...
...

Онлайн-реклама выигрывает за счет кризиса

Рекламный бюджет коммерческой компании – традиционная жертва любого кризиса. Но и совсем без рекламы в бизнесе не обойтись, так что на фоне финансовых неурядиц происходит не столько сокращение, сколько перераспределение рекламных бюджетов. И нынешний мировой финансовый кризис стал первым подобным событием, когда перераспределение рекламных бюджетов идет в пользу интернета.

Сеть стала для бизнеса рекламным носителем, оптимальным по соотношению цена/эффективность. Такие рекламные площадки как интернет-порталы, онлайновые деловые и специализированные СМИ и блоги процесс перераспределения рекламных денег уже почувствовали.

США
Аналитики компаний Interactive Advertising Bureau и PricewaterhouseCoopers опубликовали новый отчет, из которого следует, что продажи на рынке онлайн-рекламы США выросли. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в III квартале нынешнего года выручка на рынке онлайн-рекламы США увеличилась по сравнению с прошлым годом на 11% и составила $5, 9 млрд. Кроме того, в том же отчете отмечается, что в III квартале выручка от онлайн-рекламы оказалась на 2% больше, чем в предыдущем II квартале.

По словам аналитиков, в III квартале акции большинства компаний, доход которых зависит от онлайн-рекламы (таких, как интернет-гиганты Google и Yahoo), значительно потеряли в цене из-за опасений, что экономический кризис воспрепятствует росту этого сравнительно небольшого рынка. Однако, по данным британской исследовательской компании ZenithOptimedia, по итогам 2008 года на долю онлайн-рекламы придется порядка 10% всех маркетинговых расходов в США.





Как отмечает эксперт и совладелец PricewaterhouseCoopers Дэвид Сильверман, на фоне мирового экономического кризиса рост на рынке онлайн-рекламы стал своеобразной "приятной неожиданностью". Сильверман говорит: "Учитывая экономическую ситуацию, увеличение доходов в любой сфере экономики, не говоря уже о рекламе, несколько удивительно, и это свидетельствует об усилении роли интерактивной рекламы по сравнению с другими ее видами".

По мнению Сильвермана, в ближайшем будущем расходы на онлайн-рекламу будут продолжать расти, а в период экономического кризиса темпы роста могут даже увеличиться, поскольку реклама в интернете обходится дешевле, чем на других площадках, и, кроме того, заказчикам ее легче контролировать и оценивать реальную отдачу. "Рекламодатели могут очень четко видеть результат от каждого потраченного на онлайн-рекламу доллара. Поэтому маркетинговые бюджеты будут постепенно перетекать в эту сферу", – подчеркивает аналитик.

За первые девять месяцев нынешнего года общий объем расходов на онлайн-рекламу в Соединенных Штатах составил $17, 3 млрд, в то время как в том же периоде 2007-го индустрия рекламы в интернете выручила только $15, 2 млрд.

Россия
Интересно, что и российский сектор онлайн-рекламы на фоне кризиса за девять месяцев нынешнего года показал 55%-й рост по сравнению с тем же периодом 2007-го. Несмотря на пессимистические настроения на российском рекламном рынке, интернет-реклама оказалась единственной, сохранившей высокие темпы роста. Эксперты считают, что рекламные бюджеты российских компаний продолжат интенсивно переливаться в онлайн.

Наиболее авторитетной стоит признать оценку, которую дала комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Это она оценила объем российского рекламного рынка за первые девять месяцев 2008 года и констатировала, что только интернет-реклама сохраняет высокие темпы роста – те самые 55%, причем без учета контекстной рекламы. А как раз она растет вообще небывалыми темпами.

Цифры, приведенные экспертами АКАР, таковы: за три квартала нынешнего года рекламный рынок России вырос на 20, 8% до 183-185 млрд рублей. Быстрее прошлогодних темпов росла только интернет-реклама: зафиксирован прирост в 55%, тогда как год назад этот показатель составил 53%. Объем рынка интернет-рекламы (без учета контекстной) за девять месяцев этого года – порядка 4, 5 млрд рублей против 2, 9 млрд руб. в 2007 году.

Для сравнения, на уровне 2007 года остались темпы роста рекламы в газетах (рост – 22, 4%) и журналах (18, 3%).В остальных сегментах, по данным АКАР, зафиксировано падение: темпы роста рынка телерекламы снизились с 29% до 27, 2%, а наружной рекламы – с 17% до 14, 1%. Самая заметная стагнация произошла у рекламных изданий: за три квартала 2008 года этот сегмент вырос лишь на 2, 2%.

Уже самое ближайшее будущее несет рекламщикам много неопределенности. При самом негативном раскладе рост рынка в целом уже в IV квартале может оказаться нулевым. Сможет ли в такой ситуации интернет-реклама остаться "на коне" в 2009 году, пока с уверенностью не берутся судить даже непосредственно интернет-компании. Однако в целом игроки рынка онлайн-рекламы настроены позитивно – ведь интернет уже благополучно доказал свою рекламную эффективность.

Так, по мнению директора по исследованиям SUP Fabrik Бориса Овчинникова, реальный объем рынка может быть даже больше, и рынок растет быстрее, чем утверждает АКАР. В отношении первой половины 2009 года Овчинников сейчас дает осторожную оценку роста рынка медийной рекламы в Сети в размере 60-70%. Цитата: "При этом эти 60-70% означают некоторое замедление рынка относительно почти двукратного роста в прошлом году". По мнению эксперта, в целом по 2008 году рост этого сегмента (баннеры, rich media и т.п.) составит не менее 50%. А вот что будет в следующем году – оценить сложно, слишком велика мировая экономическая неопределенность: "Очевидно одно – доля сегмента онлайн-рекламы будет и дальше расти, и он будет себя чувствовать лучше рекламного рынка в целом. При этом рискну утверждать, что чем сильнее будет спад в целом по рынку, тем быстрее будет идти перераспределение бюджетов в пользу онлайна".

Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru, дает свою оценку этим процессам: "В целом, оценка темпов роста рынка интернет-рекламы похожа на правду. Мы считаем, что серьезное снижение темпов роста наступит еще не скоро. Также стоит отметить, что, учитывая рост цен и высокий порог входа на крупнейший рекламоноситель – телевидение, многие рекламодатели начинают заметно перераспределять свои бюджеты в пользу интернета (который также является и одной из наиболее эффективных площадок)".



© Компьютерная газета