Нетбуки, смартфоны и игровые консоли: война или конвергенция?

Микроэлектроника развивается, процессоры становятся все мощнее, и современные гаджеты быстро расширяют свою функциональность, азартно перенимая друг у друга новые функции. Мобильный телефон последнего поколения уже трудно отличить от бюджетного смартфона, а смартфон классом повыше уже ни возможностями, ни ценой серьезно не отличается от нетбука.

Причудливы пути развития цифровой техники. В последнее время нетбуки (да, впрочем, и ноутбуки других классов) все более активно обзаводятся коммуникационными функциями. Это начинает роднить их с мощными смартфонами. Смартфоны, в свою очередь, получают все более мощные процессоры, лучшие дисплеи и сложное ПО – и начинают приближаться по функциональности к лэптопам. Потребители довольны.

По прогнозу компании ABI Research, в 2009 году в мире будет продано более 35 млн нетбуков. Плюсы и минусы подобных устройств обсуждались экспертами и аналитиками уже не раз, но одному моменту до сих пор уделялось не так много внимания. Речь идет о поддержке нетбуками 3G-сетей. Сегодня лишь некоторые модели имеют такую поддержку, но аналитики ABI Research считают, что к 2013 году более 72% всех нетбуков будут оснащены 3G-модемом. Это, во-первых, превратит их в мощные онлайновые инструменты. А, во-вторых, может существенно снизить цену: к примеру, уже сейчас в США можно купить т.н. "субсидированный" Dell Inspiron Mini 9 всего за $99 в рамках контрактного предложения от AT&T (и платить еще $49 в месяц абонентской платы за связь).

Один из экспертов издания Computerworld провел небольшое исследование доступных 3G-нетбуков и пришел к выводу, что подобное решение (нетбук, купленный по контрактному предложению от одного из операторов связи) может оказаться очень выгодным, особенно в условиях экономического кризиса. Но это, впрочем, только одно из направлений сближения различных классов устройств.

Компания ARM, разрабатывающая мобильные процессоры, недавно представила компаниям-производителям мобильных устройств чипы, которые способны в корне изменить представление о телефонах и смартфонах как об игровой платформе.

Новые микросхемы позволят запускать на мобильниках игры, сопоставимые по качеству с аналогичными продуктами для приставки Xbox 360. Графические процессоры разработки ARM превращают телефон в миниатюрный аналог Xbox 360, позволяя увеличить разрешение экрана мобильника до, казалось бы, недостижимых для таких устройств 1920x1080 пикселей.
Речь идет о новых мобильных графических процессорах ARM, получивших названия Mali-200 и Mali-400. Об их разработке впервые стало известно еще в прошлом году, однако технические характеристики чипов были раскрыты только сейчас. Цена же не раскрыта до сих пор – но, по словам разработчиков, она окажется "фантастически низкой".

По официальной информации ARM, оба процессора Mali поддерживают стандарт OpenGL ES 2.0. Кроме того, у них имеется шейдерный механизм, который позволяет использовать на мобильных устройствах шейдерную трехмерную графику. Процессор Mali-200 одноядерный и работает на частоте 100 мегагерц. Он способен отображать 16 миллионов треугольников и 275 миллионов пикселей в секунду. Кроме того, этот чип поддерживает сглаживание со степенью x4 и x16, работает с Flash и позволяет запускать Java-игры.

Для сравнения: один из лучших графических чипов Nvidia для мобильников – GoForce 5500 – также поддерживает трехмерную графику. Однако скорость его работы ощутимо ниже. В частности, он отображает в секунду только 2, 6 млн треугольников и 200 млн пикселей.
Процессор Mali-400 масштабируемый, и это позволяет изменить его архитектуру с одно- на четырехъядерную.

При этом основные характеристики чипа идентичны аналогичным показателям ядра процессора Mali-200. Производительность Mali-400 достигает миллиарда пикселей в секунду, рабочая частота – 300 мегагерц.
С одной стороны, миллиард пикселей в секунду – это вовсе не рекордный показатель для современного графического чипа. К примеру, решения Nvidia для десктопов преодолели этот барьер еще в 2000 году. Но это были как-никак полноценные графические чипы для настольных компьютеров – они по определению обязаны быть самыми мощными среди потребительских устройств.

При их производстве, к примеру, не нужно уделять слишком большое внимание вопросам энергопотребления. Кроме того, размеры самого чипа для домашнего либо офисного ПК значительно больше. Так что показатели, демонстрируемые мобильными Mali-200 и Mali-400, вполне можно назвать если и не "революционными", то уж точно "очень продвинутыми".

Впрочем, не только перспективные процессоры ARM позволяют использовать мобильные устройства для игры в качественные трехмерные игры. С ARM успешно конкурирует компания Nvidia, которая также недавно разработала платформу со схожими характеристиками. Ее официальная презентация состоялась в феврале нынешнего года – на очередной IT-выставке крупнейший производитель видеокарт презентовал мобильную платформу, основанную на интегральной системе Tegra шестисотой серии. Она позволяет дисплею мобильного устройства выдавать изображение в разрешении 1080р (1920x1080 пикселей), а его владельцу – играть в современные игры с качественной 3D-графикой.

Впрочем, специалисты не считают мобильную платформу Nvidia на базе Tegra прямым конкурентом для Mali-200 и Mali-400. Все же Nvidia позиционирует свою разработку в качестве основы недорогих мобильных интернет-устройств (UMPC и MID). А новые графические чипы ARM ориентированы в первую очередь на мобильные телефоны и смартфоны. Впрочем, и об их использовании в нетбуках многие производители уже размышляют вполне предметно – то есть ведут соответствующие исследования.

Напомню, что сам термин "мобильные интернет-устройства" (MID) ввела в оборот компания Intel. Им производитель процессоров обозначил устройства без модуля сотовой связи (но с наличием Wi-Fi и/или WiMAX), имеющие достаточно большой дисплей и предоставляющие широкие возможности для работы в интернете. Часто MID имеют сенсорный экран, но в таком случае лишены полноценной QWERTY-клавиатуры. По сути, мобильные интернет-устройства занимают промежуточное положение между нетбуками и смартфонами.

Пока в продаже нет устройств на базе Mali и мобильной Nvidia Tegra, так что сравнить их заявленные возможности на практике невозможно. Впрочем, потребителям уже доступен мобильный телефон LG Renoir. В его основе – чип Mali-55, который является младшим процессором в семействе Mali и поддерживает Flash. К тому же Mali-55 – еще и самый маленький графический чип в мире: его площадь равняется одному квадратному миллиметру.

Сегодня обычный бюджетный – "стодолларовый" – мобильник в большинстве случаев "умеет" только обеспечивать голосовую связь и функции органайзера, а также работать с SMS. Про поддержку современных трехмерных игр речи даже не идет. Но теперь некоторые специалисты утверждают, что чипы Mali-200 и Mali-400 сделают из стодолларового мобильника едва ли не полноценную игровую консоль. Пока же стоимость игровых телефонов далека от этого показателя. Например, за самую дешевую модель Nokia с поддержкой игрового сервиса N-Gage покупателю придется выложить несколько сотен долларов.

Антон Платов

©1997-2024 Компьютерная газета