2004: рекордный год корпорации Intel

2004-й стал восемнадцатым годом подряд, который Intel закончила с прибылью. По сравнению с предыдущим годом, доходы корпорации выросли на 13,5%, что позволило Intel добиться наивысшего уровня прибыли за всю свою историю - 34,2 млрд долл. США (предыдущий рекорд годовой прибыли Intel - 33,7 млрд долл. был установлен в 2000 г.). Рекордной оказалась и прибыль за 4-й квартал - 9,6 млрд долл. США, на 13% больше аналогичного показателя за 3-й квартал и на 10% больше по сравнению с тем же периодом 2003 г. При этом чистая прибыль Intel в 2004 г. составила 7,5 млрд долл., что превысило аналогичный показатель за 2003 г. на 34%. Все это стало возможным благодаря рекордным объемам поставок процессоров, наборов микросхем, системных плат и устройств для беспроводной связи.

В 2004 г. Intel израсходовала рекордную сумму на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,7 млрд долларов (как ожидается, в наступившем году затраты Intel на исследования и разработки составят приблизительно 5,2 млрд долларов). Еще 3,8 млрд долларов корпорация израсходовала на расширение и модернизацию своих производственных мощностей. В результате к концу 2004 г. почти 80% процессоров, поставляемых Intel, производились с использованием 300-миллиметровых подложек и передовой 90-нанометровой производственной технологии, которую корпорация первой в отрасли внедрила в массовое производство. При этом Intel добилась большого прогресса и в развитии 65-нанометровой производственной технологии, которую корпорация уже применяет для выпуска полностью функциональных микросхем памяти SRAM объемом 70 Мбит, содержащих более 500 миллионов транзисторов.

В середине прошлого года Intel объявила о том, что общий объем продаж ее микропроцессоров с технологией Hyper-Threading (HT) достиг 50 миллионов штук. Эта технология позволяет увеличить производительность работы многопоточных операционных систем и приложений с помощью параллельного выполнения задач, аналогично многопроцессорным системам. В 3-м квартале корпорация продемонстрировала будущее семейство многоядерных процессоров Itanium под кодовым названием Montecito, которые будут насчитывать 1,7 миллиарда транзисторов и будут снабжены кэш-памятью объемом 24 МБ. Позднее корпорация представила три готовящихся к выпуску двухъядерных процессора уровня предприятия, для настольных и мобильных систем. Кроме того, Intel первой в отрасли приступила к опытной эксплуатации микролитографии в диапазоне жесткого ультрафиолета (extreme ultraviolet, EUV).

В прошедшем году Intel продолжала укреплять свои позиции в серверном сегменте рынка компьютеров. В секторе систем уровня предприятия наблюдался устойчивый спрос на 64-разрядный процессор Intel Xeon: за первые 6 месяцев с начала их поставок было продано более 1 миллиона таких процессоров. Intel также расширила линейку процессоров Itanium 2, выпустив шесть новых процессоров для разработки многопроцессорных, двухпроцессорных систем, а также систем с пониженным напряжением питания. Новые процессоры обладают выдающейся производительностью операций с плавающей запятой, обеспечивая 40-процентное повышение экономической эффективности на один гигафлопс (миллиард вычислений в секунду) по сравнению с системами на базе RISC-архитектуры.

Решения на базе серверных процессоров Intel продолжают быстро набирать популярность благодаря великолепному соотношению цена/производительность и масштабируемости, возможности использования разработок с открытым исходным кодом и компонентов различных поставщиков. Характерно, что 8 из 9 ведущих поставщиков RISC-систем ныне поставляют и серверы на базе процессора Intel Itanium 2. Добавим, что системы на базе процессоров Itanium ныне используют 40 из 100 крупнейших в мире компаний.

По оценкам исследовательской компании IDC (2 кв. 2004 г.), доля архитектуры Intel на рынке серверных систем превышает 85%. По данным Intel, в первом квартале 2004 г. поставки процессоров Intel Itanium 2, в сравнении с аналогичным периодом 2003 г., выросли на 500% по валу, или на 740% по денежному обороту. Во втором квартале 2004 г., по данным IDC, доход от продаж систем на базе процессоров семейства Intel Itanium вырос в 3 раза, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а поставки высокопроизводительных систем, в которых установлено 64 и более процессоров Intel Itanium 2, выросли в 10 раз. В настоящее время пользователям уже доступны более 2000 корпоративных приложений, портированных на данную платформу.

Серверы на базе архитектуры Intel превзошли RISC-системы по производительности, окупаемости инвестиций, а также по числу систем в мировом рейтинге суперкомпьютеров. В опубликованном в ноябре 2004 г. рейтинге 500 наиболее высокопроизводительных систем доля платформ на базе архитектуры Intel достигла 64% (320 систем), причем в 83 таких системах используются процессоры семейства Intel Itanium. За последний год в этом списке число систем на базе процессоров Intel выросло на 70%, причем темпы роста доли систем на базе архитектуры Itanium (160%) - наиболее высокие. Количество систем на базе архитектуры Itanium в списке самых мощных в мире компьютеров TOP500 превысило совокупное число систем на базе RISC-архитектуры, включая Power, SPARC, Alpha и MIPs. Суперкомпьютер на базе процессоров Intel Itanium 2, созданный в рамках проекта "Колумбия" Национального агентства США по аэронавтике и космическим исследованиям (NASA), занимает в мировом рейтинге второе место. По оценкам аналитической компании Aberdeen Group, кластерные системы на базе процессоров Intel уже в ближайшие три года займут как минимум 80% рынка высокопроизводительных вычислительных систем.

В рамках развития своей концепции цифрового дома в 3-м квартале Intel представила так называемый Entertainment PC - платформу на базе процессора Pentium 4 с технологией HT и набора микросхем Intel 915 Express, которая объединяет множество функциональных возможностей, характерных для устройств бытовой электроники: проигрыватели CD/DVD, игровые приставки и бытовые видеомагнитофоны, - позволяет выходить в Интернет и поддерживает домашние сети. В канун Нового года основные OEM-поставщики начали поставки Entertainment PC.

©1997-2024 Компьютерная газета