10-ый день рождения eBay

Десять лет назад живший в Калифорнии 28-летний француз Пьер Омидьяр, написав оригинальный компьютерный код, создал сетевую торговую фирму нового поколения, а уже вскоре его детище стало поистине супербрэндом - сетевым аукционом eBay.

Однако в день запуска, 4 сентября 1995 года, он назывался иначе - Auction Web. Первый день нельзя было назвать грандиозным успехом. За 24 часа на сайт не зашел ни один посетитель. Но уже через несколько недель на продажу на этом аукционе было выставлено несколько лотов, к концу 1995 года было совершено несколько тысяч сделок, а общее количество заявок на покупку превысило 10 тысяч. В настоящее же время у eBay 157 млн пользователей в 34 странах, а прибыль в 2005 году, как полагают аналитики, достигнет $1 млрд.

Первым товаром, проданным через Auction Web, стала лазерная указка, принадлежавшая самому Омидьяру. Устройство было сломано, однако хозяин выручил за него $14. А затем, после неторопливого старта, события стали развиваться все быстрее и быстрее:
- Auction Web начал брать процент с продаж в феврале 1996, и именно тогда стал коммерческим предприятием в полном смысле этого слова. Тогда же появилась система обратной связи, позволяющая продавцам и покупателям расставлять рейтинги друг другу;
- в июне 1996 месячный оборот достиг $10 тыс, в результате чего Омидьяр оставил свою основную работу и стал заниматься сайтом профессионально;
- в 1997, только что переименованный в eBay, сайт продал свой миллионный лот;
- в 1998 году пост исполнительного директора компании заняла Мег Уитман. К концу этого у компании появился миллионный зарегистрированный пользователь;
- в 1999 году eBay учреждает региональные отделения в Великобритании и Германии и переживает серьезный технический сбой, в результате которого сайт не работал на протяжении 22 часов;
- пережив крах дотком-сектора, в 2001-м eBay обгоняет сетевую компанию Amazon по числу самых посещаемых коммерческих сайтов и выходит по этому показателю на первое место в мире. В 2002 он покупает систему онлайн-платежей Paypal, однако в Японии проигрывает конкуренту Yahoo! и уходит с японского рынка.

При этом, рост eBay и превращение его в глобальный брэнд не всегда был гладким. Например, американская ювелирная фирма Tiffany пыталась даже судить eBay за то, что на нем выставлялись подделки с ее логотипом, и требовала компенсацию в виде $1 млн за каждое такое проданное изделие. Руководство же eBay заявляло, что выставлять подобные товары на сайте запрещено, и оставляло за собой право изымать поддельные изделия. И все же, подлинное достижение eBay состоит в том, ч то он отдавал все полномочия самому пользователю, предоставляя возможность клиентам (в том числе и корпоративным), конкурировать на рынке так, как они не могли конкурировать до этого.

©1997-2024 Компьютерная газета