...
...

Такой нужный и “Простой Софт”. Часть 2

Управление информацией и ее хранение – одна из центральных задач продукции питерской фирмы “Простой Софт”, которая предлагает свое простое решение этой сложной задачи. Как мы уже рассказали в первой части этой статьи, покупка любой из предложенных программ, на самом деле, предлагает не только реализованную в ней узкоспециализированную функциональность, но и широкие возможности самой платформы для создания своих собственных, произвольных конфигураций и программ на их основе. Именно поэтому при обзоре я акцентирую внимание больше на общих возможностях платформы, нежели на частностях и деталях реализации каждой отдельной программы. Сегодня мы завершаем начатое ранее знакомство с этим интересным офисно- бухгалтерским гибридом из MS Access, MS Excel и пользовательской СУБД в одном флаконе.

Доступ к данным

Продолжаем наш рассказ об интересных программных решениях от компании ”Простой Софт”.

Согласитесь, мало дать пользователю выбор наиболее подходящего ему решения, важно еще обеспечить гибкость и простоту доступа к этим данным для обычного неискушенного пользователя. И тут опять же присутствует мудрая двоякость разработчиков: для более простых случаев, а также для пользователей с обычным уровнем знаний – доступны хорошо подобранные стандартные отчеты, выполненные в виде стандартного GUI-интерфейса, опять же повторюсь — построенного на базе единых принципов для всех программ комплекса. Этого более чем достаточно для всех повседневных случаев. Более подробно про устройство интерфейса и общие принципы работы с программой речь пойдет далее, пока же достаточно упомянуть лишь, что его устройство подробно описано в документации к программе в отдельной главе “Пользовательский интерфейс”.





Мы постепенно подходим к очередной особенности: здесь все формулы отчетов построены на обычных SQL-запросах, а значит, вам доступна возможность неограниченно расширять функциональность программы и ее отчетов за счет стандартных SQL-запросов к БД, что позволяет выуживать практически любые данные согласно вашим критериям, а также знаниям и потребностям. То же самое относится к дополнительным таблицам и связям, кои вы вольны самостоятельно создавать и проектировать, что еще больше увеличивает потенциальные возможности по расширению программы.

Возможности мелкой россыпью

Следующий пункт – краткий обзор нескольких весьма интересных возможностей, дабы выделить этот продукт на фоне его более стандартных аналогов- конкурентов.

Во-первых, это встроенная функциональность по автоматическому контролю всех вносимых изменений в БД, что в случае коллективной работы будет чрезвычайно полезной возможностью, позволяющей, в случае чего, доподлинно узнать: кто, где и когда сделал любое изменение в вашей базе данных (необходимо предварительно включить этот режим здесь: Меню -> Сервис -> Настройки -> Ведение истории изменений).

Также имеется интеграция контактов в программе с контактами из MS Outlook. Пользовательская кнопка для этого находится на панели инструментов таблицы «Контакты», но опять же - по нажатию которой выполняется внешний файл-скрипт ExportToOutlook.vbs, содержащий код на языке VBScript. Единственный плюс такого подхода - вы можете модифицировать логику работы данного скрипта под свои нужды.

Кроме этого есть частичная поддержка интеграции с популярной системой 1С. Пользовательская кнопка «Экспорт счета в систему 1С» находится на панели инструментов таблицы «Счета» и предназначена для экспорта счетов в 1С. По умолчанию эта кнопка заблокирована. Вы можете разблокировать ее из формы настройки панели инструментов, которая вызывается из меню по правому клику на панели инструментов.

По нажатию пользователем на кнопку выполняется файл-скрипт ExportTo1c.vbs, который работает в паре с файлом ExportTo1c.ert. Данный файл может быть самостоятельно изменен или дополнен для более полной интеграции систем. Все инструкции и подробные комментарии находятся в виде комментариев в самом файле ExportTo1c.vbs, который можно открыть в программе «Блокнот». Важно при этом отметить, что степень этой интеграции сильно зависит от конкретной конфигурации 1С и должна выполняться либо специалистом 1С, который настраивал вашу конфигурацию, либо разработчиком от фирмы “Простой Софт”.

Я уже упоминал встроенную систему автоматических бэкапов, которая поможет свести возможные проблемы к минимуму. Также возможна интеграция с кассовым и торговым оборудованием (сканеры штрих-кодов, пластиковых карт, ККМ и прочее), примеры этого можно посмотреть в скриптах

ScriptExample1.vbs и PrintCheck.vbs, которые идут с некоторыми программами из комплекта. И в заключение, в программе есть возможности для построения простейших графиков и диаграмм, а также система напоминаний, которые можно устанавливать как для конкретного пользователя, так и на конкретное время срабатывания.

Перспективные интересности

Также не удержусь и приведу в пример два уж совсем экзотических решения, которые от этого не становятся менее интересными.

И первым я упомяну новую и стоящую несколько особняком программу - “Веб-сайт”. Она базируется на той же самой базе данных (MS Access или SQL Server), которую порождает и обслуживает одна из программ комплекса. Пока, напомню, для работы с такой базой использовались персонально сконфигурированные клиенты на базе полноценного Windows-клиента. Сейчас речь идет о дальнейшем развитии этой концепции: теперь к этой базе можно параллельно дать доступ и через Интернет – теперь уже через обычный браузер, естественно, при этом можно разграничить все необходимые параметры доступа к ней. Вот какие возможности появляются при таком подходе:

. Возможность ведения корпоративной базы данных через браузер с любого компьютера (не обязательно с Windows или подключенного к
корпоративной локальной сети) или смартфона, подключенных к Интернету.
. Возможность публикации только части информации для веб-клиентов, авторизация клиентов, вход в систему и просмотр разрешенной им
информации.
. Возможность конфигурирования БД - создание новых таблиц, полей, связей, отчетов и другое – сразу в онлайне.

Итак, веб-система «Простой сайт» (/www.simple-soft.ru/WebPlatform.htm) построена на современной технологии ASP.NET (Framework 4.0) и размещается на веб-сервере, фактически являясь веб-интерфейсом к любой конфигурации любой Windows-программы из состава «Простой софт», о которых мы рассказывали выше. Теперь вы получаете дополнительное измерение для работы с БД, и это новое измерение популярно сейчас как никогда – это сеть Интернет. Вы без проблем можете использовать вашу БД в Интернете, ранее настроенную в Windows-приложении для локальных пользователей. Посмотреть демо-версию этого режима работы можно здесь (91.192.189.164/SimpleSite/Default.aspx?db=DemoDatabaseWeb.mdb - параметры для входа: логин: admin, без пароля).

Второй интересный вариант, который я обещал показать, касается факта успешного запуска клиентской части программ от “Простого Софта” на Ubuntu 10.04 через эмулятор Wine, при этом в качестве базы используется сервер MS SQL Server 2008 R2 Express. Я не буду здесь останавливаться подробно на деталях этого успешного эксперимента, просто укажу первоисточник (www.simple-soft.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=12&t=30376) с необходимыми техническими деталями. При этом отмечу, что сам доказанный факт успешности работы под Wine открывает большие перспективы по возможностям запуска данной программы на любом другом дистрибутиве Linux/FreeBSD, что также очень захватывающая возможность.

Недостатки и специфика комплекса

На протяжении почти двух частей я по большей части хвалил продукты от этой питерской компании. Настало время честно подвести итог, а также выделить то, что лично мне не понравилось в реализации данной концепции гибридной расширяемой платформы.

Все-таки, несмотря на сильную типизацию и унифицированность интерфейса, от такого подхода на некоторых специфических задачах можно получить больше минусов, чем плюсов. Чтобы не уходить сильно в сторону, лишь замечу – для большинства стандартных задач такое табличное представление данных, пожалуй, будет оптимальным и достаточным. Но в некоторых случаях (типах данных) подобное таблично-центрированное представление информации может стать узким местом всей платформы в целом. Все-таки свет клином лишь на одних гридах не сошелся, и отсутствие возможностей по созданию собственных сложных форм и диалоговых окон, скорее всего, будет являться серьезным ограничением для создания более сложных и универсальных задач.

Пока этот тип платформы можно определить как офисно-бухгалтерский гибрид из MS Access, MS Excel и пользовательской СУБД в одном флаконе, благо, повторюсь, в большинстве случаев этого будет вполне достаточно по возможностям. Это я к тому, что эта платформа является не такой уж универсальной, как это пытаются лишний раз подчеркнуть авторы, хотя и следует при этом признать, что реализованный подход достаточно эффективен и покроет, пожалуй, большую часть обычных, стандартных офисных задач по учету и систематизации данных.

Отсутствие собственного скриптового языка – второй минус. Скриптинг ограничен собственно SQL-возможностями, а также возможностью использовать VBScript (внешний системный WSH) для написания каких-то чисто внешних скриптов, уже самостоятельно и напрямик взаимодействующих с БД или файловой системой ОС. Я думаю, такой подход не совсем подходит для категории “простых пользователей”, на которых и ориентирован “Простой Софт”. Получается, что кроме знания базовых понятий по устройству БД, нужно знать еще SQL и VBScript. Но если такой человек в окружении предприятия есть и так хорошо знает эту связку, не будет ли ему проще написать “на коленке” свое собственное приложение под конкретную задачу на каком- нибудьVisual Basic.NET?

Итак, для серьезной работы с программой требуется хорошее знание языка SQL и структуры самой БД, собственно, это тем более необходимо для проектирования своих собственных конфигураций – тут требуются хотя бы минимальные представления о моделях построения баз данных (например, о связях и подчинении таблиц). Далее, установка и настройка выделенного SQL-сервера, правильная настройка прав доступа к данным – все это также потребует знаний. Как ни крути, но при расширении и доработке решений на базе этой платформы все равно будет нужен “местный технарь”, который выполнит критическую часть работы по разработке.

Понятно, что доработка и сопровождение данной платформы, а также написание расширенных конфигураций для нее – вот воистину то золотое дно, которое никогда не оскудеет и будет щедро пополняться новыми пользователями этой системы, серьезно подсевших на нее на этапе своего начального развития, когда стартовые возможности шаблонов работы с БД еще устраивали. Типичный пример этого – интеграция с 1С, которую я кратко описал выше, где при формальном ее наличии все-таки нужен опытный специалист, который за дополнительную плату адаптирует ее к вашему конкретному случаю.

И раз уж я упомянул недостатки – система безопасности и разграничения доступа в версии для MS Access (файлово-ориентированный режим работы) – вообще носит больше декоративный характер, так как для защиты информации нужен комплекс мероприятий и знаний, выходящий далеко за рамки банальной настройки пользователей в самой программе. То же самое можно и нужно сказать о документации, которая находится во многих местах в состоянии рассинхронизации с действительностью – то есть кнопки, указанные на скриншоте, в реально открытой мною программе не существуют (скриншот, вероятно, был сделан еще в какой-то древней версии программы).

Как я уже многократно повторяя ранее, все программы построены на общей платформе и между ними неизбежно очень много общего, казалось бы, все файлы справки должны были быть построены по какому-то одному общему шаблону, но в реальной жизни получается иначе. В результате получается, что какая-то тема лучше и полнее описана в справке к одной программе, тогда как в справке к другой программе она может быть даже и не упомянута. Отсюда вывод – часто в процессе обучения работы с какой-то одной программой комплекса стоит скачать сразу несколько программ, читая несколько справок к ним параллельно, чтобы взаимно дополнять и сочетать факты, найденные в одном источнике, с тем, что лучше будет изложено в другом. Короче говоря – документация к программам здесь везде разная – где-то изрядно устаревшая, ну а где-то просто-напросто неполная.

И самое последнее. Многие, кто работает с базами на Access, не понаслышке знают, насколько ненадежен этот формат. Поэтому, как прозрачно намекают сами разработчики программ в документации, работая с этой БД по локальной сети, будьте готовы к тому, что в один прекрасный момент все может накрыться, как принято выражаться на Руси даже по отношению к американским технологиям работы с БД, – “медным тазом”. Для чего “Простой Софт” автоматически генерирует уйму резервных копий (режимы этого дела можно настроить через настройки). Но, несмотря на это, просто имейте в виду: большие базы в формате MS Access плохо приспособлены к многопользовательской или интенсивной работе, и уж тем более для их множественного открытия по локальной сети.

Как краткий вывод: программная платформа от ”Простого Софта” – это относительно удачная отечественная попытка создать простой, функциональный и доступный конструктор для типовых программ с множеством ярких плюсов, но не лишенный и минусов. И то и другое я постарался кратко рассмотреть в двух частях обзора. В целом, “Простой Софт” – это сильно упрощенный идеологический аналог FileMaker’а, при этом он имеет свою оригинальную табличную концепцию представления данных, активно развивается и дописывается, и кто знает – быть может через лет 5 станет прямым конкурентом того же FileMaker, как по своим возможностям, так и по своей популярности.

Технические требования

Я не буду приводить традиционные технические требования этого комплекса программ, благо, в них нет ничего необычного - в общем и частном эти программы требуют обычных ресурсов, и если на вашем компьютере свободно работает MS Office – программы “Простого Софта” также будут отлично себя чувствовать на нем (но поскольку они активно используют возможности «офиса», вернее было бы написать “будут органично дополнять его»). Все программы доступны для предварительного тестирования и скачки с сайта разработчика (www.simple-soft.ru/download.htm) по модели демо-версии. Очень важно заметить, что это полностью полнофункциональные версии программ, здесь имеется только одна “закавыка” – временное ограничение на их использование - 30 дней. Но я поделюсь с вами секретом, как легально добавить еще 30 тестовых дней. Перед тем как показать это, подчеркну – это можно сделать только один раз.

Итак, после окончания первого цикла триала (первых 30 дней), надо запустить программу с ключом командной строки «prolong». Например, строка запуска может выглядеть вот так:

«C:\Program Files\ClientsCount\ClientsCount.exe» /prolong

(на примере программы «Учет клиентов»). Обратите внимание на присутствие пробела после закрывающей кавычки и опцией prolong.

Также в заключение добавлю, что после покупки программы и ввода вашего лицензионного ключа в стандартный дистрибутив, разблокируется и станет доступна одна из 5 редакций программы (это касается всех программ комплекса): однопользовательская версия «БАЗОВАЯ», многопользовательские сетевые версии на 3, 5 и 10 одновременно подключенных рабочих мест (соответственно это - «СТАНДАРТ», «БИЗНЕС» и «ПРО»).

Последняя редакция под названием «ВИП» снимает вообще любые ограничения на количество одновременно подключенных к БД пользователей. Естественно, последний вариант нужно рассматривать только применительно к варианту работы в связке с SQL Server, потому как в варианте с MS Access покупатель в этом случае рискует получить увлекательный глюкадром за свои же деньги.

Игорь Савчук



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра