Чемпионат мира по футболу среди роботов

Объединяющий искусственный интеллект, робототехнику и футбол, RoboCup является малоизвестным мероприятием, о котором знают только компьютерщики ведущих университетов мира. В отличие от суперкомпьютеров, регулярно побеждающих шахматных гроссмейстеров, футбольные роботы довольно примитивны. Игроки, преимущественно собаки на батарейках, которые называются Aibos, имеют склонность выходить за пределы поля без видимых причин. Поскольку жизнь батарейки коротка, порой они во время матча даже валятся на поле. В других командах RoboCup играют человекоподобные роботы, стоящие на ногах. Они едва движутся и часто падают после удара по мячу. Есть роботы меньшего размера, которые передвигаются на колесиках. Они больше похожи на тостеры, чем на спортсменов мирового класса.

Тем не менее RoboCup (сокращенное название чемпионата мира по футболу среди роботов) ставит перед собой умопомрачительную цель: к 2050 году создать команду гуманоидов, способную выиграть у победителя настоящего чемпионата мира. В нынешнем же июне более 100 команд приедут в Бремен, Германия, на 10-й чемпионат мира. Состязания будут проходить одновременно с настоящим ЧМ по футболу, который будет проходить тоже в Германии.

Идея использовать футбол для экспериментов с роботами была предложена в 1993 году в статье Алана Макуорта, профессора вычислительной математики из Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Макуорт считал, что футбол интереснее шахмат, так как роботам придется видеть друг друга и взаимодействовать между собой. Он предпочел футбол другим видам спорта, поскольку эта игра не предполагает сложных физических движений.

Концепция получила поддержку в США год спустя, когда Питер Стоун, в то время аспирант-компьютерщик, увидел играющие в футбол игрушечные машинки, которые Макуорт продемонстрировал на конференции по искусственному интеллекту. С тех пор в RoboCup участвуют команды из таких разных стран, как Германия и Иран. Существует восемь категорий роботов, в том числе "малогабаритные" и "четвероногие". Турнир способствовал прогрессу исследований искусственного интеллекта. Сегодняшние роботы - это огромный шаг вперед по сравнению с предыдущими моделями. Участники RoboCup первого поколения были похожи на автомобили с дистанционным управлением.

Все изменилось с появлением в 1999 году собачки Aibo производства Sony Corp. Японская команда использовала Aibo на стадии испытаний, и другие быстро поняли преимущества роботов как игроков. Оснащенный видеокамерами, инфракрасными датчиками и беспроводными картами Ethernet, Aibo обрабатывает 30 изображений в секунду, создавая виртуальную топографию окружающей местности. Игровое поле размером примерно 12 на 18 футов окружено маяками со световыми кодами, которые помогают роботам ориентироваться. Чип, установленный в Aibos, говорит игрокам, что делать. Например, сложный ряд алгоритмов вычисляет, в каком направлении игроку двигаться и куда послать мяч, основываясь на его положении на поле и положении товарищей по команде. Ворота также кодированы цветом, и роботы знают, куда бить, хотя Aibo иногда теряется.

©1997-2024 Компьютерная газета