Apple и Samsung: великое противостояние

В 2012 году два гиганта на рынке компьютерной электроники – американская Apple и южнокорейская Samsung – своим противостоянием привлекали внимание всего мира. Замечу, что Apple чаще одерживала локальные победы, зато Samsung выигрывала стратегически. В конце концов, и Наполеон в 1812 году не потерпел поражения ни в одной битве – но проиграл войну в целом. В 2013 году вряд ли что-то кардинально переменится – противостояние этих корпораций сохранится и, вероятно, станет даже более ожесточенным.

Битва яблок за мировое господство

Эти две корпорации вместе занимают заметно больше 50% мирового рынка смартфонов и планшетов – самых актуальных сегодня потребительских компьютерных устройств. А потому неудивительно, что на протяжении всего 2012 года общественность с интересом наблюдала за «битвой слонов» – технологическими, патентными, маркетинговыми и PR-сражениями между Apple и Samsung в самых разных странах мира. Хотя, конечно, в памяти большинства наблюдателей осталось только калифорнийское судебное шоу, на котором корпорации обвиняли друг в друга в схожести выпускаемых аппаратов.

Сложно сказать, кто тогда победил. С одной стороны, Samsung формально проиграла и была вынуждена заплатить «яблочной компании» более миллиарда долларов. С другой стороны, Apple не смогла запретить продажу устройств Samsung в США (а потом – и в Европе), а южнокорейский производитель неплохо поднял показатели продаж благодаря естественной шумихе вокруг своих продуктов.

Но суть не в этом. Можно сказать, что весь 2012 год Apple пыталась «найти свой путь» после смерти Стива Джобса осенью 2011-го. Точнее, спор шел вокруг того, стоит ли производителю надкушенных яблок и далее работать только в премиум-сегменте (дорогих и особо качественных устройств), или стоит обратить внимание также на «плебейский» рынок бюджетных устройств, на котором успешно зарабатывает миллиарды та же Samsung.

Результатом «разброда и шатания» стало то, что два квартала подряд Apple не оправдывала ожиданий аналитиков: стоимость акций опускалась до самого низкого уровня за 10 месяцев, компания потеряла звание самой дорогой компании мира, iPhone 5 не был принят с тем же энтузиазмом, что предыдущие модели. Apple на глазах стала превращаться в обычную корпорацию – правда, с огромной капитализацией.

Однако рискну предположить, что этот IT-гигант еще вполне способен преподнести сюрпризы. Во-первых, не стоит забывать об огромной сумме нерастраченных средств корпорации. За несколько лет Apple накопила свободные $137,1 млрд, которые она может в любой момент пустить в ход. С такими деньгами Apple может сделать многое – например, четыре раза купить Hewlett-Packard, рыночная капитализация которой сейчас составляет около $33 млрд. Или контрольный пакет Microsoft, если бы его можно было купить за деньги. Или Intel, Cisco, Qualcomm и еще дюжину компаний про запас.

Если же Apple вложит свободные средства в разработки, то конкурентам тоже придется несладко. Например, достаточно пары миллиардов, чтобы выпустить тот самый телевизор Apple, про который уже столько было сказано и который все ждут во второй половине этого года. Впрочем, как раз в сфере разработок Apple будет туго без визионерства Стива Джобса. Если не создать по-настоящему революционный и при этом совершенный продукт, то впустую можно потратить сколько угодно миллиардов. Вспомните хотя бы печальный опыт Microsoft – плеер Zune или мобильник Kin.

Есть еще одна вероятность: что Apple вложит деньги в ту самую «термоядерную войну», которую собирался устроить Google Стив Джобс за то, что Google, по его мнению, обокрал корпорацию, выпустив Android, сильно напоминавший iPhone OS. Однако замечу, что бизнес Google уже весьма диверсифицирован, и даже самый сильный удар по Android не пошатнет позиции интернет-гиганта. Так что месть за обиды шестилетней давности вряд ли стоит накопленных миллиардов.

Четвертый вариант применения свободных средств – когда Apple создаст собственное производство электронных компонентов. В самом деле, «яблочной компании» уже с трудом хватает мощностей подрядчиков. Из-за рыночной войны она отказалась от услуг Samsung, а остальные участники рынка не могут обеспечить нужный объем производства. Недавнее снижение производства панелей, которые Sharp и LG выпускали по заказу Apple, я бы все же рассматривал как частный случай – мы же говорим о стратегии.

Собственное производство полупроводников и прочей электроники заметно удешевит производство и повысит прибыльность выпускаемых продуктов, а заодно и упростит контроль качества. К тому же такое производство позволит Apple диверсифицировать бизнес – самой выйти на рынок электронных компонентов и брать подряды, составив тем самым конкуренцию Samsung и прочим корейским-японским-китайским-тайваньским производителям. Но главное – Apple станет независимой в области мобильного «железа», что автоматически выводит компанию на принципиально иной уровень работы с мировым рынком. Думаю, уже осенью 2013-го мы узнаем, какую стратегию развития выбрали в Купертино.

Мир по-южнокорейски

Корпорация Samsung, став крупнейшим в мире производителем смартфонов и оставаясь одним из ведущих производителей потребительской электроники на планете, к концу 2012 года также вошла в новую фазу развития. Сейчас основа ее стратегии – захват и замыкание на себя всех возможных потоков: финансовых, технологических, инфраструктурных. При этом в числе главных рисков для своего бизнеса корейская корпорация называет вовсе не конкуренцию с той же Apple, а «сложную деловую обстановку» в развитых странах. В Европе, говорится в пресс-релизе, посвященном квартальному финансовому отчету, много неопределенностей, а у США – бюджетные проблемы.

Но в стратегическом плане проблема Samsung в другом. Как крупнейший производитель смартфонов, южнокорейская корпорация зависит от Google и его платформы Android. Половина успехов одной корпорации зависит от успехов другой. Понятно, что такая ситуация не добавляет уюта топ-менеджерам Samsung. И потому они ищут все новые способы уйти от «андроидной зависимости».

Сегодня мобильное подразделение Samsung зарабатывает только на самих смартфонах, а не на их пользователях, как Apple. Если бы Samsung могла создать магазин приложений, то деньги, которые сейчас получает Google от покупателей в Google Play, перетекли бы к ней. Но использование Android не позволяет эффективно выстроить такую систему продаж.

Первой серьезной попыткой перейти к автономности стала разработка и продвижение платформы bada, которую можно увидеть в смартфонах серии Wave. При всех достоинствах bada, приложений под нее написано мало, а их рынок весьма скромен.

Теперь Samsung делает ставку на мобильную платформу Tizen, которая также активно поддерживается SK Telecom, NTT Docomo, Orange, Sprint, Panasonic, Vodafone, Acer, Asus и, главное, Intel. У Intel свои резоны для поддержки платформы – корпорация пытается прорваться в телефонно- планшетный сегмент, но пока встречает на пути сплошные препоны. Так что и для Intel, и для Samsung хорошим выходом может стать взаимовыгодная дружба, скрепленная сотрудничеством на базе Tizen.

Тем более что Samsung Electronics – это вовсе не только мобильное подразделение. В корпорации большие надежды возлагают на телевизоры, оснащенные «умной» начинкой, а также на прочую бытовую и автомобильную электронику. Поэтому ОС Tizen и важна для корейцев – платформа предназначена для всех типов устройств, а не только для смартфонов. И у Intel свой интерес – ее чипы во всех устройствах под управлением Tizen.

Варианты на 2013-й

Как сообщают портал Apple Insider и китайское издание China Times, в этом году Apple может выпустить на рынок три смартфона, одним из которых станет устройство с 4,8-дюймовым экраном. Это будет второй радикальный эксперимент Apple с дизайном гаджетов после выпуска iPad mini осенью 2012- го. Также, по мнению отраслевых аналитиков, в июне-июле 2013 года может состояться презентация iPhone 5.

iPhone Math с увеличенным экраном может получить 8-Мп камеру с объективом производства тайваньской Largan Precision. По некоторым данным, компания уже получила заказ на поставку примерно 8 млн объективов для iPhone Math, а также нового поколения смартфонов iPhone 5S, выход которых также ожидается в 2013-м. Платы для смартфонов будут выпускать японская Fujikura и тайваньские Flexium и Zhen Ding. Чипы для работы смартфонов в сетях 4G произведет Microelectronics Technology. В единственную кнопку на передней панели iPhone следующего поколения может быть встроен сканер отпечатков пальцев. Ожидается, что новое устройство получит экран Retina, будет поддерживать технологию NFC для оплаты покупок на близком расстоянии прямо через устройство, а также сможет дольше работать без подзарядки.

По неофициальной информации, поставки комплектующих для обоих устройств могут начаться в марте, а сборка гаджетов – в конце апреля. 90% смартфонов обеих моделей будут собираться на мощностях Foxconn. В III квартале 2013-го также может быть представлена бюджетная версия смартфона с поликарбонатным корпусом, который по дизайну будет напоминать традиционный iPhone 5.

Напомню, что в начале января аналитик Strategy Analytics Нил Моустон сообщал, что Apple может выпустить дешевую и уменьшенную модель флагманского смартфона iPhone mini, так как корпорации необходимо удержать свои позиции в конкурентной борьбе с Samsung. «Мы уверены, что компании Apple в течение следующих лет придется запустить iPhone mini, чтобы выйти на рынок с сотнями миллионов пользователей, которые не могут позволить себе текущую версию iPhone», – писал он. Тогда в Apple официально опровергли планы по выпуску бюджетного смартфона.

Действительно, на рынке гаджетов продолжают набирать популярность смартфоны с увеличенным экраном – хотя такие аппараты сложно держать в одной руке, потребители заинтересованы в появлении универсального устройства, позволяющего не только звонить и отправлять сообщения, но и полноценно работать в Интернете, общаться в соцсетях, играть и даже смотреть фильмы. Эксперты Barclays прогнозируют, что за три ближайшие года рынок гибридов смартфона и планшетного компьютера вырастет в четыре раза – до $135 млн. По оценкам ABI Research, в 2015 году объем продаж этих устройств превысит 208 млн штук.

По мнению аналитика из компании UBS Артура Хсе, в ближайшем будущем Apple потеряет лидерство в сфере инноваций, уступив место конкуренту в лице Samsung. По мнению эксперта, конкуренция особенно усилится в III квартале 2013-го и выразится прежде всего в ценовой войне. Хсе отметил сокращающийся срок жизни новых продуктов. Производители, по его словам, стараются все чаще предлагать публике новые модели устройств. По мнению аналитиков американского банка Citigroup, Apple не сможет нарастить свое присутствие в сегменте премиум-смартфонов из-за слабого iPhone 5 и, в частности, его 4-дюймового экрана (потребитель, считают в Citigroup, сейчас предпочитает 4,7-дюймовые дисплеи).

Ситуация не улучшится и в случае выхода iPhone 5S, который вряд ли будет отличаться от оригинального iPhone 5, что негативно скажется на спросе. Эксперты Citigroup уверены, что Samsung, напротив, продолжит «восхождение к Олимпу» и займет 70-80% рынка смартфонов.

Собственно, Samsung уже «почти на Олимпе». Аналитическая компания Strategy Analytics опубликовала статистику по продажам смартфонов в 2012-м: за год мировые продажи «умных телефонов» выросли на 43%, до 700 млн единиц. Крупнейшим производителем осталась Samsung, которая выпустила 213 млн устройств и заняла 30,4% рынка – больше, чем у Apple и Nokia вместе взятых. Корейский производитель поставил рекорд: ранее ни одна компания не выпускала за год 213 млн смартфонов.

Чистая прибыль Samsung Electronics в IV квартале 2012-го выросла на 76% до $6,6 млрд. Выручка увеличилась на 18,5% до $52,4 млрд.

По итогам 2012 года чистая прибыль корпорации составила $22,3 млрд, что превысило результат 2011 года на 73,3%. Годовая выручка показала прирост в 21,9%, показатель операционной прибыли вырос на 85,9%.

Так что для лидерства Samsung в 2013 году есть все основания. Если, конечно, Apple не подготовила какую-то неожиданность в лучших традициях Стива Джобса.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета