IT-индустрия: дружить сегментами рынков

Глобальный рынок мобильных ПК вырастет с 367,6 млн устройств, проданных за 2012 год, до 762,7 млн к 2017 году, за счет форм-фактора с сенсорным управлением, говорится в отчете исследовательской компании DisplaySearch. Основные изменения на рынке произойдут благодаря замене ноутбуков планшетами в 2013 году, а сенсорное управление станет ключевой функцией для мобильных ПК.
«В 2013 году отрасль мобильных ПК испытывает значительные изменения, – заявил Ричард Шим, старший аналитик DisplaySearch. – Быстрый рост и упрочение позиций «безымянных» планшетов оказывают давление на традиционные ноутбуки. Дешевые планшеты распространяют свое влияние на развивающиеся регионы, где степень проникновения ноутбуков остается низкой, в результате чего их доля отходит планшетам».
По прогнозам, в 2013 году продажи планшетов возрастут на 67%, до 256,5 млн, а к 2017-му достигнут 579,4 млн.
В ближайшие четыре года поставки ноутбуков сократятся на 10%, с 203,3 млн штук в 2013 году до 183,3 млн к 2017-му, однако будут отмечаться и периоды роста, полагают в DisplaySearch. Ожидается, что поставки ноутбуков с сенсорным управлением в 2014 году вырастут на 48%. В категории ноутбуков сенсорное управление будет в основном использоваться в сверхтонких ПК, включающих ультрабуки, MacBook Air и прочие ноутбуки с тонким форм-фактором. Сверхтонкие устройства, располагающиеся в верхнем сегменте рынка ноутбуков, составят две трети поставок ноутбуков с сенсорным управлением в 2013 году. К 2017 году их доля составит 80%.

Тенденции: повсеместная Сеть

Корпорация Google вознамерилась покрыть интернет-доступом всю планету. Что вполне понятно – ведь от доступа людей в Сеть напрямую зависит бизнес американской интернет-корпорации.
В рамках новой стратегии интернет-гиганта по созданию и управлению беспроводными сетями на развивающихся рынках Google «повесит» в Юго-Восточной Азии и Африке специальные дирижабли и воздушные шары, раздающие Wi-Fi. На борту летательных аппаратов, которые называют «высотными платформами» (high-altitude platforms), планируется разместить оборудование для организации беспроводного доступа в Сеть. С помощью «высотных платформ» можно обеспечить Интернетом территорию в «несколько сотен квадратных миль». Сколько аэростатов потребуется для этого, не уточняется. Помимо аэростатов и дирижаблей, Google планирует предоставлять сельским жителям Интернет по спутниковым каналам и с помощью неиспользуемых полос в телевизионных частотах.
Задача этого проекта – повысить скорость интернет-доступа в городских центрах и предоставить доступ в Сеть для жителей африканской и азиатской глубинки. «Полигонами» для экспансии в Африку избраны ЮАР и Кения. Американская корпорация уже начала переговоры с местными властями об изменении законодательства с тем, чтобы строить беспроводные сети в массовом порядке. Также известно, что Google параллельно работает над созданием недорогих Android-смартфонов, способных подключаться к строящимся сетям.
Ожидается, что благодаря корпорации доступ в Интернет получат около миллиарда новых пользователей. А интернет-гигант – новый источник прибыли. Ведь этим людям Google даст YouTube, и Google Play, и App Store – свои сервисы, получив новых потребителей рекламы. Хотя, конечно, Африка и Азия – не такой емкий рынок рекламы, как, скажем, США или Западная Европа.
Отраслевые эксперты предсказывают, что благодаря предоставлению беспроводного интернет-доступа Google сможет обойти процветающие ныне компании, предоставляющие как проводной, так и беспроводной доступ в Сеть. В США и Европе это уже произошло, и старожилы рынка обвиняют корпорацию в том, что она несправедливо получает прибыль благодаря своим сетям.
В I квартале 2013-го мировой рынок серверов показал снижение на 0,7% по объему продаж и 5% в денежном выражении в сравнении с тем же кварталом прошлого года. Всего за квартал было поставлено 2,3 млн серверов на сумму $11,8 млрд, сообщает Gartner. Отрицательную динамику в количественном и денежном выражении продемонстрировали все регионы, за исключением Азиатско-Тихоокеанского региона и США. В Азиатско-Тихоокеанском регионе поставки возросли на 7%, выручка – на 1,7%. Темпы роста в США аналитики не уточнили, но они являются менее значительными.
Поставки серверов на архитектуре x86 в I квартале этого года сохранились без изменений в сравнении с I кварталом 2012-го, выручка увеличилась на 1,8%. Поставки Unix-серверов на базе RISC/Itanium упали на 38,8%, тогда как в денежном выражении сегмент сократился на 35,8%. Прочие системы, к которым главным образом относятся мейнфреймы, показали 3,6%-й рост в денежном выражении.
Из пяти крупнейших производителей серверов рост в денежном выражении показала только Dell – на 14,4% до $2,1 млрд. Компания заняла третье место с долей 18%. Выручка Oracle сократилась в наибольшей степени – на 27,2%, выручка IBM – на 13,6%, HP – на 14,4%, Fujitsu – на 6,9%.
Поставки выросли у двух поставщиков – Dell и Cisco, на 2,6% и 33% соответственно. По объемам поставок лидирует Hewlett-Packard, а IBM находится лишь на третьем месте. Корпорация Oracle в первую пятерку по объемам поставок не вошла.
В регионе EMEA в I квартале 2013-го рынок также показал отрицательную динамику как в плане поставок, так и выручки. Всего здесь было продано 583,4 тыс. серверов на сумму почти $3 млрд. Поставки сократились на 6,8%, тогда как в денежном выражении рынок сократился на 9,6%. Объем рынка в денежном выражении в Западной Европе сократился на 9,6%, в Восточной Европе – на 9,4%, на Ближнем Востоке и в Африке – на 13,4%.
Выручка с продажи серверов x86 в регионе EMEA в I квартале выросла на 1,8%, Unix-серверов на базе RISC/Itanium – снизилась на 54,8% (в связи с миграцией на другие платформы и поиском более дешевых и гибких альтернатив). Выручка с продажи мейнфреймов упала на 9,9%.
«Организации не стремятся развивать серверные инфраструктуры, продолжая экономить IТ-бюджет. Спрос низкий, особенно страдает сегмент высокопроизводительных систем», – говорит директор Gartner по исследованиям Адриан О’Коннел. Он добавил, что прогноз на 2013 год безрадостный.

Производители: у кого доход больше

Американская корпорация Hewlett-Packard объявила результаты своего II финансового квартала (закончился 30 апреля). Общая выручка за квартал составила $27,7 млрд, что на 10% ниже, чем в этот же период прошлого года. Операционная прибыль за квартал – $3,6 млрд, что на 44% больше прошлого года. $283 млн пошли на выплату дивидендов, еще $797 млн были потрачены на обратный выкуп 36,3 млн обыкновенных акций на открытом рынке. HP закрыла квартал с валовым денежным доходом в $13,6 млрд.
Если говорить об отдельных сегментах рынка, то оказывается, что выручка от ПК снизилась за год на 20%, с корпоративных систем – на 10%, с ПО – на 3%, с решений печати – на 1%.
Между тем, хотя Hewlett-Packard остается крупнейшим ПК-производителем в мире, этому американскому гиганту становится все сложнее состязаться с главным конкурентом на рынке ПК – китайской корпорацией Lenovo. В прошлом году Lenovo поставила новый рекорд по годовому объему продаж и выручке до налогов.
Как говорится в последнем финансовом отчете Lenovo, продажи китайской корпорации в 2012-м составили $34 млрд, что на 15% больше, чем в 2011 году. Налогооблагаемый доход увеличился на 38% и составил $801 млн. Благодаря рекордным доходам чистая прибыль тоже выросла на 34% до $635 млн. По данным компании, ее доля на рынке ПК теперь составляет 15,5%, что также стало новым рекордом для Lenovo. Подразделение Smart Connected Devices увеличило свою долю до 5,9%, что дает Lenovo третье место на мировом рынке.
За IV квартал Lenovo выручила $7,8 млрд, что на 4% больше, чем в предыдущем. Налогооблагаемый доход в этот период составил 166 млн, что на 63% выше, чем годом ранее. Квартальная валовая прибыль выросла за год на 20%, достигнув $963 млн. Операционная прибыль увеличилась на 67% до $169 млн.
Выручка на рынке Китая выросла за год на 74%, ее доля в общей выручке компании составила 21%. На китайском рынке доля Lenovo увеличилась и теперь составляет 31,7%. В Европе, Африке и на Ближнем Востоке поставки увеличились на 11%, что дало Lenovo долю в 11,8%. Поставки в Северной Америке также выросли на 9,8%, хотя рынок в целом в этот период продолжал сокращаться. Несмотря на это, Lenovo в IV квартале смогла сохранить на прежнем уровне мировые поставки ПК.
Компания Hon Hai Precision Industry, более известная под торговой маркой Foxconn, планирует диверсифицировать бизнес, снизив долю заказов Apple на сборку iPhone и iPad, и найти новые возможности для развития. Одним из новых направлений может стать линия по выпуску планшетов под управлением операционной системы FirefoxOS. Возможно, устройство будет представлено широкой публике уже 3 июня. Никакой дополнительной информации об условиях сотрудничества Hon Hai и Mozilla пока нет, как и данных о возможных технических характеристиках нового мобильного устройства.
Напомню, что около 60% выручки Hon Hai получает, выполняя заказы на сборку популярных устройств Apple. В прошедшем квартале спрос на iPad и iPhone пошел вниз, что сказалось и на финансовых показателях контрактного производителя.
В Intel сообщили, что Майк Белл возглавит создаваемое подразделение ультрамобильных устройств. Согласно заявлению компании, новая группа займется «превращением инновационных технологий и бизнес-моделей в продукты, которые будут формировать новые рынки». Майк Белл ранее возглавлял в Intel производство мобильных процессоров, а до этого провел 16 лет в Apple, где принимал участие в создании первого iPhone. Незадолго до прихода в Intel инженер помогал в разработке устройств Palm.
Этот шаг – часть внутренней реорганизации, начатой новым гендиректором Intel Брайаном Крзаником. Мобильный бизнес теперь будет возглавлять Германн Ойл, который раньше был содиректором Белла в этой роли.

Интернет-бизнес: опять Yahoo

Интернет-корпорация Yahoo сообщила о покупке разработчика софта PlayerScale. Стоимость сделки не раскрывается. Решения от PlayerScale представляют собой т.н. структурный софт, который позволяет создавать игры для различных платформ. В заявлении Yahoo сообщается, что компания продолжит в полном объеме поддерживать все имеющиеся разработки PlayerScale. Отметим, что на сегодняшний день решения этой компании используют различные игродельные студии, а общая аудитория игр, созданных с помощью продуктов PlayerScale, достигает 150 млн человек. Ее особенность заключается в кроссплатформенности, что позволяет создавать игру сразу для нескольких архитектур.
Ключевая разработка PlayerScale – инструментарий для аналитических исследований Player.IO. С его помощью разработчики могут наблюдать за тем, какие действия пользователи делают чаще всего, тем самым увеличивая собственные возможности по получению прибыли. Кроме того, PlayerScale позволяет по-новому подойти к монетизированию игровых проектов.
Замечу, что за последние недели Yahoo изрядно потратилась, купив сразу несколько крупных компаний. Так, с начала этого года были совершены сделки по поглощению GoPollGo, MileWise, Astrid и Loki Studios. А совсем недавно рынок всколыхнуло известие о $1,1-миллиардной сделке по приобретению веб-сервиса Tumblr.
Mail.Ru Group инвестировала $1,5 млн в израильскую компанию Cortica, разработчика технологии распознавания образов Image2Text. Приобретенная Mail.Ru Group доля в Cortica пока не называется. Нынешний инвестиционный раунд – вторая крупная инвестиция для Cortica. В августе 2012-го она получила $7 млн от гонконгского фонда Horizons Ventures.
Разрабатываемая Cortica технология Image2Text позволяет с высокой точностью распознавать изобразительные образы на фото и видео, и на их основе предлагать релевантный контент, поисковую выдачу и рекламу. Например, Image2Text способна, проанализировав фотографию Эйфелевой башни, распознать, что именно на ней изображено, и предложить пользователю статью об истории создания башни, рекламу авиабилетов в Париж или видео с панорамой города.
Помимо анализа в реальном времени, Image2Text может составлять профили пользователей на основании данных об их действиях с изображениями и видео. «Технология, разработанная Cortica, предлагает высочайшую точность распознавания, сравнимую с уровнем, который обеспечивает человеческий мозг, – говорит Мор Йегерман, глава отдела слияний и поглощений Mail.Ru Group. – Мы рады поддержать эту впечатляющую разработку Cortica».

Мобильное: все те же лица

Южнокорейская компания LG не планирует выпускать смартфон Nexus 5, который сменил бы вышедший в 2012 году аппарат Nexus 4. Об этом сообщил Вон Ким, топ-менеджер компании. Вон Ким назвал Nexus 4 «успешным продуктом» и добавил, что LG довольна сотрудничеством с Google. Он, однако, заявил, что компания не будет продолжать проект Nexus, так как не видит в этом необходимости.
Вместо анонса нового смартфона Nexus LG 28 мая представила версию Nexus 4 в корпусе белого цвета (ранее аппарат был только черным). Характеристики черного и белого смартфонов совпадают.
Аппарат Nexus 4 анонсировали в июне 2012 года. Он работает на «чистой» (то есть без сторонних оболочек) ОС Android и был разработан LG совместно с Google. Права на марку «Nexus» принадлежат Google. До LG смартфоны с таким названием выпускали для Google HTC и Samsung, а Asus делает по заказу Google планшеты Nexus 7 и Nexus 10.
Известно, что в нынешнем году Google представит специальную версию смартфона Samsung Galaxy S4 на «чистом» Android. Возможно, аппарат станет первым устройством на базе Android 4.3 – новой версии ОС, которую, по слухам, представят в июне.
Компания Rescuecom опубликовала новый рейтинг надежности техники, в котором на первом месте оказалась Samsung, а Apple – далеко позади. Впрочем, Apple уступают также Lenovo, ASUS, Toshiba, HP, Dell и Acer, а Sony и Panasonic вообще выбыли из рейтинга. Отчет подготовлен по итогам I квартала 2013 года.
Обращения в Rescuecom из-за проблем с техникой Apple составляют 11%, что является пятым местом из девяти компаний списка. Рыночная доля Samsung в квартале составляла 9,4%, а обращения по ее технике – 0,8%, что в результате дает ей 1170 баллов против 237 у Apple по системе оценки Rescuecom.
Эти цифры сильно отличаются от предыдущих рейтингов – в них впервые учитываются планшеты. В прошлом году в рейтинге Rescuecom участвовали только ПК и ноутбуки, и тогда Apple была шестой (9,7% по продажам и 12,7% по обращениям). Samsung же и тогда была первой (4,3% по продажам и 0,7% по обращениям).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета