IT-бизнес: получить желаемое

Мы как-то быстро привыкли считать мировую IT-индустрию богатой и всемогущей. Но так ли это? Не имеем ли мы дело с колоссом на глиняных ногах? Такие вопросы неизбежно появляются после того, как видишь, что всего одно наводнение в одной азиатской стране резко меняет конъюнктуру мирового рынка ПК. А аналитики говорят, что социальные сети и другие интернет-проекты, перенакачанные инвестициями, вот-вот устроят нам второй «крах доткомов», да еще и похлеще первого…
Надо, наверное, продать свой iPad и купить участок плодородной земли.

Тенденции: резкое подорожание HDD

Жесткие диски на мировых рынках резко выросли в цене. За октябрь HDD подорожали в среднем на 171%, а самые массовые из них – объемом 1 Тб и 750 Гб – более чем втрое. Цены на жесткие диски в рознице в России и странах СНГ выросли в среднем в 1,5 раза (если только речь не идет о распродаже складских запасов). Сейчас на этом рынке дефицит, и некоторые продавцы взвинтили цены, другие же пока держат их на прежнем уровне.

Причина подорожания – наводнение в Таиланде. Из-за ливней в начале октября река Чао-Прайя вышла из берегов севернее Бангкока и залила развитые промышленные районы страны, а на прошлой неделе достигла столицы. Затопленным оказался и основной завод крупнейшего мирового производителя жестких дисков Western Digital. А на него приходилось 60% всего производства компании, сообщил гендиректор Western Digital Джон Койн. В целом же на Таиланд приходится, по его оценке, 40% всего мирового производства HDD. «Это катастрофа беспрецедентных масштабов, – заявил Койн. – Для полного восстановления понадобится несколько кварталов». Производство жестких дисков в Таиланде остановилось в лучшем случае до I квартала 2012- го, уточнил финансовый директор Western Digital Вольфганг Никл.

Второй в мире производитель жестких дисков – Seagate – пока не собирается закрывать производство в Таиланде. Тем не менее последствия наводнения в этой стране ощутят все участники этого рынка. Большинство из них закупают электроприводы для жестких дисков у таиландской Nidec, на которую приходится 70% всего мирового производства этих приводов. А таиландские подразделения Nidec находятся в Аютии – городе, первым пострадавшем от наводнения.

Из-за роста цен на HDD перед Новым годом подорожают и компьютеры, уверены их сборщики. Acer уже столкнулась с ростом закупочных цен на жесткие диски на 10-15% во всем мире. В России производители жестких дисков повысили отпускные цены на 40%, а дистрибуторы – на 60%, говорит член совета директоров крупного дистрибьютора Elko Group Александр Ямницкий. Предположить, когда цены снизятся, он не берется: «Посмотрите прогноз погоды в Таиланде».

В Беларуси HDD также уже подорожали. Цены на них по сравнению с сентябрем на белорусском рынке уже взлетели в три-пять раз и продолжают расти. При этом продавцы и производители говорят, что ситуация не изменится к лучшему еще несколько месяцев. Если в сентябре оптовые цены на 500-Гб накопители находились в районе $50, то сегодня в лучшем случае их можно приобрести за $140-150. Популярные двухтерабайтные накопители, которые в конце лета стоили около $70, сегодня в розничных прайсах столичных фирм начинаются от $210-220.

Интернет-бизнес: канун кризиса или процветания?

Социальным сетям предрекают экономический крах. Именно так, лопнувшим пузырем, все и закончится, полагают швейцарские ученые, подсчитавшие, что стоимость Facebook существенно завышена.

Исследователи Петер Каувельс и Дидье Сорнетт из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) заявляют, что оценить стоимость социальной сети гораздо проще по сравнению с компанией, производящей товары или предлагающей услуги. Приняв во внимание прямую зависимость доходов владельцев соцсети от числа ее пользователей, специалисты определили рентабельность Facebook (29%) и годовую прибыль в расчете на один аккаунт ($3,5).

По их расчетам, неограниченный экспоненциальный рост числа пользователей установил бы стоимость Facebook на отметке $32,9 млрд. Однако в этом случае количество зарегистрировавшихся в этой сети превысило бы население всего земного шара. Поэтому были использованы более реалистичные математические модели, которые применяют биологи, например, для подсчета популяции кроликов. Такой подход дал $15,3-20,2 млрд, что существенно ниже оценок финансовых аналитиков – $65-100 млрд.

Поскольку оценочная стоимость других социальных сетей – таких как Twitter или LinkedIn – тоже стремительно карабкается в гору, швейцарские специалисты предупреждают о новом финансовом пузыре. Он будет не столь опасным и распространенным, как «пузырь доткомов» конца 90-х, но может изрядно потрепать и без того неустойчивую американскую экономику.

Российская компания «Бегун» запустит сервис геоконтекстной рекламы, которая будет привязана к местоположению офисов рекламодателей. Сервис будет показывать рекламные баннеры владельцам компьютеров и ноутбуков, определяя их местонахождение по сетям Wi-Fi. Как объясняют в компании, в первую очередь этот сервис будет полезен для владельцев сетевых компаний: ресторанов, гостиниц, салонов красоты, автосервисов и торговых центров. С помощью геоконтекстной рекламы они смогут сообщать о расположении своих офисов или о новых рекламных акциях.

На данный момент местоположение рекламодателей интернет-пользователей «Бегун» определяет с помощью сервиса AlterGeo. Он позволяет найти пользователя в радиусе 1-2 километров от ближайшей станции метро. Согласно расчетам «Бегуна», геоконтекстная реклама пока будет доходить до 30% пользователей, которые находятся неподалеку от рекламодателей. Стоимость тысячи показов геотаргетированной рекламы составит 400 рублей. В марте 2011 года компания «Бегун» запустила сервис «Геоконтекст», который позволял монетизировать геоинформационые службы, такие как «Карты@Mail.Ru» и «Рамблер-Карты». Этот сервис отмечал офисы продаж рекламодателей на интернет-картах.

Производители: теряя деньги

Компания Panasonic зафиксировала по итогам первого полугодия 2011 финансового года чистый убыток в размере 136,15 млрд иен ($1,7 миллиарда). Ежедневные убытки компании тем самым составили чуть менее $10 млн. Один из крупнейших производителей электротехники в мире также ожидает убытков по итогам всего года в размере 420 млрд иен.

Потери в первом полугодии Panasonic объясняет снизившимися продажами, расходами на реструктуризацию и влиянием землетрясения, произошедшего в марте и приведшего к катастрофе на АЭС в Фукусиме.

Интересно, что за тот же период 2010 года Panasonic заработал около 74 млрд иен прибыли. За весь прошлый год чистый доход компании составил около 30 млрд иен.

Одним из наиболее убыточных подразделений компании является производство плазменных телевизионных панелей. Panasonic две недели назад объявил о сокращении более тысячи сотрудников подразделения ради оптимизации издержек.

В апреле текущего года компания сообщила о планах уволить в ближайшие два года 17 тысяч сотрудников, или около 5% от общего штата. Также производитель электроники рассчитывает закрыть 70 заводов.

В свою очередь, японский производитель электроники TDK уволит 11 тысяч человек в течение двух ближайших лет. На данный момент в компании трудятся около 88,5 тыс. человек. То есть под сокращение попадет каждый восьмой сотрудник.

В TDK заявили о планируемых сокращениях после публикации пересмотренного прогноза по выручке за текущий финансовый год, который завершится 31 марта 2012 года. В сообщении указывается, что компания рассчитывает выручить за отчетный период меньше, чем сообщалось ранее. В частности, прогноз по выручке снижен с 890 млрд иен ($11,3 млрд) до 820 млрд иен, по чистой прибыли – с 50 ($639,7 млн) млрд иен до 20 млрд иен. Причинами для пересмотра ожиданий TDK стали падение спроса на продукцию, наводнение в Таиланде, а также сильная иена, которая, по мнению аналитиков компании, продолжит укрепляться.

В начале октября в TDK сообщали, что наводнение в Таиланде затопило два завода компании в городе Ванг Ной и два – в промышленной зоне Роджана. Фабрики в Ванг Ное не повреждены, а о состоянии заводов в Роджане пока ничего не известно. Стихийное бедствие в Таиланде нанесло ущерб сотням японских компаний.

IT-кадры: перестановки в Acer

В компании Acer произойдут перестановки в топ-менеджменте. Президент по региону EMEA Уолтер Деппелер возглавит подразделение по глобальному маркетингу и брендингу и одновременно будет директором по маркетингу. Президент китайского филиала Оливер Аренс возглавит операции компании в EMEA. Президент тайваньского филиала Скотт Линь будет управлять операциями в Китае.

Более того, в качестве признания их вклада в бизнес Acer Скотт Линь, Оливер Аренс и Стив Линь, президент операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, повышены из корпоративных вице-президентов до старших корпоративных вице-президентов. Уолтер Деппелер уже имеет этот титул. Эти перестановки направлены на усиление позиций на региональных рынках. Поместив руководителей туда, где будут наиболее эффективно задействованы их возможности, в Acer рассчитывают улучшить операционную эффективность и укрепить общую конкурентоспособность компании, причем в ближайшее время.

Швейцарец Уолтер Деппелер хорошо владеет ситуацией с продажами и маркетингом в регионе. Раньше он был вице-президентом Acer EMEA и исполнял обязанности президента. Немец Оливер Аренс уже давно работает на рынке EMEA. До этого он занимал должность менеджера по Германии и одновременно бизнес-директора подразделения периферии в EMEA. Скотт Линь – ветеран китайского рынка, он возглавлял операции Acer в Китае с 1998 по 2005 годы. Новые руководители уже сейчас начнут передачу своих обязанностей, а закончится этот процесс к концу года.

Тренды: ультрабуки

Корпорация Intel всеми способами пытается увеличить соотношение ультрабуков в общих поставках потребительских ноутбуков. По мнению источников среди тайваньских производителей ноутбуков, на которые ссылается Digitimes, к IV кварталу следующего года это соотношение может составить только 20-25%, а не 40%, как надеются в Intel.

Источники отметили, что большинство поставщиков агрессивно разрабатывают компоненты для ультрабуков, при этом объем заказов пока не соответствует ожиданиям. Хотя поставщики понимают, что ультрабуки еще пребывают в экспериментальной стадии, снижение роста продаж на рынке традиционных ноутбуков и падение доходов заставляют их идти на риск и делать ставку на успех этой концепции.

Что касается 40% по версии Intel, источники отметили, что конкурировать с MacBook Air пока крайне сложно. На данный момент ни один продукт не может тягаться с Air по производительности и цене.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета