Юрий Зиссер: Правильная ниша и любовь к пользователям

Когда речь заходит о белорусском Интернете, первая возникающая ассоциация – портал TUT.by, который, по сути, и является олицетворением этого самого Байнета. Именно он забирает львиную долю внутреннего белорусского трафика, значительно опережает по популярности всех конкурентов на местном рынке и получает более половины всех рекламных денег. И все это – вполне заслуженно.

Создатель портала TUT.by Юрий Зиссер столь же заслуженно считается и самым влиятельным интернет-бизнесменом Беларуси. Больше десяти лет назад (в октябре 2000-го) его проект TUT.by сам был стартапом с неясным будущим, который реализовывала команда энтузиастов.

Основные сервисы на момент запуска портала – бесплатная электронная почта, выполненная на достаточно высоком уровне, а также лента новостей различной тематики. Весь портал помещался на одной «персоналке» с частотой процессора 600 Мгц.

Однако в то время просто не мог не иметь успеха проект, основанный на концепции Yahoo!. «Наша цель – стать белорусским Yahoo!» – прямо заявил тогда руководитель TUT.by. Прошла дюжина лет – и сегодня Юрий Зиссер – не только владелец самого популярного ресурса страны, но и авторитетный венчурный инвестор, непременный участник различных бизнес-форумов и школ для молодых создателей стартапов. Об этом мы с ним и поговорили.

— Не так давно Вы рассказали, что в год покупаете несколько белорусских стартапов – «для себя» и для интеграции в портал TUT.by. По какому принципу, по каким критериям Вы отбираете эти проекты?
— Главный принцип подбора – уровень и мотивация команды. Постепенно я пришел к выводу, что даже выдающаяся на первый взгляд идея не срабатывает при посредственной команде, а старая неоригинальная идея срабатывает, если ею занимаются правильные люди. Для моих личных инвестиций еще нужно, чтобы проект мне нравился и у лидеров команды были горящие глаза. Для портала – чтобы приобретаемый сервис органично дополнял уже имеющиеся сервисы и увеличивал монетизацию всего портала, то есть окупался либо трафиком, либо деньгами. Если платить смысла не имеет – партнерствуем.

— Инвестируете ли Вы в проекты на «посевной» стадии, или объекты Вашего интереса должны быть уже состоявшимся бизнесом?
— Как получается. Твердых принципов нет. Бывало и так, и этак. Правильный инвестор всегда точно знает, на какой стадии он покупает проекты и какова максимальная сумма инвестиций. Поэтому я «неправильный», стихийный инвестор. Наверное, потому, что занимаюсь не только инвестированием.

— Какую максимальную сумму, по Вашему мнению, можно заплатить за белорусский стартап? Существует ли вообще подобная цифра?
— Цифра зависит исключительно от стоимости самого стратапа и ограничивается финансовыми возможностями покупателя. Ведь и EPAM Systems когда-то был стартапом, а сегодня он стоит под миллиард.

— С какими максимальными и минимальными денежными требованиями со стороны белорусских стартаперов Вам доводилось сталкиваться?
— Пока «максимальное» дело ограничивалось двумя миллионами баксов. Минимум – 12 тысяч. Оба варианта, как можно догадаться, не сработали, потому что первый проект даже близко столько не стоил (и скоро, думаю, зачахнет, потому что не развивается технологически, и от него постепенно начинают отказываться партнеры). Ну а второй проект был совсем любительским.

— Когда-то и портал TUT.by был стартапом. Что помогло ему превратиться в самый успешный интернет-проект страны?
— Ранний выход на рынок, правильная ниша, любовь к пользователям, сильный бренд и сильная социальная составляющая.

— Как Вы считаете, чем белорусские стартапы 2012 года отличаются от белорусских стартапов, скажем, 2002 года?
— Сегодня больше бизнес-составляющая. Десять лет назад стартапы создавали любители Интернета на собственные средства собственным трудом ради пиара перед себе подобными и утрачивали к ним интерес сразу после открытия. Запустил – и тут же бросил. Сейчас же ребята пытаются реально на что- то претендовать, зато чаще выступают лишь с планами, а не с прототипами. Иными словами, раньше открывали живые прототипы, а сейчас представляют сплошные проекты на бумаге. Ну и цена вопроса, разумеется, выросла: ведь в 2000 году порталами называли сайты, которые с нынешней «высоты» являются лишь блогами.

— Чего, по-вашему, не хватает белорусским стартапам для того, чтобы более успешно конкурировать в мире? Иначе говоря: есть ли у белорусских стартапов некое общее «слабое место»?
— Слабые места белорусских стартапов – отсутствие эрудиции у основателей и полнейшее неумение презентовать проект. Во-первых, чаще всего изобретают не стартап, а велосипед. Обычно ребята только начали выступать, а меня так и подмывает спросить: «А вы видели сайт Х? Там это уже сделано». Во-вторых, стартап-школы, мастер-классы и учебники по искусству презентаций совершенно не помогают: выступающие упорно сосредотачиваются на второстепенных деталях, иногда вообще забывая рассказать о самом продукте! Само собой, мало кто укладывается в регламент. Я каждый «СтартапУикенд» в достаточно резкой и подробной форме доношу это до слушателей, но безо всякого эффекта. Результат соответствующий: в Беларуси достаточно внутренних инвесторов, но незначительное количество инвестированных стартапов. Иными словами, сегодня инвесторов в Беларуси больше, чем достойных стартапов. Однако я оптимист, потому что уровень и количество проектов с каждым годом повышается. Рано или поздно посев даст свои всходы.

Юрий Зиссер: биографическая справка
Родился в 1960 году во Львове. Закончил Северо-Западный политехнический институт Санкт-Петербурга по специальности «Электронные вычислительные машины» в 1986 году.
Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 год. Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Работал доцентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Тренер ряда бизнес-школ. Автор учебных пособий и сотен статей в белорусской и российской периодике.
Наиболее известен как создатель белорусского портала TUT.by. С марта 1992 года – генеральный директор и владелец компании «Надежные программы» (торговые марки – TUT.by, HOSTER.by, «Программа 35», RelDepo, RelBank, RelCard). С 2007 года – владелец ЧП «Релсофт» (предприятие по оффшорному программированию, резидент Парка высоких технологий).
Cовладелец ОДО «ЕТС» (пиар-агентство в Интернете, пресс-офисы, семейство цифровых журналов ET CETERA). Совладелец рекламных агентств «Тут бай медиа», «Веб Эксперт», «Байнекст», хостинг-провайдера «Хостер Бай».
Автор книги «Маркетинг on-line».

Денис Лавникевич

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2013 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета