Летняя планшетология

Планшетные ПК как-то слишком уж стремительно вошли в нашу жизнь. И прочно обосновались в ней, став не только новым средством для веб-серфинга и поглощения мультимедийного контента, но и лишним подтверждением набившего уже оскомину тезиса об ускорении технического прогресса. В любом случае, сегмент планшетов стал уже одним из определяющих для всей компьютерной индустрии.

Тенденции

Планшетные ПК обошли смартфоны в качестве средств стимулирования электронной коммерции. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования компании Monetate, занимающейся технологиями онлайн-маркетинга. По данным Monetate, при таком темпе роста в следующем году планшеты отнимут у ПК существенную долю в области электронной коммерции.

Данные Monetate основаны на анализах более чем 100 млн покупок, сделанных в онлайне. В I квартале 2012-го трафик при посещении сайтов e-commerce с использованием планшетов вырос до 6,52%. За тот же квартал 2011 года доля планшетов составила 1,66%. 95% трафика с использованием планшетов пришлось на Apple iPad. Доля смартфонов составила 5,35% – в отличие от 4,23% годом ранее.

Безусловно, ПК все еще остаются наиболее популярной средой для электронной коммерции – их доля трафика составляет 88,12%. Однако это заметно меньше 94,12%, полученных за I квартал 2011-го. Если тенденция не изменится, в следующем году доля трафика ПК в e-commerce составит менее 75%. В любом случае, люди стали все чаще использовать планшеты в повседневной жизни, свидетельствует исследование компании Gartner. Планшетные ПК в основном используются для проверки электронной почты (81% респондентов), чтения новостей (69%), просмотра прогноза погоды (63%), общения в социальных сетях (62%) и игр (60%).

Согласно исследованию, более 50% владельцев планшетов читают новости, журналы и книги с помощью этих устройств, отказываясь от бумажных изданий. В среднем один из трех респондентов использует планшеты для чтения книг (13% опрошенных – КПК, 7% – мобильные телефоны).

Как говорит главный аналитик Gartner Меик Эсчерич, участники проведенного опроса владеют не только планшетами, но и стационарными ПК и смартфонами. «Респонденты, которые имеют планшеты, сообщили, что они поочередно используют их и другие многофункциональные устройства, а не заменяют одно другим. Они пользуются тем устройством, которое оказывается у них под рукой, или тем, которое больше подходит в данный момент для выполнения определенной задачи. Однако участники опроса используют свои ПК (десктопы и ноутбуки) на 20% реже по выходным», – сказал эксперт. По данным Gartner, пользователи чаще всего работают с планшетами дома в гостиной (87% опрошенных), в спальне (65%) и на кухне (47%).

Опрос также показал, что мужчины сами покупают себе планшеты, тогда как женщины предпочитают получать их в подарок. Как правило, люди покупают планшеты из-за самого формата этого устройства: удобство в использовании, небольшой размер и вес.

Между тем, производители планшетов продолжат выпуск 7-дюймовых устройств по ценам менее $200 в качестве меры конкурентной борьбы с нынешней моделью iPad от Apple и ее выходящей в ближайшее время 7,85-дюймовой модификацией. Главные свидетельства этой тенденции – выходящая вскоре модель Amazon Kindle Fire следующего поколения, а также показанный недавно Google Nexus 7. Эти планшеты зададут планку другим производителям, заставив их пересмотреть свою ценовую политику.

Google/Asus

Планшет Nexus 7, представленный Google и Asus в конце июня, уже стал объектом патентных споров. Nokia подозревает разработчиков гаджета в нарушении патента, касающегося стандартов беспроводной передачи данных. Речь идет о стандарте IEEE 802.11 Wi-Fi, который входит в «базовый» портфель патентов финского производителя. Портфель Nokia насчитывает около 10 тысяч «патентных семейств» и обеспечивает компании значительный источник дохода. В среднем за год роялти составляют около 500 млн евро.

Пока компании пытаются урегулировать конфликт во внесудебном порядке. Но если дело дойдет до суда, то Nokia может потребовать компенсации за нарушения патентов, как это было с Apple, и запретить продажи Nexus 7. «Сейчас патентным портфелем Nokia пользуются более чем 40 лицензиатов, большинство – производители мобильных устройств. Но ни Google, ни Asus не имеют права их использовать», – сообщил представитель финской компании.

Напомню, что финская компания уже побеждала в «патентных войнах». В 2011 году Nokia выиграла спор против корпорации Apple, длившийся два года. Тогда суд решил, что «яблочная компания» использовала технологии Nokia в своей мультимедийной технике – целых 46 патентов. Apple заплатила Nokia компенсацию (ее размер остался в тайне), а также обязалась выплачивать роялти.

По мнению многих экспертов, в отличие от конфликта с Apple в Nokia вряд ли будут доводить дело до суда: скорее всего, компания обяжет Google и Asus приобрести лицензию на право пользования патентом в рамках досудебного урегулирования.

Напомню, что интернет-корпорация Google представила собственный планшетный ПК Nexus 7 на конференции Google I/O, которая прошла с 27 по 29 июня. Сборкой устройства занимается компания Asus. В продаже Google Nexus 7 появится в июле. Стоимость модели с 8 Гб встроенной памяти составит $199, с 16 Гб – $249.
Сейчас лидер на рынке планшетов – iPad от Apple, цены на который начинаются с $499. По данным IDC, на iPad пришлось 59% продаж планшетных ПК в 2011 году. В сегменте Android-планшетов доля устройств от Samsung составила 6,3%, доля Asus – 2,5%. Продажи планшетов Amazon составили 6,9%, а Barnes & Noble – 4,9%.

Hewlett-Packard

Корпорация HP пока не будет выпускать планшеты на процессоре ARM и Windows RT. Вместо этого акцент будет сделан на планшетах архитектуры x86 под управлением Windows 8. В HP объяснили это тем, что пользователи предпочитают работать со старыми x86-программами, а не покупать новые для Windows RT.

«Я могу подтвердить, что мы по-прежнему исследуем возможности применения ARM-процессоров в деловых и потребительских продуктах, – сказал представитель Hewlett-Packard. – Однако наш первый планшет на Windows 8 будет основан на платформе x86, нацеленной на рынок бизнеса. На решение использовать x86 повлияли отзывы наших клиентов. Мощная и сложившаяся экосистема x86-приложений обеспечивает лучший опыт работы в настоящий момент и в ближайшем будущем».

Напомню, что Microsoft недавно представила собственные планшеты Surface – один на x86, второй на ARM и Windows RT. При этом бизнес-партнеры Microsoft оказались застигнуты врасплох – в их числе оказалась и HP, которая еще несколько недель назад серьезно думала об ARM-планшете на платформе Windows RT.

Есть мнение, что Windows RT может запутать потребителей, поскольку с первого взгляда она очень похожа на Windows 8 для x86, тогда как это совершенно новая мобильная ОС, для которой требуется разрабатывать приложения с нуля. Преимущества ARM-устройств перед x86 – легкость и большое время автономной работы. Это позволяет им на равных конкурировать с iOS и Android.

Планшеты на x86 и Windows 8 не ограничивают требовательных пользователей ARM-приложениями. Они могут использовать мощное настольное ПО, многозадачность, несколько дисплеев. Однако Microsoft все же решила не рисковать и выпустила оба варианта планшетов – и с «настольной» ОС, и с мобильной (RT).

Apple

Apple готовится в октябре представить недорогой iPad. Гаджет с 7,85-дюймовым экраном за $299 станет конкурентом Kindle Fire от Amazon и Nexus 7 от Google. Времена, когда устройства Apple стоили тысячи долларов, прошли, уверены аналитики.

Устройство будет оснащено экраном диагональю 7,85 дюйма, разработанным по технологии IGZO, указывает Apple Insider. Оно будет меньше, чем существующие iPad 2 и iPad 3, где размер экрана составляет 9,7 дюйма. Толщина планшета будет сопоставима с толщиной iPad 2 – 8,8 мм. Разрешение экрана будет достигать 330 пикселей на дюйм. Стоимость iPad mini с объемом памяти 8 Гб будет составлять от $249 до $299.

Впрочем, представитель Apple, как всегда, отказался комментировать информацию о новом планшетном компьютере.

Между тем, в октябре 2010 года основатель Apple Стив Джобс заявил, что 7 дюймов – «слишком маленький» размер экрана. «Apple провела множество исследований, и мы действительно это понимаем… Существуют четкие границы, насколько близко можно расположить сенсорные клавиши. Именно поэтому мы считаем, что 10 дюймов – минимальный размер экрана для создания прекрасных приложений для планшетных компьютеров», – сказал тогда Джобс. Но через год, в ходе поездки в Китай и Тайвань, аналитик Ticonderoga Securities Брайан Уайт узнал о работе Apple над новым продуктом, который по размеру отличается от традиционных iPad. В ходе встреч с поставщиками комплектующих он узнал, что релиз компактного и дешевого устройства должен состояться в первых месяцах 2012 года.

Уайт отмечал тогда, что выпуск гаджета позволит Apple затронуть «более чувствительную к ценам часть потребителей». По его словам, недорогой iPad может увеличить продажи Apple в Китае и развивающихся странах. Сейчас стоимость iPad 3 на территории США начинается от $499, iPad 2 можно купить от $399.

С апреля 2010 года, когда первый iPad поступил в продажу, «яблочная компания» стала лидером на рынке планшетов, объем которого, по данным DisplaySearch, составит в этом году $66,4 млрд. По данным Gartner, доля Apple на нем составляет 61%.

Конкуренты корпорации хотят занять долю на рынке за счет выпуска гаджетов для массового потребителя. В прошлом году Amazon представила 7- дюймовый Kindle Fire ценой от $199, в конце июня Google предложила потребителям Nexus 7, стоимость которого также начинается с $199. «Для устройств с диагональю 7,85 дюйма существует собственный бизнес-план – массовое производство. И мы прекрасно знаем, что это подходит Apple», – говорит аналитик NPD DisplaySearch Ричард Шим. А по словам эксперта Sterne Agee & Leach Шоу Ву, устройство подорвет амбиции других корпораций: «Это станет худшим кошмаром для конкурентов. Мяч на поле Apple. Те времена, когда устройства Apple стоили тысячи долларов, прошли».

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2012 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета