Sony Vegas 11

В самом конце октября вышла 11 версия пакета современного аудио/видеомонтажа Sony Vegas. Профессиональная программа, сопровождающая весь процесс создания фильмов, — от загрузки/конвертации данных с различных типов камер и с других источников до полноценного монтажа с использованием множества эффектов и экспорта в необходимые форматы.

Нужно отметить, что в случае новой версии мы говорим о программе, в рамках которой доведено до полноценного «взрослого» уровня такое новое веяние, как монтаж и редактирование стереоскопического 3D-видео. Впервые эти возможности были включены осенью прошлого года в Vegas 10, причем программа представляла тогда больше базовые инструменты, а после серьезной доработки, небольших исправлений ошибок и добавления новых функций, сформировалась 11 версия.

Также стоит отметить, что в последнее время Sony Vegas серьезно отвоевывает позиции в стандартных сегментах, уверенно конкурируя с программами нелинейного 2D-видеомонтажа (такими, как Adobe Premiere и Avid Liquid), а на рынке аудиоприложений в силу своих прошлых заслуг до сих пор популярна в продакшн-студиях на радио и ТВ-станциях.

Интерфейс Vegas Pro 11


Отличительными особенностями Vegas являются простота освоения, интуитивно-понятный интерфейс, широкий спектр профессиональных возможностей. Цена на Vegas Pro 11 Collection (куда помимо самой программы входят приложения DVD Architect Pro 5.2 и Dolby Digital Professional Encoder) составляет $599.95 в скачиваемом виде и $699.95 при покупке «в коробке». Демо-версию для ознакомления можно скачать по ссылке: http://www.sonycreativesoftware.com/download/trials/vegaspro.

Ускорение за счет GPU

Пожалуй, самым главным нововведением в 11 версии является реализация ускорения воспроизведения и расчетов визуализации за счет аппаратных ресурсов видеоадаптера. Делается это в рамках взаимодействия через технологию OpenCL. Таким образом, общая нагрузка перераспределяется, и многое, что раньше реализовывалось за счет CPU+RAM, теперь переносится на графический ускоритель. Это соответствует современным веяниям последнего времени: новые технологии, продвигаемые в рамках ответвлений OpenGL, дают разработчикам прямой доступ к расчетным ресурсам видеоадаптера пользователя.

Что касается именно Vegas, то выигрыш является ощутимым, что делает 11 версию более насущной по сравнению с 10-й. При различных тестах разработчиками выявлено, что расчеты производятся в 1,9-4,2 раза быстрее (в зависимости от поставленных задач, см. графики тестов). Ускорение за счет GPU используется для реализации переходов, композитинга, множества эффектов, включая размытия, маски, chroma keyer и так далее. Центральный процессор компьютера теперь уже отвечает большей частью только за вывод рабочего интерфейса программы Vegas и декодирование аудио/видео. В целом, для нормального функционирования самого ускорения и, соответственно, возможности вашей личной оценки улучшения скорости программы достаточно иметь хорошую современную видеокарту уровня GeForce GTX 4xx и выше (с CUDA-включенным GPU и драйверами 270.xx и позднее), GeForce GTX 2xx и выше (с драйверами 285.62 и позднее), AMD Radeon HD 57xx (поддерживающие OpenCL и работающие на драйверах Catalyst 11.7 и выше), AMD FirePro (с драйверами 8.85 и позднее). Минимальный размер оперативной памяти видеоадаптера должен быть 512 Мб.

Стоит отметить отдельно, что аппаратное ускорение включается опционально, то есть, если оно отключено либо у вас другие видеоадаптеры, 11 версия будет работать практически со скоростью 10-й.

Цифровые ТВ/киностандарты

Наверное, другим самым интересным нововведением для многих пользователей программы станет интегрированная технология стабилизации изображения. Она предназначена для устранения «дрожания», что может проявляться в различных вариантах съемки, например, если вы снимаете, держа камеру в руках или/и располагаясь на дрожащей платформе (автомобиль, вертолет, катер и т.п.). Специальный алгоритм Vegas отдельно анализирует изменения по трем осям X, Y и Z, после чего производится необходимая стабилизация, параметрами которой можно управлять отдельно.

Сравнение 11 и 10 версий при визуализации (рендеринге) в стандарт XDCAM EX (MPEG-2) 1080-60i сложносоставных проектов, в которые включены статические PNG-изображения, генерируется текст и используются шумовые текстуры


Идем дальше. Многие знают Vegas как практически всеядную программу, читающую множество форматов, и в данном случае из наиболее актуальных для современности перечислим стандарты: XDCAM, XDCAM EX, NXCAM, HDCAM-SR, AVCCAM, RED R3D, AVCHD, а также базирующиеся на AVC файлы MOV (с большинства популярных DSLR-камкодеров).С точки зрения 3D на данный момент 11 версия Vegas работает с файлами 3D MVC и MPO (камеры Sony), а также DSLR.

Сравнение 11 и 10 версий при визуализации (рендеринге) в стандарт AVC (H.264) 1080-30p сложносоставных проектов, в которые включены статические PNG-изображения, генерируется текст и используются шумовые текстуры


Что касается непосредственно геометрических размеров, то Vegas может работать с профессиональным стандартом цифрового кино, часто называемым 4K (подразумевает размер кадра до 4096x4096 пикселей, хотя на самом деле в кино принято за стандарт 4096x2160 пикселей, который также часто называют 4K).

Сравнение 11 и 10 версий в рамках скорости расчетов воспроизведения при работе в рамках проектов Vegas


Отдельно о 3D

На данный момент в области программ, в которых можно производить монтаж 3D-видео, Vegas можно назвать самой передовой.

В принципе, если вспомнить саму историю (поскольку с созданием 3D-видео автор этих строк сталкивался и раньше), несколько лет назад для создания стереоскопического видео большинством пользователей, далеких от бюджетов Голливуда, использовались обычные 2D-системы монтажа (тот же Vegas 8/9), в которых формировались два отдельных видеофайла, которые потом совмещались в один по одной из определенных технологий с использованием соответствующего ПО конвертирования. И только после этого уже можно было посмотреть готовый 3D-результат. То есть работа велась фактически вслепую, а результат только угадывался. Но других альтернатив не было.

Работа с 3D в Vegas 11


На самом деле проблема быстрого просмотра результата монтажа или редактирования прямо в 3D и сейчас очень актуальна. Ее решение позволяет в первую очередь экономить время. Анаглифный вывод результата сейчас используется в программах чаще всего, но он не очень удобен, потому как не дает необходимого ощущения глубины, и само изображение по восприятию не отличается высокой четкостью. На втором месте по ценовой доступности идет решение от NVidia — 3D Vision, которое гораздо качественнее, и соответствует современным стандартам. Приятно осознавать, что в Vegas 11 реализована совместимость с технологией NVIDIA 3D Vision. Таким образом, поддержан, пожалуй, самый недорогой (если не учитывать анаглиф) и ныне очень распространенный вариант просмотра на компьютерном мониторе или проекторе.

Если говорить о ситуации с импортом/экспортом для 3D в целом, то в качестве входных стереоскопических форматов в Vegas принимаются следующие структуры хранения (тут мы вместо потоков опишем ситуацию с расположением двух кадров для правого и левого глаза):
. Separate Left and Right — правый и левый кадры стереопары идут отдельно.
. Top/Bottom (half) — правый и левый кадры стереопары располагаются в одном общем изображении «один над одним». Причем высота каждого кадра ужимается вдвое.
. Top/Bottom (full) — правый и левый кадры стереопары располагаются в одном общем изображении «один над одним».
. Side by side (half), Side by side(full) — то же самое, что и два предыдущих, только правый и левый кадры стереопары расположены в одном изображении горизонтально по отношению друг к другу, и в варианте half сжатие наполовину идет не по высоте, а по длине.
. Line Alternate — нечетные строки содержат изображение одного кадра стереопары, а четные строки — другого.

Выходными форматами/структурами хранения могут стать:
. Separate Left and Right;
. Top/Bottom (half);
. Top/Bottom (full);
. Side by side (half), Side by side(full);
. Line Alternate;
. Anaglyphic — анаглиф, то есть красно-синие очки;
. а также Checkerboard, Blend и Difference, которые подразумевают различное взаимодействие/взаиморасположение правого и левого каналов, но являются специфическими.

Что касается использования/вставки дополнительных 3D-элементов при монтаже, конечно, лучшим вариантом является совместное взаимодействие Vegas с пакетами 3D-моделирования/анимации. Например, в версии R13 Cinema4D обеспечена полноценная поддержка стереоскопии, включая использование такого ключевого элемента, как виртуальная стереокамера.

Без организации такого взаимодействия с внешним ПО в Vegas можно сделать много трехмерных элементов и эффектов, используя стандартную базу инструментария самой программы. К тому же в 11 версии добавлена интересная возможность вставки «задержки» по горизонтали (или проще сказать — параллакса) при реализации 2D-эффектов в рамках стереоскопии, что можно назвать своеобразным 2D/3D-конвертором.

Помимо этого с Vegas 11 поставляется новый модуль NewBlueFX, специально предназначенный для создания объемных 3D-титров, добавления анимаций и т.п., в том числе и для стереоскопии.

Другие добавления в видеочасть программы

К другим ключевым добавлениям следует отнести новый плагин для создания титров и текста, автоматизацию углубленного управления переходами и эффектами вплоть до каждого внутреннего параметра или настройки, рендеринг в MP4, синхронизацию переноса дочерних треков при перемещении родительского, диалог Render As с множеством различных актуальных настроек и возможностью сохранения собственных настроек.

Аудио

Аудиочасть, поскольку она развивается с самой первой версии пакета и доведена фактически до совершенства, не претерпела никаких изменений или добавлений, поэтому описывать ее нет смысла. Отличительной особенностью Vegas по сравнению с другими пакетами видеомонтажа является то, что в этой программе доступна профессиональная работа со звуком. В версии Pro, которая является самой дорогой, можно использовать аудио с характеристиками вплоть до 24 бит/192 КГц, во всех остальных версиях этот верхний порог снижен до 16 бит/48 КГц.

Отдельно стоит сказать о возможности создания звукового оформления в многоканальных стандартах Dolby Digital.

Подытожим

На стереоскопическое 3D-видео есть явный спрос, одной из причин которого является низкий ценовой порог доступа к технологии: хочешь дешево — возьми анаглифные очки, чуть выше по цене — 3D Vision. 3D-камкодеры в итоге оказались не такими уж и дорогими, и, скорее всего, эти технологии могут проникнуть в технику бюджетного диапазона. Вокруг самой темы собираются большие сообщества, например, на YouTube имеется специальный подраздел с 3D-роликами.

А если посмотреть на описываемый нами сегодня Vegas, то помимо того, что Sony красиво и планомерно укрепила свои лидирующие позиции в этом сегменте рынка, появляются сервисные бренды-сервисы, в частности NewBlueFX, который дает шаблоны для 3D-титров и анимации.

А в общем, эту ситуацию не сравнить с той, когда внедрялись технологии Dolby Surround в звуке: их тема так и не смогла раскрутиться и стать актуальной на уровне софта.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2011 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета