Александр Патутин: «Айтишники очень самолюбивые»

За последние два-три года белорусское IT-сообщество буквально захлестнула мода на стартапы – молодые проекты с большими амбициями, нуждающиеся в венчурном инвестировании. Но чтобы венчурный инвестор и авторы IT-стартапа встретились, нужен третий участник – венчурная площадка, на которой стартаперы презентуют свои проекты инвесторам и другим деловым партнерам. Также на таких площадках создатели стартап-проектов могут получить конкретные рекомендации по развитию или конструктивную критику.

Обо всем этом «КГ» рассказал Александр Патутин, один из основателей первой и наиболее значимой в Беларуси венчурной площадки – проекта Minsk Startup Weekend.

– Что вообще такое Minsk Startup Weekend? Какой юридический статус у этого мероприятия?
– В 2009 году, когда он только создавался, он имел статус общественной инициативы. Собрались четыре парня, в основном предприниматели, и начали проводить эти встречи. Полтора года спустя, уже в 2011 году, была зарегистрирована компания «Стартап технологии», которая стала правопреемником всех этих инициатив, мероприятий, и на данный момент является их официальным организатором. Также она является владельцем на территории Беларуси трех брендов наших мероприятий: Startup Weekend, Invest Weekend и «Стартап школа». У каждого из этих брендов есть свои суббренды – например, Minsk Startup Weekend или Startup Weekend Belarus. Кстати, в России тоже есть «Стартап школа», но она возникла позже.

– А ты сам кто во всей этой структуре?
– Я – один из учредителей компании «Стартап технологии» как коммерческой структуры. Которая, между тем, реализует фактически некоммерческий проект под названием Startup Weekend Belarus. В самих мероприятиях я, в основном, занимаюсь стратегией – продумываю, какие именно мероприятия нужны, как их проводить. Также я участвую в самих мероприятиях, выступаю как эксперт, иногда – как представитель команды инвесторов, если команда инвесторов оказывается слабой.

Обычно я представляюсь как сооснователь стартап-движения в Беларуси. Потому что миссия нашей компании – создание и расширение стартап-движения в стране. Как своего рода культуры, как сообщества, как серии мероприятий… то есть это такое многомерное явление.

Когда-то мы заявляли, что проводим просто серию деловых мероприятий – конкурсов бизнес-проектов. Потом мы поняли, что наша деятельность гораздо шире, что это уже некое движение.

– Чем отличается Startup Weekend от Invest Weekend?
– Начиная с 2009 года мы приглашали на Startup Weekend’ы любой проект – и IT, и не-IT, то есть из реального сектора. Но очень быстро поняли, что для айтишников нужен свой, особый формат. Во-первых, они очень самолюбивые. Они не любят, когда они рассказывают о своем IT-проекте в одном месте с создателями какого-нибудь кафе в Минске. И это правильно, поскольку обычно IT-проекты ориентированы вовне, то есть на глобальный рынок и реже – на русскоязычный рынок.

Поэтому мы приняли решение, что все проекты из глобального сектора экономики нужно поместить в свой особый формат. И в 2010 году мы это сделали. Как результат, сейчас эти форматы – Startup Weekend и Invest Weekend – становятся все более различными, непохожими друг на друга. Startup Weekend проводится нечасто – максимум четыре раза в год, хотя раньше проводились чаще. Invest Weekend’ы в этом году запланированы в количестве 12-ти мероприятий – по два мероприятия в каждом регионе. И еще 13-е мероприятие будет финальным. Это уже серия, которая пошла в регионы. Startup Weekend – там просто нет необходимости в этом, поскольку все основные IT-стартапы сосредоточены в Минске.

– Как много белорусских стартаперов смогли реализовать свои задумки при помощи Startup Weekend’ов с 2009 года?
– Здесь нужно уточнить понятие «реализовали свои задумки». И как мы оцениваем свою эффективность. Наш KPI – Key Performance Indicators, ключевой показатель эффективности – состоит из количества запущенных «с нуля» проектов (это когда человек пришел с идеей и сделал ее бизнесом), а также из количества проинвестированных проектов. Именно этими двумя критериями мы меряем свою эффективность, свою успешность. Есть еще третий критерий – число проектов, которые благодаря Startup Weekend получили какой-то толчок к развитию.

В общей сложности с нашей помощью получили инвестирование и стали развиваться далее примерно 100 проектов – это 20-25% проектов, которые презентовались на Startup Weekend’ах. То есть за все время презентовалось 400-450 проектов. Это не все проекты, это те, кого мы допустили к презентациям. В результате из «получивших толчок» проектов было создано около 20-30 компаний – это с нуля, то есть пришли люди с идеями, а в результате создали компанию. Еще около 10-15 проектов получили прямую финансовую поддержку инвесторов.

– Как дальше будет развиваться Startup Weekend?
– Сейчас мы находимся в своего рода стадии «перезагрузки». Дело в том, что за последние три года стартап-движение в Беларуси действительно возникла – пошла «реальная движуха». Появилось множество инициатив, которые никак не связаны с нами как с инициаторами этого движения. То есть люди по собственной инициативе что-то организуют. Например, появился ряд коворкингов – то есть офисов для совместного использования, ориентированных именно на их использование стартапами. В Минске их уже порядка пяти. И мы знаем основателей только двух из них.

Во-вторых, появились образовательные проекты, ориентированные именно на стартаперов как на отдельную категорию клиентов.
В итоге мы пришли к выводу, что какой-то своей промежуточной цели мы достигли – стартап-движение создано. Но теперь нам необходимо уточнить свою роль и место в этом сообществе. Потому что в создании белорусского стартап-сообщества участвует уже множество организаций.

Однозначно могу сказать, что в этом году мы будем специализироваться, что мы больше внимания вновь будем уделять IT-стартапам – примерно в пропорции 70:30. Просто потому, что нам это интереснее. И потому, что IT-стартапов в Беларуси сегодня намного больше, чем в реальном секторе. Их инновационность, уникальность намного выше.

Также мы однозначно будем расширять наше участие в создании и развитии самих стартапов. До сих пор наша роль была в том, чтобы создать площадку, на которой стартап мог презентовать свои идеи, найти партнера, ментора, инвестора. Сейчас мы видим свою задачу не только в том, чтобы им помочь презентоваться, но еще и в том, чтобы работать с каждым проектом индивидуально. Подобрать для него тот алгоритм, с помощью которого он разовьет свой проект.

Ну и, кроме того, сейчас у нас появились заказчики – крупные инвестиционные группы, которые ищут в Беларуси определенного типа проекты. По их заказам мы сейчас начали отбор проектов. Это игровые проекты, mobile-проекты и SaaS-проекты.

– Действительно ли, как говорят некоторые представители сообщества, в Беларуси сейчас больше венчурных инвесторов и венчурных денег, чем толковых стартап-проектов?
– Нет, я с этим абсолютно не согласен. Я скажу так: у нас стартапов все еще мало, и инвесторов мало. Но все-таки стартапы есть. Причем я сходу могу назвать десяток таких, которые имеют глобальное значение. Что касается профессиональных венчурных инвесторов, то я назову одного или двух, которые работают на глобальном рынке – именно белорусских инвесторов. Но они сами работают в основном за рубежом, и это нормально.

Назвать же с десяток венчурных инвесторов, или хотя бы seed-инвесторов внутри страны я не могу. Вся проблема в том, что у нас нет именно профессиональных инвесторов. У нас есть инвесторы, которые вкладывают в свои бизнесы, но почти нет инвесторов венчурного плана, которые вкладываются в чужие бизнесы. То есть тех, кто обладает свободными деньгами и готов эти деньги предоставить чужим бизнесам.

У нас есть определенное количество известных компаний, предпринимателей, которые построили свои бизнесы и продолжают их развивать. Но назвать их венчурными инвесторами нельзя.

– От кого же тогда получают финансирование участники Startup Weekend’ов?
– Получают, как ни странно, от белорусских инвесторов. Но во многих случаях эти инвестиции нельзя назвать успешными. Я не сказал, что у нас нет инвесторов вообще, я сказал, что у нас нет профессиональных инвесторов. Под такими я подразумеваю тех, кто не просто выделяет деньги, но также тратит свое личное время на работу, менторство и развитие профинансированных ими стартапов. Основная проблема белорусских инвесторов в том, что они готовы дать деньги, но не готовы заниматься стартапами лично. А без этого деньги пропадают. Я даже не знаю успешных историй выходов венчурных инвесторов из белорусских стартапов.

– Каковы основные проблемы белорусских авторов идей для IT-стартапов?
– Идей или проектов? Это разные вещи. Идея – это когда человек что-то придумал, пришел и об этом рассказал. Проект – когда он собрался с товарищами, что-то сделал, и это уже работает. И ему нужны деньги на развитие.

Основные проблемы заявителей идей… Первая: приходят сразу за инвестициями, не сделав ничего. Но невозможно получить инвестиции, не сделав хотя бы прототип. Второе: не понимают, как вообще ведется бизнес. Нет никакого опыта работы в бизнесе. Идут с идеей, не понимая, что сначала нужно все-таки научиться бизнесу – поработать в какой-то компании, посмотреть, как все это действует. А уже потом, набравшись опыта, идти и делать какой-то свой бизнес.

Третья проблема: придумывают идеи, которые ориентированы на Беларусь. Беларусь – слишком маленький рынок, чтобы на него ориентироваться. Да, есть некоторые идеи, которые позволят и в Беларуси заработать. Есть два проекта, которые в Беларуси большие деньги зарабатывают – Tut.by и Onliner.by. И все. Как говорится, легче заработать, сделав средний стартап на рынке, где много денег, чем сделав классный стартап на рынке, где денег нет.

Теперь по поводу тех, кто приходит с уже готовыми проектами. Ошибка первая: часто делают технологию, какой-то работающий сервис, и называют это бизнесом. Но можно иметь классную технологию – и не иметь бизнеса. Бизнес есть там, где кроме технологии имеются еще маркетологи, продавцы, бухгалтеры, пиарщики – то есть вся инфраструктура современного бизнеса.

Ошибка вторая: сначала делают проект, а уже потом начинают его тестировать на пользователях. Нужно наоборот, действовать методом итераций. Сделал что-то – попробовал. Пошло – делаешь дальше. Не пошло – изменил прототип. То есть действовать следует мелкими итерациями, короткими шажками.

Далее. Опять-таки по поводу инвесторов. Скорее не ошибка, а проблема – непонимание того, что нужно инвестору. Нередко авторы стартапов не слушают инвестора, и в одних случаях слишком торопятся получить инвестиции, а в других – наоборот, слишком оттягивают этот момент. А важно понимать: в какой момент на что нужны деньги.

И еще одна ошибка: непонимание, к чему приведет получение инвестиций. Бывают такие ситуации, когда инвестор дает деньги, и тут IT-предприниматель начинает задумываться: а действительно, это же я теперь ответственен за то, чтобы деньги вернулись, да еще с ого-го какой прибыльностью! И начинает сомневаться в целесообразности стороннего финансирования.

У нас были такие случаи, когда инвестор говорил стартаперу: «Давай, мы дадим тебе денег» – а тот отвечал «Ой, мне уже не надо!» – «А чего вы тогда заявлялись на мероприятие?» – «Ну, мы просто хотели посмотреть, есть ли у нас инвесторы, и как они оценят наш проект».

– Многие создатели стартапов боятся идти к инвестору, опасаясь, что тот украдет их идею и сам реализует проект. Как эта проблема решается?
– Первое: профессиональные инвесторы заинтересованы не в идеях, а в людях, которые способны что-то делать, то есть в командах. Как правило, у предпринимателя-инвестора своих идей – куча. Они будут только рады, если человек придет, предложит идею и сам же реализует ее, конечно, с финансовым участием этого инвестора.
Второй момент: как защититься от копирования идей? Ведь скопировать идею могут только другие стартаперы. Так что нужно просто создать работающий прототип, и таким образом добиться какой-то форы во времени. То есть получить временной лаг, когда для других догонять будет уже себе дороже. Поэтому очень важно, чтобы стартапер выходил на презентацию не с голой идеей, а с каким-то прототипом, с запущенным проектом. Тогда будет очень сложно у него что-то украсть.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета