...
...

Автоматизация магазина: СУПЕРМАГ или ERP?

С чего начинается автоматизация магазина? С осознания того, что современная ситуация требует применения совершенно иных принципов торговли, иных пропускных мощностей магазина, качественно иного принципа управления торговлей. Современный хозяин магазина отказывается от морально устаревших прилавков, записочек с ценами на товары, от гиревых весов, касс, и устанавливает в магазине сканеры штрихкода, POS-терминалы, другое торговое электронное оборудование. Но смена железок - это еще не автоматизация магазина. Торговым оборудованием современного магазина должны управлять специальные программные продукты, способные не только помочь кассовому терминалу распознать штрихкод, но и успешно управлять всеми сторонами жизни торгового предприятия: от склада до кассовой стойки.

Существует несколько подходов к выбору программного решения для современного магазина. Во-первых, это создание торговой программы "с нуля", силами привлеченных IT-специалистов, либо собственного IT-отдела. Этот подход выбирается, в основном, крупными розничными сетями. До недавнего времени его использовала, например, сеть универсамов Перекресток. Второй подход - интеграция в торговый бизнес корпоративных систем управления (ERP-систем). Яркими примерами таких систем являются Oracle и SAP в высоком ценовом сегменте, и решения на базе Microsoft Business Solutions в среднем. И третий подход - использование готовых специализированных отраслевых программных решений. До последнего времени на рынке предлагались, в основном, западные специализированные программные решения для торговли, предлагаемые таким компаниями, как FIT и IBS.

В начале 2000-х годов на российский рынок было выпущено первое отечественное программное решение, специально разработанное для комплексного управления автоматизированными предприятиями розничной торговли - торговая система СУПЕРМАГ-2000 . Эта система может контролировать и управлять всеми базовыми функциями торгового предприятия: продажами, закупками, складом, персоналом, отношениями с клиентами. Кроме того, торговая система СУПЕРМАГ-2000 одинаково успешно управляет как отдельным магазином, так и сетью магазинов. Система аккумулировала в себе самые современные западные технологии управления с учетом российской специфики и десятилетний опыт разработчиков системы автоматизации торговых предприятий.

Обилие подходов к программному решению автоматизации магазина, вызывает резонный вопрос: какой из них лучше выбрать ритейлеру? На это вопрос мы и постараемся ответить в нашей статье.





Оценку программного обеспечения для управления магазином, можно провести по следующим направлениям: во-первых, какие усилия ритейлер затратит на предварительную подготовку к установке того или иного программного обеспечения; во-вторых - сколько времени понадобится на внедрение программного обеспечения в торговый бизнес-процесс; в-третьих - какова стоимость (величина материальных затрат) выбранного программного обеспечения.

Собственное программное обеспечение - расточительство или экономия?

Разработкой собственного программного обеспечения, как правило, занимаются большие розничные сети. Исторически это было продиктовано тем, что в середине 90-х годов просто не существовало отечественных программных продуктов, которые могли бы успешно справляться с задачей управления торговой сетью. А западные продукты - не адаптированы к специфике российского рынка. Таким образом, изначально созданием собственных программ ритейлеры начали заниматься от безысходности.

Для того, чтобы ритейлеру самостоятельно сделать работающее программное решение, ему необходимо привлечь массу специалистов: во-первых, для постановки задач необходимо мнение и опыт специалистов, вовлеченных в разные стороны процесса управления магазином; во-вторых, необходимо привлечение специалистов по консалтингу для структурирования основных задач ритейла в самодостаточное грамотное техническое задание, в третьих, при отсутствии у магазина собственных программистов, нужно привлекать IT-специалистов со стороны.

На современном этапе развития специализированных программных решений для управления розничной сетью, создание розничным оператором собственного программного обеспечения уже кажется либо расточительством, либо неоправданной экономией.

В первом случае все делается по "высшему разряду": для создания программы привлекаются лучшие программисты, лучшие консультанты. И в итоге достигается хороший результат. Создается работающая программа. Но, у этого пути есть ловушка: процесс совершенствования собственной программы не прекращается и, в конце концов, начинает мешать профильному бизнесу.

Во втором случае, ритейлер нанимает недорогих "специалистов с улицы". За небольшие деньги эти "специалисты" создают нечто, называемое "системой автоматизации".

Всерьез можно рассматривать только решения, созданные отделами разработки крупных сетей. Самоделки доморощенных "Кулибиных" на рынке в расчет не принимаются, хотя, порой и здесь могут встретиться остроумные и дешевые решения.

Процесс внедрения самодельной торговой системы может стать практически бесконечным. Как правило, системы-самоделки приходится все время "дописывать", и надежность такой системы обеспечивается только ежедневной работой над ней отдела IT-специалистов.

Каким бы не был бюджет, потраченный на создание собственной программы управления торговой сетью, самостоятельное создание системы автоматизации имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, в случае самостоятельного создания системы автоматизации, разработчику нужно сочетать в себе навыки постановщика задач и высококлассного программиста. Но, заказчик зачастую не может себя реализовать как постановщик задач. Это связано с тем, что заказчик, как правило, "варится в собственном соку". У него нет опыта применения различных торговых систем. А для того, чтобы познакомиться с иностранным опытом автоматизации розничных сетей, такой заказчик вынужден обращаться к западным консультантам уровня Cap Gemini Ernst & Young. Это дорого, не всем по карману, и не влечет за собой немедленной реализации полученного опыта в собственной разработке.

Во-вторых, "самоделки" обычно создаются в тепличных условиях. К создаваемой системе заказчик относится не критично. Решение, создаваемое программистами будет для заказчика всегда самым лучшим как минимум потому, что оно единственное. Таким образом, это решение рождается вне конкурентной среды.

В-третьих, при создании "самоделок", торговая компания берет на себя несвойственные ей функции разработки софта. И, в какой-то момент ритейлер наконец понимает, что вложение денег в дальнейшую разработку программного обеспечения становится невыгодным. Но, при этом он вынужден продолжать кормить "бригаду высококлассных программистов" для того, чтобы не остановился бизнес. Поэтому сегодня многие торговые операторы резонно отказываются от пути создания собственного программного решения, и начинают искать готовые решения.



© Компьютерная газета