...
...

Венчурных денег хватает, а вот идей для стартапов – мало

В конце сентября в офисе Центра деловых коммуникаций BEL.BIZ на круглом столе «StartUp-движение Беларуси: возможности роста» собрались, пожалуй, знаковые персоны Байнета. Руководители венчурных инвесткомпаний и частных стартап-площадок обсудили тему привлечения инвестиций в Strat-up проекты и проблемы, с которыми венчурные капиталисты сталкиваются в нашей стране.

Готовые рискнуть


Белорусские венчурные инвесторы, в отличие от желающих получить финансирование авторов идей для стартапов, собираются вместе нечасто. И на встрече в BEL.BIZ они обсуждали основные проблемы взаимоотношений между авторами перспективных идей, которые становятся основой для стартапов, и инвесторами, готовыми вложить в них деньги. Быстро выяснилось, что первые и вторые по-разному понимают саму суть венчурного инвестирования. Согласно классическому «капиталистическому» определению, стартапом называется молодой IT-проект, уже работающий и показывающий определенную выручку. Пусть небольшую, а дохода вообще может и не быть. То есть речь о проекте, который уже реализован, и которому теперь требуются инвестиции для раскрутки, для выхода на широкий рынок.

Хороший пример такого проекта – Twitter, который все шесть лет своего существования не приносит прибыли и до сих пор живет за счет инвестиций. Но он показывает выручку, у него есть четкий механизм монетизации, и потому сегодня его капитализация составляет не один миллиард долларов. Однако в Беларуси даже до стадии стартапа дойти, как выясняется, непросто. У молодых авторов идей катастрофически не хватает бизнес-знаний, не говоря уже про понимание бизнес-процессов. В результате перспективные IT-проекты обычно попадают на рассмотрение к потенциальным инвесторам на т.н. seed-стадии («посевной» стадии). То есть когда есть некая блестящая идея, но нет ни денег для ее реализации, ни желания (или возможности) взять кредит, ни бизнес-плана, ни стратегии монетизации проекта, ни команды, которая этот проект будет реализовывать. И если инвестор видит, что идея может принести хорошую прибыль, ему приходится самому всем этим заниматься.





Вот это все и обсуждали:
- Юрий Зиссер, основатель TUT.by;
- Александр Патутин, руководитель Start-Up Weekend;
- Владимир Давидович, директор Минского городского технопарка;
- Игорь Ковалев, глава ассоциации бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «Бавин»;
- Любовь Закревская, сооснователь Start-up BY Women;
- Николай Ляховский, руководитель Fenox IT;
- Станимир Минов, главный специалист по бизнес-развитию и изучению рынков ИП «Велком»;
- Дмитрий Кириленко, директор отдела по разработке облачных и управляемых сервисов ИП «Велком»;
- Игнат Бобрович, проект AlterEdu.
Модератором круглого стола была Татьяна Маринич, глава портала BEL.BIZ.

Первым ситуацию со стартапами в Беларуси обрисовал «первопроходец» венчурного бизнеса в Беларуси, руководитель Start-up Weekend Александр Патутин:

- Ну, на самом деле первым все же был не я. Были другие люди, и мы уже поддержали и развили их идеи. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что дух предпринимательства в Беларуси однозначно есть, он растет. Есть уже категория людей – мы называем их «тусовкой» – это некое стартап-сообщество, которое по нашим оценкам насчитывает около 5 тыс. человек. Это люди, которые либо делают свой проект, либо об этом всерьез думают и участвуют в наших мероприятиях, либо как минимум заявляли некие идеи и участвовали в их обсуждении.

Сейчас тема стартапов становится модной – и я не вижу в этом ничего плохого. Хотя есть, конечно, перегибы. Иногда под словом «стартап» понимают просто желание найти какие-то деньги и ничего не делать. Но в целом я вижу в росте интереса большой плюс, поскольку у нас в стране большой дефицит моды на предпринимательство, моды на бизнес. К сожалению, мы пока далеки от уважения к частному капиталу, к бизнесменам. У нас пока очень мало «историй успеха», на которые бы равнялись люди.

Свое видение ситуации с точки зрения инвестора рассказал один из самых заметных белорусских IT-предпринимателей, создатель портала TUT.by Юрий Зиссер:

- Я за тему стартапов, можно сказать, душой болею. И когда появился Start-Up Weekend, мне даже размышлять не понадобилось – ведь развитие стартапов, развитие капитализма – это стратегический путь развития для нашей страны. Потому что только если более половины экономики станет частной – только тогда что-то сдвинется и в сознании. Развивая стартапы, мы сделаем хорошо не только Беларуси, но и всему миру. Тем более что наши стартапы в основном на Беларусь и не рассчитаны.

Я сомневаюсь, что этот рынок можно формализовать в финансовом плане. Это же идеи… Как можно оценивать идеи? Есть ли анализ – какие из белорусских стартапов принесли хоть копейку? Одно дело, сколько вложено, и совсем другое – сколько получено.

И, конечно, есть национальная особенность: все тихарятся, все действуют тайно. Хотя я в своей жизни вижу, что тайна только мешает работать. Потому что когда люди видят, что ты делаешь, у них появляются и предложения.

Еще более откровенно о существующих проблемах говорил Игорь Ковалев:

- Могу сказать, что разбежка в пожеланиях создателей стартапов очень велика. Она варьируется от очень заниженных цифр в духе «дайте $5 тысяч, и все будет хорошо» до просто космических требований в размере трех-пяти миллионов долларов. Так что хочется, чтобы заявители были все-таки более адекватны в плане оценки своих проектов, себя и потребности в деньгах. У нас были случаи, когда мы подписывались под определенными суммами в проектах, а заявитель не смог взять и половины этих средств.

Сегодня денег много, достаточно денег на десятки проектов. Но проблема в том, что нет самих проектов. И это большая беда, чем отсутствие денег. Налицо неумение стартаперов, авторов и инициаторов проектов, брать эти деньги. И еще дай Бог, чтобы их команды имели представление о сути проекта. Они не знают, как разговаривать с инвестором, не понимают его ожиданий.

Ведь на самом деле дать деньги на проект легко. Гораздо сложнее инвестору потом из него выйти, причем выйти, не зафиксировав убытки, а получив прибыль. Вообще, в Беларуси говорить про венчурные инвестиции стоит только для популяризации всего этого дела. Потому что технология венчурного инвестирования подразумевает оценку стоимости организации, а в Беларуси такой практики нет.

Кто поможет начинающему?

Также участники круглого стола обсудили вопрос бизнес-инкубаторов не как офисов с услугами для начинающих IT-предпринимателей, а как мест, где можно научиться основам бизнеса, получить консультации уже состоявшихся бизнесменов – так называемых менторов.

Про такой инкубатор стартапов рассказал Александр Патутин:

- У нас уже два года реализуется проект «стартап-школа». Это еженедельные трехчасовые семинары, в рамках которых проходят в том числе и мастер- классы, где представляются проекты, происходит их обсуждение с участием экспертов и инвесторов. Я не скажу, что там идет полноценное обучение, но польза от «стартап-школы», конечно, есть.

В Беларуси есть такие инкубаторы, есть молодежная социальная служба, с которой связана масса молодых компаний, предприятий. Другое дело, что действительно сейчас с этим проблема. Проблема в том, что инкубаторы в основном концентрируются на оказании услуг по сдаче помещений в аренду по приемлемым ценам, на других подобных вещах. А вот консультирование, помощь в «выращивании» стартапов – это отодвигается на второй план. Потому что хозяйственные проблемы – с арендой, с ремонтом помещений – забирают все время и всю энергию у создателей инкубаторов.

Тему продолжила Любовь Закревская:

- Я в стартап-движении с момента его возникновения в Беларуси, и я во многом согласна с Александром. Но если у большинства здесь присутствующих есть все же цель получения прибыли от стартапов, то у нас роль чисто женская социальная: поддерживать образовательно-консультативную часть для того, чтобы те девушки, которые имеют идею, могли дойти до инкубатора, до этих стартап-школ. Потому что на самом деле часто люди просто не знают, куда им идти со своими идеями.

Инкубатор будет тебя поддерживать, только если ты имеешь бизнес-план. А что такое бизнес-план? Как его составить? Тут уже правильно сказали: у многих есть идеи, но они не знают, где найти деньги для их реализации. И понятия не имеют, как их бизнес в дальнейшем будет монетизироваться. Александр говорил про стартаповскую тусовку в 5 тысяч человек. Я с первого дня в этой тусовке, и я знаю, что новые люди туда очень редко попадают. В основном одни и те же люди ходят в эти стартап-школы, на стартап-уикенды приходят также часто те команды, которые там уже были. И новых идей появляется не очень-то и много. Потому что у нас нет информации о том, как попасть на этот стартап-уикенд с идеей, которая будет интересна инвестору.

Если мы говорим о подготовке стартаперов, об образовании, то о ком мы говорим? Одно дело инкубаторы. Но есть еще такое понятие, как менторство. И люди, которые готовят проекты, работают с проектами в образовательном плане, особенно за рубежом, активно развивают менторство.

Вот, скажем, мне звонит человек и говорит: «У меня есть классная идея. Но я не знаю, что с ней делать. Где мне проконсультироваться?». Любой инвестор спросит: «Как будет монетизироваться этот проект? Как вы его будете продвигать?». Человек готов пойти проконсультироваться, даже деньги за это заплатить, но у нас нет таких организаций, которые бы могли дать соответствующую консультацию. Просто так он к инвестору не пойдет – он боится, что идею у него украдут. Что инвестор возьмет эту идею и сам ее реализует.

Александр Патутин:

- Мы давно думаем над проблемой менторства. В России местные организаторы стартап-уикендов одно время даже проводили специальные мероприятия, на которых главной целью было – найти ментора, взять его в проект, чтобы он провел этот проект «за ручку» от точки «А» до точки «Б», по крайней мере, до выхода на рынок. Мы тоже пытались это делать, но не так радикально. Мы сейчас будем проводить стартап-уикенд, на котором инвесторов как таковых уже не будет – будут менторы. Потому что часто к нам приходят проекты, которым до инвесторов еще очень далеко. Им на этой стадии нужны не инвесторы, а менторы.

Кто эти менторы? Это эксперты, а чаще – уже состоявшиеся предприниматели. Те, кто может вникнуть в проект, кто знает, как создать, «запустить» компанию, с чего начать, как подобрать персонал, как его мотивировать. Такие люди есть, и мы стараемся активно их привлекать.

Раньше мы говорили: «приди, заяви проект и получи инвестора». Теперь мы говорим: «приди, заяви проект и получи помощь ментора». Мне кажется, что результат может быть там, где встречаются кто-то молодой, инициативный и с идеей, и опытный, с деньгами, но не готовый тратить свое время на проекты. Чаще всего это состоявшийся предприниматель. Мы посмотрим, сработает ли эта схема.

Особое мнение высказал глава образовательной инициативы AlterEdu Игнат Бобрович:

- На самом деле не надо строить иллюзий. Если ничего не произойдет в ближайшее время, большинство белорусских стартапов будет зарегистрировано в Литве, в Эстонии, в России, еще где-то… И получат деньги оттуда.

С точки зрения венчурных инвесторов, есть две белорусские проблемы. Первая – белорусская система построена не на лидерах, а на последних, у нас следят не чтобы лидер вышел вперед, а чтобы последний не споткнулся. А если кто-то выходит в лидеры, то либо система его душит, либо он уходит из этой системы, либо он как-то приспосабливается. Все эти варианты – это плохо.

Если в Эстонии я заявляю проект и он получает поддержку, то мне дают и бесплатное офисное пространство, и деньги, мне не придется платить за обслуживание и офис. А в белорусском инкубаторе мне дадут «льготный» квадратный метр за $15. У меня был соответствующий опыт, и я узнал, что мне дешевле будет представить проект в Эстонии, попросить там денег и получить там офисное пространство и прочую поддержку. Беларусь уже в этом проигрывает.

Беларусь проигрывает и Литве. Литва готовится запустить «стартап-визу», нацеленную именно на белорусов. Получив эту визу, ты получаешь и субсидии, и вид на жительство в стране-члене ЕС – и все потому, что у тебя есть стартап. А в Беларуси ничего этого нет. У нас есть проблема безынициативности. Люди сидят, люди чего-то ждут…

Новый конкурс IT-идей

Напоследок Татьяна Маринич рассказала об инициативе портала BEL.BIZ, которая будет реализована на Всемирной неделе предпринимательства в ноябре. Речь идет о национальной номинации «Ментор года». Соответствующее голосование уже идет на сайте BEL.BIZ. Председателем жюри, выбирающего лучшего бизнес-ментора страны, кстати, станет министр экономики Николай Снопков.

Вручение премии «Ментор года» пройдет на открытии Всемирной недели предпринимательства в Беларуси 13 ноября. Там же, на II Международном форуме предпринимательства, уже 15 ноября, пройдет международная ICT-конференция, посвященная развитию IT-стартапов. За ней последует конкурс стартап- питчей BEL.BIZ Battle. Далее в тот же день пройдет конкурс бизнес-планов Startup Day – он состоится уже в рамках проходящего одновременно Национального инвестиционного форума. Получается, что в один день в Минске пройдут сразу два конкурса IT-инвестиционных проектов.

Отбор проектов на конкурс стартап-питчей BEL.BIZ Battle уже начался. В отборочном туре будут определены 20 лучших стартапов. Участвовать могут молодые компании (не старше пяти лет), а также предприниматели с проектами для инвестиций в размере от 100 тыс. до миллиона евро. Предпочтение отдается инновационным и масштабируемым проектам в сфере ICT, а также презентациям на английском языке.

14 ноября пройдет тренинг финалистов. Ну а в финале конкурса 20 стартапов представят свои проекты в виде 3-минутных питчей (со слайдами) перед пулом инвесторов, предпринимателей и экспертов. Три наиболее успешных, по мнению экспертов, стартапа получат призы от Всемирной недели предпринимательства. Пять самых успешных проектов отправятся в Вильнюс участвовать в мероприятиях Silicon Valley Comes to Baltic.

Денис Лавникевич



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра