Программа, которая не проигрывает в шашки

Канадские специалисты создали, по их словам, программу по игре в шашки, которую невозможно обыграть. Игра с любым оппонентом заканчивается либо победой машины, либо ничьей. 50 компьютеров в течение почти 20 лет анализировали 500 миллиардов возможных позиций для того, чтобы создать "непобедимую" программу. Как отмечает руководитель проекта, глава факультета компьютерных наук Университета канадской провинции Альберт Джонатан Шеффер, "решена сложнейшая вычислительная задача - примерно в миллион раз сложнее, чем решение любой игровой проблемы".

Профессор Шеффер, который, по его собственному признанию, сам очень плохо играет в шашки, заинтересовался созданием компьютерной программы еще в 1989 году. Он, однако, проконсультировался по тактике игры в шашки с ведущими мастерами этой игры, а полученные сведения занес в программу под названием Chinook. Уже в 1994 году эта программа выиграла титул чемпиона мира, сыграв шесть партий вничью с одним из величайших игроков в шашки Марионом Тинсли. Тинсли был вынужден прекратить матч для прохождения курса лечения от рака. В то время Chinook еще проигрывал партии.

Поэтому компьютер заставили просчитать миллиарды вариантов игры, приводящих к победе, ничье или проигрышу. В конце концов программа научилась находить правильный ход в любой позиции, приводя партию либо к победе, либо к ничье. Успешно справившись с проблемой шашек, ученые готовы приступить к решению более сложных задач. Однако создать аналог "непобедимой" программы для шахмат будет не так просто. Количество возможных позиций в этой древней игре исчисляется умопомрачительным числом "миллиард в четвертой степени" - это означает, что даже для современных мощных компьютеров на просчет всех вариантов уйдут столетия.

BBC News

©1997-2024 Компьютерная газета