прав и, наверное, так продолжает это делать до сих пор.

Коргэн очень не любит писать песни во время концертноготурне: «В конце концов начинаешь писать странные оды о простирающейся впередидороге: Я один, впереди дорога / Почему я так далеко от дома. Такое случаетсячасто. Счастливые моменты ощущения радости при написании альбома редки.Они – как небольшие победы».

Своими кумирами, своей школой Коргэн считает BAUHAUS,THE CURE. В детстве он также любил слушать CHEAP TRICK. О своём лидерствев группе он отзывается следующим образом: «Многие люди говорят мне, чтоесли я пишу все песни, то я и есть группа. Если убрать хоть один элементиз великой группы, она уже не будет такой. THE WHO никогда не были безКейта Муна (Keith Moon) тем, чем были с ним. То, как он играл на барабанах,было половиной их успеха». А о своей группе он думает следующее: «В нашихконцертах бывают всякие моменты: глупые, забавные, а бывают моменты, когдамы просто сокрушаем аудиторию. И это действительно то, что мы есть на самомделе».


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1996 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета