Surface: планшетный «первенец» Microsoft

Президент Microsoft Стив Баллмер лично представил первый для софтверного гиганта полноценный ПК собственного производства – планшет Surface. Его задача – напрямую конкурировать с популярным Apple iPad. Баллмер назвал новинку сплавом планшета и ноутбука, говорил о «принципиально новой семье» компьютеров – и это вполне справедливо. От iPad Surface отличается наличием клавиатуры и полной совместимостью со всем знакомыми Windows- приложениями, включая пакет Microsoft Office. Цена будет сопоставима с ценами конкурентов, пообещал руководитель направления Windows Стив Синовски.

То ли планшет, то ли ноутбук


Презентация планшета от Microsoft прошла в Лос-Анджелесе в понедельник (у нас было уже утро вторника). Ей предшествовала неделя слухов, намеков и попыток журналистов предугадать, как будет выглядеть устройство. Секретность была – в лучших традициях Apple.

Первым сюрпризом стало то, что Microsoft продемонстрировала сразу два планшета. Оба они называются Surface и разработаны самой корпорацией без привлечения сторонних партнеров. Отличаются планшеты архитектурой и операционной системой. Первый использует чипы Intel и полноценную Windows 8, второй – чипы ARM от Nvidia и Windows RT (облегченная версия Windows 8). Планшет под управлением WinRT слегка уступает «коллеге» в мощности, зато тоньше и стоить будет дешевле.

Второй сюрприз – это то, что новая разработка Microsoft оказалась конвергенцией ноутбука и планшета. Сам Стив Баллмер назвал новинку «принципиально новой семьей компьютерных устройств».

«Surface – это ПК, это планшет и одновременно совершенно новый продукт, который, я уверен, очень понравится пользователям», – заявил Баллмер в Лос-Анджелесе. Цена компьютеров от Microsoft будет «сопоставима со сравнимыми предложениями конкурентов», сказал руководитель направления Windows Стив Синовски.

С самого начала стало понятно, что оба планшета ориентированы прежде всего на корпоративных пользователей. Ключевое «идеологическое» отличие Surface от iPad – наличие помимо сенсорного ввода входящей в комплект клавиатуры и полная совместимость с десктопными бизнес-приложениями под ОС Windows, в том числе всеми программами пакета Microsoft Office.

Продажи планшетов Surface, как сообщается, начнутся с началом продаж Windows RT, то есть во втором полугодии нынешнего года. Выход Surface с процессором Intel запланирован на начало 2013-го.

Технические характеристики

Внешне, при первом знакомстве, планшеты Microsoft Surface выглядят как вытянутые в ширину по сравнению с отраслевым стандартом – iPad – устройства с менее сглаженными углами.

«Младшая» модель с ARM-процессором от Nvidia имеет толщину 9,3 мм, вес – 676 г и диагональ HD-экрана 10,6 дюймов (у iPad – 9,7 дюймов). Она комплектуется памятью объемом 32 или 64 Гб (в зависимости от модификации). Планшеты с ОС Windows 8 и процессором Intel Core i5 семейства Ivy Bridge заметно массивнее: они имеют толщину 13,5 мм и весят 903 г. Экран имеет ту же диагональ, но большее разрешение – Full HD. Объем памяти – 64 или 128 Гб. Устройства также оснащены разъемом USB 3.0, Mini DisplayPort, слотом microSD, двойной антенной Wi-Fi, встроенной подставкой, клавиатурой-обложкой на магнитном креплении и сенсорной панелью.

Более подробных спецификаций, в том числе сведений о наличии модулей 3G и 4G, на презентации приведено не было. Вероятнее всего, наличие либо отсутствие упомянутых модулей также будет варьироваться в зависимости от модификации и цены каждой из моделей.

Но самое «вкусное» в неожиданных планшетных ПК – это аксессуары. Планшеты Microsoft оснащены специальной магнитной обложкой, весьма напоминающей знаменитый Smart Cover от Apple, но с одним существенным отличием. С обратной стороны обложки располагается сенсорная клавиатура, которая фактически превращает планшет в ноутбук. Предусмотрен и вариант потолще с полноценными механическими клавишами – опять же, явно для корпоративных пользователей.

Перспективы Surface

Напомню, что Microsoft и раньше выпускала компьютерное «железо» – мышки, веб-камеры, игровые видеоприставки Xbox, медиаплееры, но она никогда не конкурировала напрямую со своими партнерами – производителями компьютеров.

К слову, Microsoft не впервые пытается выйти на рынок планшетов. Еще в 2006 году корпорация представила в рамках проекта Origami первые планшеты под управлением ОС Windows, специально адаптированной для работы с сенсорными экранами. В отличие от Surface, который Microsoft разработала самостоятельно, в тот раз планшеты создавали и производили Samsung, Asus и другие IT-гиганты. В продаже эти планшеты провалились: стоили от $1000 (дешевле тогда не получалось), работали от батареи всего пару часов и были не очень удобными.

Отраслевые эксперты считают рискованной затеей выпуск планшета Microsoft. Главный риск проекта – предстоящее вступление во внутреннюю конкуренцию с другими разработчиками планшетных ПК, которые могут выбрать операционную систему Windows RT. Аналитик IDC Крофорд дель Прете по этому поводу говорит: «Планшеты – устройства сравнительно дорогие, а риск потерпеть неудачу велик. Предлагая планшет на RT, Microsoft, очевидно, надеется, что ухудшение отношений с OEM-партнерами с лихвой компенсируется положительным эффектом, если новинка окажется хитом».

Как известно, сегодня многие ПК-производители пытаются конкурировать с Apple на рынке планшетов, выпуская устройства на базе операционной системы Android. Но в большинстве случаев – без особого успеха. На рынке смартфонов ситуация совершенно иная: здесь Android – доминирующая платформа. Microsoft же с ее Windows Phone вступила в союз с бывшим лидером этого рынка – финской Nokia, но ничего существенного пока не добилась.

Присутствовавшие на мероприятии журналисты свидетельствуют, что им дали всего несколько минут на «личное знакомство» с Surface. Это может свидетельствовать, например, о пока еще «сырости» новых планшетов – ведь их выход на рынок произойдет не раньше середины осени.

Почти все журналисты, побывавшие на мероприятии в Лос-Анджелесе, говорят о качественном дизайне, попутно выражая легкую озадаченность обложкой. Хотя, конечно, это уже далеко не первое устройство, комбинирующее тачскрин со съемной клавиатурой, но предложенная Microsoft конфигурация все равно немного смущает. Дело в том, что пока непонятно, с кем в большей степени будет конкурировать Microsoft Surface. С iPad? Или с MacBook Air? Или с модными сейчас ультрабуками? А может, это визионерский взгляд в недалекое будущее, где границы между планшетами и тонкими ноутбуками окончательно сотрутся? Или наоборот, отчаянная попытка запутавшегося в технологических трендах гиганта конкурировать со всеми успешными проектами одновременно?

Конечно, на все эти вопросы в положенное время ответит рынок. Нельзя исключать, конечно, и жуткий провал. Но все же более вероятно, что потенциальные покупатели влюбятся в строгие линии Surface, оценят оригинальность новой Windows, соблазнятся агрессивной рекламной компанией, а сам планшет быстро обрастет богатой экосистемой прекрасных приложений. Как результат, iPad будет «свергнут с трона» и останется атрибутом хипстеров.

Но главное тут другое: само появление планшета под брендом Microsoft свидетельствует об огромном сдвиге в философии корпорации. По сути, топ- менеджеры Microsoft начинают руководствоваться принципами, которые годами озвучивал создатель Apple.

Напомню, что Стив Джобс на протяжении всей своей жизни не уставал повторять: и железо, и софт должна делать одна компания. Создатель «яблочной компании» был убежден, что только тотальный контроль над всеми аспектами дизайна позволяет создавать по-настоящему великие компьютеры и потребительские электронные устройства. А вот корпорация Microsoft всегда акцентировала внимание на софтверных, а позднее – еще и на интернет- сервисных разработках.

И вот теперь мы видим смену концепции: корпорация с весьма серьезными намерениями выпускает свой собственный компьютер. При этом генеральный директор Стив Баллмер говорит следующее: «Мы верим, что интеракция (это ругательство означает «взаимодействие» – «КГ») человека и машины может стать лучше, если техническая и программная составляющая рассматриваются как единое целое». Говоря иначе, теперь Microsoft представляет единую «экосистему» в сегменте софта и портативных ПК.

За пределами Surface

Кроме того, Microsoft в рамках конференции TechEd 2012 показала предварительную версию приложения Excel, которое войдет в состав пакета Office 2013 RT. Судя по названию, этот пакет предназначен для планшетов – и явно он будет устанавливаться на планшеты Microsoft Surface.

В целом интерфейс Office 2013 RT на примере скриншота Excel выглядит более понятным по сравнению с другими версиями программы. На скриншотах видны несколько незначительных отличий интерфейса Excel в Office 2013 RT от интерфейса аналогичного приложения в Office 15 Technical Preview – предварительной версии нового пакета для десктопов и ноутбуков. В частности, заметно отсутствие булавки, которая в Office 15 служит для закрепления ленточного меню.

Напомню, что RT обозначает версию Windows 8, предназначенную для планшетных и других ПК с процессорами на ARM-архитектуре. Всего же будет выпущено четыре версии Windows 8, и Windows RT – одна из них.

Наиболее заметным нововведением в операционной системе нового поколения станет новое меню Start, которое, в отличие от предыдущих версий, будет занимать экран целиком. Меню Start состоит из разноцветных «живых» плиток по аналогии с мобильной системой Windows Phone, которые публикуют информацию в режиме реального времени и одновременно являются ярлыками к приложениям.

Внешний вид Office 2013 RT, как и Office 15, повторяет концепцию интерфейса Metro, на основе которого создано новое меню Start. В основу дизайна этого интерфейса положены прямые линии, простота и укрупненные элементы, которые облегчат управление приложениями с помощью прикосновений к экрану.

Выход пакета Office 2013 RT ожидается в конце этого года вместе с выходом на рынок первых компьютеров на базе Windows RT. Ранее сообщалось, что Office 2013 RT, в состав которого войдут Word, Excel, PowerPoint и OneNote, будет частью Windows RT. То есть покупателям планшетов приобретать пакет отдельно не придется.

И последнее. Уже совсем скоро на рынок планшетных ПК торжественно войдет самая крупная интернет-корпорация. Первый фирменный планшет Google будет официально анонсирован на ежегодной конференции для разработчиков Google I/O, которая пройдет с 27 по 29 июня в Сан-Франциско. Розничная стоимость 7-дюймового планшета Google Nexus составит $199. Собираться он будет контрактным производителем Quanta Computer. Начало розничных продаж планшета ожидается в июле. До конца года Google планирует продать не менее 3 млн устройств.
Анонс в рамках Google I/O будет сделан при участии Джонни Ши – главы правления компании Asustek, которая разработала дизайн планшета. Стоимость в $199 удалось достичь не так просто: в планшете будет только одна камера, фронтальная, для видеозвонков, и не будет поддержки мобильной связи (только Wi-Fi).

Устройство будет продаваться с предустановленным веб-браузером Google Chrome. Тип операционной системы пока не уточняется – ранее сообщалось, что планшет будет работать под управлением Android 5.0 (кодовое название Jelly Bean). Известно также, что после анонса планшета Nexus, в августе, компания Asustek собирается выпустить похожее 7-дюймовое устройство под собственным брендом. Его стоимость составит $159-179. Ранее слухи о собственном планшете Google появлялись неоднократно. Так, например, в конце мая неофициальные источники проинформировали, что устройство будет оснащено 4-ядерным процессором Nvidia Tegra 3 с частотой 1,3 ГГц и дисплеем с разрешением 1280x768 пикселей.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2012 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета