...
...

Страдания Groupon

Инвесторы пока еще крупнейшего в мире скидочного сервиса Groupon продают его акции. По меньшей мере четыре стратегических инвестора, вложившиеся в Groupon до IPO, уже продали или существенно сократили свои пакеты. Это создатель Netscape и основатель фонда Andreessen Horowitz Марк Андриссен, а также инвестфонды Fidelity, Maverick Capital и Kinnevik.

В середине августа компания Groupon представила финансовые результаты за II квартал. Впервые с момента проведения IPO в ноябре 2011-го Groupon отчитался в получении квартальной прибыли, которая составила $28,4 млн. А выручка компании выросла на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $568,3 млн.

Но аналитики ожидали от Groupon большего – около $573 млн выручки. Их разочаровал и тот факт, что основная доля прибыли пришлась на недавно созданное подразделение Groupon Goods, специализирующееся на торговле ювелирными изделиями, кухонной посудой и приборами, а не на основной бизнес компании. Ситуацию усугубил не совсем оптимистичный прогноз Groupon о результатах следующего квартала: компания ожидает получить выручку в размере $580-620 млн, то есть всего на 2-9% больше, чем во II квартале.

После публикации отчетности котировки бумаг Groupon на NASDAQ рухнули более чем на 22%, до $5,86, капитализация упала ниже $5 млрд. В следующие дни этот процесс продолжился. Сегодня за акцию Groupon дают $4,68, капитализация составляет уже $3,06 млрд.





Уходящие акционеры

Не менее четырех акционеров, которые вошли в капитал Groupon до IPO, за последние месяцы продали или существенно сократили свои вложения. Со времени IPO Groupon уже потерял примерно три четверти рыночной капитализации, или около $10 млрд.

«Живая легенда» WWW Марк Андриссен, который заработал состояние на «буме доткомов» 1990-х в компании Netscape Communications, был одним из инвесторов Groupon. Его инвестиционная компания Andreessen Horowitz обеспечила 40 из $950 млн капитала скидочного сервиса до его выхода на рынок. Вскоре после снятия 1 июня запрета на продажу акций Groupon, Andreessen Horowitz продала свои 5,1 млн бумаг. Исходя из котировок компании на момент продажи, прибыль от сделки составила почти $14 млн. Интересно, что сам Андрииссен был советником Groupon, и в 2011-м он рекомендовал компании не торопиться с IPO.

По словам аналитиков, инвестиционная лихорадка в молодых IT-компаниях накануне их выхода на фондовую биржу задает неустойчивые стоимостные параметры рынка. По мнению Билла Герли из венчурной компании Benchmark Capital, Groupon не вышел бы на такой уровень без этих инвестиций на поздней стадии стартапа.

Кроме Андриссена, из капитала Groupon этим летом вышли еще несколько крупных инвесторов. Так, хедж-фонд Maverick Capital сократил свой пакет с 6,33 млн акций на конец марта до менее чем 2 млн на конец июня – это следует из документов Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Фонд Fidelity Management & Research с апреля по июнь распродал примерно треть своего пакета Groupon. Шведская компания Kinnevik в июне заявила, что продала 8,38 млн акций Groupon, которыми владела с 2010 года. В компании журналистам пояснили, что обычно не держат миноритарные пакеты. Тут справедливости ради стоит отметить, что некоторые инвесторы, вошедшие в капитал до IPO, сохраняют или даже наращивают свои инвестиции. Так, по данным The Wall Street Journal, не продавали акции сервиса компании Technology Crossover Ventures и Kleiner Perkins Caufield & Byers. Компания T. Rowe Price Group свой портфель бумаг Groupon увеличила почти втрое (с марта по конец июля), инвестфонды банка Morgan Stanley – более чем в два раза.

История успешного времени

Наблюдавшаяся еще недавно привлекательность Groupon для инвесторов, специализирующихся на IT-индустрии, объяснялась прежде всего темпами роста этого скидочного бизнеса. За 2010 год, второй полный год присутствия на рынке, компания показала рост выручки почти в 22 раза по сравнению с 2009 годом и вышла на уровень $313 млн. Для сравнения: Google на втором году своей работы увеличил обороты в четыре раза.

Создатель и CEO Groupon Эндрю Мейсон в октябре 2011 года перед проведением IPO обещал будущим акционерам огромный потенциал прибыли в Groupon благодаря создаваемому компанией новому механизму привлечения клиентов для огромного сегмента производителей товаров и услуг. «Если учесть, что рынок измеряется не в миллиардах, а в триллионах долларов, для нас это только начало», – цитирует Мейсона The Wall Street Journal.

Между тем известно, что ряд инвесторов и менеджеров Groupon, в частности Марк Андриссен и глава Starbucks Говард Шульц, до апреля входивший в совет директоров IT-компании, не рекомендовали проводить IPO в запланированные сроки. Такой же точки зрения придерживались партнеры компании Kleiner Perkins Caufield & Byers.

Но в ноябре 2011 года IPO все же состоялось, несмотря на отсутствие прибыли и отрицательную стоимость чистых активов (за вычетом долгов). Компания была оценена в $12,8 млрд, а уже на первых торгах ее акции подорожали более чем на 30%. Инвесторов не смутило, что компания со времени своего основания ни разу не показывала прибыли. По итогам 2011 года выручка составила $1,62 млрд, чистый убыток – $350,8 млн.

Общая тенденция

Резкое падение акций Groupon и обвал акций Facebook и Zynga вернули инвесторов к воспоминаниям о «крахе доткомов» 2000 года. (Тогда глубина падения индекса Nasdaq Composite Index с максимума в марте 2000 года до минимума в октябре 2002 года составила 78%). В то же время, в отличие от многих интернет-компаний конца 1990-х, Groupon, Facebook и Zynga имеют доход. Тем не менее, те результаты, которые они показывают, далеки от того, что от них ожидали инвесторы.

Акции Facebook сейчас продолжают снижение, упав уже ниже половины их стоимости на момент IPO в мае. Стоимость бумаг Zynga с момента выхода на биржу в декабре 2011-го упала на 70%, так как инвесторы обеспокоены способностью компании и дальше привлекать пользователей играми в приложениях.

Groupon в России и странах СНГ

20 августа гендиректором российского офиса Groupon Inc. – Groupon Russia – был назначен 27-летний Вадим Федотов. Ранее Федотов возглавлял департамент продаж Groupon Russia и отдел GrouponShop (товарные категории сайта), причем товарный раздел был основан и структурирован именно им. До своего прихода в Groupon Russia господин Федотов занимался оптимизацией закупок в Barkawi Management Consultants GmbH & Co.KG. Экс- гендиректор Дмитрий Дружинин остается в компании и будет заниматься юридическими и финансовыми вопросами.

Назначение Федотова произошло по инициативе штаб-квартиры компании, на которую произвел впечатление рост объема продаж Groupon Russia, достигнутый Федотовым. На новой должности Вадим Федотов займется контролем над глобальными проектами, реализуемыми российским офисом компании, а также разработкой плана действий Groupon на российском рынке.

Уже известно, что новый гендиректор сделает ставку на платформу для топовых партнеров (тех, чьи акции пользуются особым спросом), оптимизирует систему расчетов с ними.

Справка «КГ»: Groupon – американская IT-компания, созданная в 2008 году. Основной профиль – продажа товаров и услуг по ценам, существенно более низким, чем если бы покупатель обратился напрямую к продавцу. На возможность приобретения товара или услуги со скидкой пользователю, зарегистрировавшемуся в сервисе, отводится определенное время. Если он успел воспользоваться предложением, он распечатывает специальный купон и обращается с ним непосредственно к продавцу. Для того чтобы скидка стала доступна, необходимо, чтобы в предложении приняло участие некое минимальное число пользователей.

Сервис работает в 43 странах мира, его услугами пользуется около 115 млн подписчиков. Выручка Groupon в 2011 году выросла в 5,2 раза – до $1,62 млрд с $313 млн в 2010-м. Чистый убыток сократился на 30% – до $350,8 млн с $456,3 млн. С момента IPO капитализация Groupon снизилась на две трети: компания размещала акции, исходя из оценки 100% в $12,7 млрд, а сейчас ее капитализация на NASDAQ составляет $3,14 млрд.

В числе инвесторов проекта – российский холдинг Mail.Ru Group и фонд DST Global, контролируемый Алишером Усмановым, основным акционером Mail.Ru. DST Global принадлежит около 1% акций Groupon, Mail.Ru Group – 4,21%. История такова: в апреле 2010 года DST (позже переименованная в Mail.ru Group) вложила в Groupon $100 млн, получив 3,1 млн привилегированных акций (т.н. «префы»). А в январе 2011-го DST Global приобрела 1,6 млн префов Groupon за $51 млн. Планируют ли теперь DST Global и Mail.ru Group продавать акции Groupon, их представители не говорят. Ранее гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин рассказывал, что холдинг готов продать доли в Groupon «на правильных условиях и в правильное время». По данным отчета Groupon за 2011 год, все префы были конвертированы в октябре 2011-го в обыкновенные акции: те, что у Mail.ru Group, – из расчета 1:12, у DST Global – 1:4. Сейчас пакет, принадлежащий DST, стоит $30,67 млн, Mail.ru Group – $177,4 млн.

Денис Лавникевич



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра