Как размножаются домены

Объективная реальность сегодняшнего киберпространства такова, что избежать введения новых доменов верхнего уровня, скорее всего, уже не удастся. Да и незачем — доменных имен катастрофически не хватает, особенно учитывая тот факт, что количество веб-страниц в Сети уже превысило 10 миллиардов и продолжает быстро расти. Другой вопрос, кто и на каких условиях будет администрировать новые домены верхнего уровня?

Так уж повелось, что изначально распределением областей адресов в протоколе IP, а также выдачей и распределением доменных имен первого уровня занимается некоммерческая организация — Корпорация по назначению адресов и номеров в Интернете (ICANN).

В самом начале, когда Интернет был совсем не таким, как сегодня, в Сети существовало только семь общемировых первоначальных доменов верхнего уровня (.COM, .EDU, .GOV, .INT, .MIL, .NET и .ORG), созданных в 80-е годы XX века. В связи с бурным ростом Интернета в 2000 году ICANN ввела дополнительно еще семь доменов, правда, тут уже начались некоторые сложности. Дело в том, что четыре новых домена (.BIZ, .INFO, .NAME и .PRO) регистрируются самой ICANN, а остальные три (.AERO, .COOP и .MUSEUM) — курируются спонсорами. Кроме того, не стоит забывать, что все страны мира имеют собственные национальные домены.

Однако всего этого многообразия уже не хватает. Более того, в появлении новых доменов верхнего уровня крайне заинтересованы многие мировые корпорации, активно развивающие бизнес в Интернете. Так или иначе, но ICANN решила объявить конкурс на создание новых спонсируемых доменов. Заявки на создание новых доменов принимались с 15 декабря 2003 г. по 16 марта 2004 г. Начиная с 1 апреля в течение месяца пройдет публичное обсуждение выдвинутых предложений, после чего за дело возьмутся эксперты. В результате такого многостороннего обсуждения проекты, прошедшие через сито критического отбора, будут приняты в разработку ICANN, то есть пройдут процедуру технического и коммерческого согласования с потенциальными спонсорами. Соответственно, появление новых зон в Сети будет возможно не ранее 2005 года.

Какие же новые домены верхнего уровня нас ждут? Об этом можно узнать из описания проектов. Так, например, домен первого уровня .TEL заберут себе предприятия телекоммуникационной индустрии. Что ж, они имеют на то полное право. Нетрудно догадаться, для чего предназначается .ХХХ — чтобы, как официально сказано, «упорядочить контент для взрослых вне зависимости от географических или национальных признаков». Вот только я что-то сильно сомневаюсь, что с появлением домена .ХХХ порнуха уберется с прочих ресурсов. Далее. Имя .ASIA предлагается для мультиязычного домена, выделенного по очевидному географическому принципу. Правда, если учесть темпы роста населения в Юго-Восточной Азии и темпы распространения там же Интернета, думается, запас адресов в этом домене окажется исчерпанным крайне быстро. В противоположность этому вряд ли быстрое исчерпание адресного ресурса грозит домену .САТ, предназначенному для лингвистического и культурного сообщества испанской Каталонии.

Ориентированный сугубо на нужды бизнеса домен .JOBS предлагается использовать для организаций по подбору персонала. Причем, что любопытно, в этой зоне не предполагается никаких субдоменов. Соответственно, как нетрудно догадаться, домен .TRAVEL предназначен для нужд туристического бизнеса. С целью создания виртуального пространства, свободного от почтового спама, предлагается учредить зону .MAIL или .POST (пока точно не определено), в которых право рассылать почту получат только зарегистрированные компании, организации и личности. Впрочем, пока эта инициатива выглядит наиболее спорной. В свою очередь, уже широко разрекламированный домен .MOBILE продвигается консорциумом, объединившим целый ряд крупных участников рынка мобильной телефонии. Они же собираются и регулировать распределение имен сайтов в этой зоне, а также обеспечивать достаточно жесткий контроль за контентом (непонятно, правда, как).

Итак, с 2005 года нас, скорее всего, ждет появление ряда новых, достаточно специализированных доменных зон. Сейчас профессионалы интернет-бизнеса считают появление новых доменных имен верхнего уровня очень хорошим делом — ведь это позволит резко расширить охват запоминающихся и броских адресов. Кроме того, новые доменные зоны значительно упростят оперирование контентом. Ведь в результате создания специализированных зон формируется онлайновое сообщество профессионалов в той или иной области, и это очень удобно — легче организовывать навигацию, создавать контент-фильтры. Такая социально-профессиональная каталогизация Интернета может оказаться чрезвычайно полезной, в том числе и для конечного пользователя.

Но не все так хорошо. Интересно, например, как быстро окажутся заняты все привлекательные web-адреса в новых доменных зонах? И еще. Разработала ли сама ICANN либо какие-нибудь другие структуры более-менее эффективные средства борьбы с киберсквоттерами. Как мы помним, в конце 90-х годов, в период, позже названный «бумом дот-комов», киберсквоттеры, присваивавшие «лакомые» адреса и спекулировавшие ими, были сущим бедствием. Как-то все будет на этот раз?

©1997-2024 Компьютерная газета