Выпускать качественные комплектующие для автомобилей помогает "1С:Предприятие 8.0"

ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" с помощью компании "Байт" внедрил современную систему управления на платформе "1С:Предприятие 8.0". За год специалистами автоматизирован ряд важных бизнес-процессов предприятия. Внедрение позволило не только повысить качество управления материальными потоками и получить объективную картину о затратах предприятия, но и планировать объемы продаж и закупок материалов, исходя из планируемых объемов производства. Заложена основа для дальнейшего развития системы управления заводом.

ОАО "Сызранский автоагрегатный завод" - машиностроительное предприятие среднего масштаба. Завод производит автомобильные комплектующие, такие как стеклоподъемники, солнцезащитные козырьки, брус безопасности и прочее. Стратегия развития предприятия подразумевает расширение бизнеса с использованием имеющихся производственных мощностей и площадей. Для уверенного развития в рамках выработанной стратегии руководством завода было принято решение о создании автоматизированной системы управления предприятием (АСУП).

В качестве партнера по внедрению была выбрана компания "Байт" (г. Самара). Это было обусловлено наличием у компании многолетнего опыта автоматизации машиностроительных предприятий, готовых апробированных наработок ("Байт:Машиностроительный модуль" на платформе "1С:Предприятие") и квалифицированных специалистов.

АСУП построена на гибкой, производительной и масштабируемой технологической платформе "1С:Предприятие 8.0" и включает следующие модули:
•хранения технологической документации;
•оперативного складского и производственного учета;
•оперативного учета вспомогательного производства;
•учета затрат и расчета себестоимости;
•укрупненного планирования;
•служебных и административных настроек;
•хранения информации о контрагентах и ценообразования;
а также механизм обмена данными с уже используемыми на ОАО "САЗ" системами бухгалтерского учета и учета заработной платы и кадров.

АСУП охватила более 60 рабочих мест, включая коммерческую службу, склады, центральную и цеховые диспетчерские службы, планово-экономический и финансовый отделы, технологическую службу, отдел материально-технического обеспечения, отдел труда и заработной платы, бухгалтерию.

Внедрение системы началось в декабре 2004 года и закончилось в декабре 2005 года. На данный момент на ОАО "САЗ" внедрены все модули системы, и они находятся в стадии рабочей эксплуатации.

Модуль хранения технологической документации разработан совместно с временно созданной на ОАО "САЗ" группой кодировки и классификации товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В систему внесена вся нормативно-справочная информация, необходимая для организации ведения оперативного учета - справочники ТМЦ, применяемые на предприятии, спецификации изготовления изделия, трудоемкость. В системе обеспечивается учет возможных вариантов изготовления изделия (спецификаций) и поддержка "аналогов" (взаимозаменяемых материалов и комплектующих), что позволяет гибко управлять списанием комплектующих и материалов при изготовлении изделий.

Модуль оперативного складского и производственного учета обеспечивает ведение всех движений оперативного учета в строгом соответствии с технологией производства, что позволяет получить реальную и оперативную информацию об остатках и движении ТМЦ на складах и в производстве, а также более точно рассчитывать фактическую себестоимость продукции. Важным моментом является то, что все движения наиболее "ответственных документов" по товарно-материальным ценностям в системе производятся только после электронного визирования ответственными сотрудниками. Такой подход позволяет закрепить ответственность сотрудников предприятия за корректность оформления документов и повысить качество оперативной информации.

Модуль оперативного учета затрат вспомогательного производства позволяет обеспечивать контроль за заказами вспомогательного производства, вести расчет себестоимости продукции. Реализована функция расчета перекрестных услуг цехов вспомогательного производства, что позволяет получить реальную картину о формировании себестоимости услуг.

Модуль учета затрат и расчета себестоимости. Благодаря разработанным документам "Калькуляция себестоимости", а также "Сравнение нормативного и фактического расхода материалов" реализован расчет себестоимости продукции, осуществлен обмен данными с системой бухгалтерского учета, используемой на предприятии.

Модуль укрупненного планирования позволяет формировать сценарные планы продаж, производства и закупок; цеховые планы производства с разузловкой других планов; осуществлять лимитирование отпуска ТМЦ в цеха. Важно, что на основании данной информации проводятся анализы, которые позволяют сравнить планы разных видов и сценариев друг с другом и с фактическими данными, что обеспечивает оперативную информацию о выполнении планов.

Модуль служебных и административных настроек позволяет разграничить доступ к местам хранения ТМЦ и цехам для сотрудников различных отделов в соответствии с их должностными обязанностями; вести список пользователей всей системы; осуществлять хранение служебных информационных объектов. Реализована функция ограничения прав доступа пользователей к первичным документам по временному признаку, что не позволяет внести изменения в документы того периода, по которому уже был предоставлен отчет в налоговые службы.

Модуль хранения информации о контрагентах и ценообразовании позволяет вести список всех контрагентов и договоров с ними; хранить протоколы согласования цен с контрагентами, как с поставщиками, так и с покупателями. Данная функция используется для автоматического заполнения суммовых данных в первичных документах о покупках и продажах.

По словам Карповой Л.Л., главного бухгалтера ОАО "Сызранский автоагрегатный завод", в результате комплексной автоматизации предприятию удалось достичь следующих результатов:
•Прозрачность движения ТМЦ на складах и в производстве;
•Контроль отклонений расхода ТМЦ от нормативов с точностью до позиции номенклатуры, цеха, передела, смены;
•Более эффективное планирование и бюджетирование закупок;
•Существенное сокращение ручного труда, сокращение численности бухгалтерии;
•Повышение оперативности получения информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для принятия управленческих решений;
•Расчет финансовых результатов по основной деятельности (маржинальных доходов) до 05 числа, полной себестоимости (включая распределение косвенных затрат, получение баланса и отчета о прибылях и убытках) - до 15 числа следующего месяца.

Генеральный директор завода Сосновцев В.Б. отметил, что внедрение системы позволило значительно повысить оперативность получения информации и качество оперативного управления производством. Это стало возможным благодаря выбору мощной и гибкой технологической платформы "1С:Предприятие 8.0", опыту специалистов компании "Байт" и тесному сотрудничеству на всех этапах работ с руководством и специалистами предприятия, заинтересованными в конечном результате

©1997-2024 Компьютерная газета