[an error occurred while processing this directive]
 
vremont.by
республиканская сеть компьютерных клиник

ремонт ноутбуков в вашем городе


M/S-обработка в Mackie Tracktion

В силу того, что в этой статье будут показаны интересные современные приемы, она окажется полезной не только тем, кто интересуется Mackie Tracktion. Внешне выглядящая как вполне стандартный мультитрек, эта программа хранит в себе серьезную мощь, потому как является открытой коммутационной архитектурой. Первоначальные авторы Tracktion из RAW Material Software заложили в ее основу эту идею, и потом она подверглась лишь небольшим доработкам, в том числе и со стороны сообщества известного сайта KVR (www.kvraudio.com), а после и в рамках интеграции с фирмой Mackie. Можно согласиться и с тем мнением, что Tracktion — это мультитрек именно в том представлении, каким бы его хотели видеть многие компьютерщики. Здесь нет явных параллелей с аналоговой студийной техникой, например, отсутствует окно или панель микшера (а они и не нужны, потому как дублируют возможности управления в рамках треков).

Вообще, к середине 2000-х многие устали от перегруженных многооконных интерфейсов с неравномерно распределенной функциональностью, причем эта тенденция стала актуальной и для самих разработчиков. Например, в тот период стал актуальным девиз: «More muscle. No bloat» («Больше силы. Меньше раздутия»), который, кстати, ввели создатели программы Presonus Studio One, среди которых множество бывших сотрудников Steinberg. В рамках Mackie Tracktion концепция этого девиза реализована чуть ли не идеально: работа производится в одном окне, и, в целом, все выглядит максимально прозрачно для пользователей, потому как они напрямую работают с цепочками: «источники звука -> процессоры обработки -> мастер- выход». В плане возможностей коммутации Tracktion дает просто огромные возможности для экспериментов.

Работа с программой имеет несколько специфических особенностей, суть которых мы рассмотрим в этой статье на примере M/S-обработки. Для начала расскажем о ней.

Mono-compatible stereo

Термин «mono-compatible stereo» (моносовместимое стерео) в последнее время можно довольно часто увидеть в иностранных учебниках по
звукорежиссуре и смежным профессиям. Этот вопрос актуален, потому как, в принципе, подразумевает прослушиваемость фонограммы в различных ситуациях (радио, ТВ, Интернет, домашние акустические системы).

M/S-обработка

В студийной технике довольно часто, а в программной обработке уже не так явно используются алгоритмы, которые позволяют обрабатывать раздельно суммарный M(Mid) и разностный S(Side) сигналы, образованные непосредственно от стерео. В рамках плагинов эта технология сейчас отлично представлена немецкой компанией brainworx, продукты которой пользуются неизменным спросом у профессионалов. У Mackie Tracktion она присутствует фактически по всему интерфейсу. И нужно сказать, что это чуть ли не единственная программа, в которой эта тема развернута в полном объеме. Для тех, кто еще не сталкивался с этим понятием и привык сводить все в обычном режиме, скажем, что подобные алгоритмы проникли в индустрию достаточно давно и так или иначе вы с ними соприкасались. Например, есть специальный тип индикаторов — кореллометры, которые собственно и измеряют моносовместимость сигналов. При этом мы говорим не только об обычном сравнении двух каналов, но и о таком электрическом параметре, как суммарная мощность нашего микса.

Из физики знаем, что P=U^2/R, где P — мощность, U — напряжение сигнала, «^2» — наше обозначение возведения в квадрат (так, чтобы читалось), R — сопротивление.

Если мы говорим о стерео, то U^2 = (L+R)^2=L^2 + 2LR + R^2, где L и R — напряжения правого и левого каналов. В случае, когда сигналы правого и левого каналов находятся в противофазе, то есть L=-R, получаем ноль.

Коэффициент корреляции (который отображается на коррелометре) — это преобразованное из формулы выше соотношение: 2LR/(L^2 + R^2). В случае противофазы каналов он равен -1.

Причем, конечно, при стереовоспроизведении мы будем слышать два канала, но их суммирование в моно приведет к полному пропаданию звука. Даже сейчас в рамках современных условий этот параметр считается критичным, потому как указывает на максимальную прослушиваемость фонограммы, общий RMS и так далее.

Очень часто человек не находится в условиях идеального прослушивания стерео, кое описывается правилом равностороннего треугольника (по углам которого слушатель и два канала), в результате чего при малой моносовместимости микса могут возникать всевозможные артефакты.

С подобными проблемами столкнулись довольно давно еще при записи/сведении через микрофоны классической музыки и тому подобного, потому как в таких случаях на общее звучание могли оказать влияния фазовые задержки. С одной стороны, все можно было регулировать с помощью информации, полученной с коррелометров, но это были довольно сложные и дорогие приборы для того времени, а вместо них использовались стерео-гониометры, представляющие собой упрощенные модели осциллографов, вертикальная развертка которых отображала уровень суммарного сигнала M, а горизонтальная — разностного S. Исходя из этого и родился принцип M/S обработки.

Пользователям Mackie Tracktion она сейчас доступна практически на всех уровнях. Например, индикатор мастер-фэйдера может переключаться в трех режимах: пиковый, RMS и M/S.

Открытая архитектура Tracktion

Tracktion нравится, прежде всего, тем специалистам, которые хорошо разбираются в сущности звуковых технологий. Пользовательский интерфейс отображает открытую архитектуру, в которой нет места лишним элементам. Но при этом очень многое является неявным. Например, часто при первоначальном изучении специалисты не очень глубоко копают, в результате чего обходят стороной такие мощные функциональные блоки, как Racks (согласно сложившейся терминологии будем их называть «рэками»). Конечно, если их не принимать в расчет, то Tracktion может казаться и стандартным мультитреком.

Основная идея Racks

«Рэки» подразумевают под собой внутренние программные коммутационные блоки, в которых можно быстро и удобно реализовывать простые и сложные схемы подключения эффект-процессоров. В качестве последних могут использоваться как виртуальные устройства, дающиеся в комплекте поставки программы, так и любые VST-плагины.

Коммутация производится стандартным способом в отдельном функциональном интерфейсном модуле, где каждое подключенное устройство представляется в виде небольшого графического объекта с определенным количеством входов и выходов. Задачей пользователя в данном случае является коммутация. Отличительной характеристикой именно такого подхода является то, что можно довольно легко и быстро создавать сложные каскады с последовательно- параллельными ветвями обработки. Например, в большинстве программ вам предлагается создание цепи только с последовательным подключением плагинов. Другими словами, на вход текущего виртуального устройства поступает обработанный сигнал от предыдущего.

Это не всегда является тем, что на самом деле нужно. В Tracktion таких проблем нет, и вы можете создавать каскады из параллельно-
последовательных цепей любого уровня сложности.

А теперь перейдем непосредственно к практическим аспектам, и перво-наперво обсудим…

Создание «рэка» M/S-обработки в Tracktion

В принципе, программа дает уже готовые пресеты. Вы можете загрузить пустой модуль Rack, нажав кнопку «racks» в правой верхней части рабочего интерфейса программы. В результате под областью треков появится новое панельное окно, в котором можно создавать цепочки обработки на уровне блок- схемы. В «пустом» представлении вам отобразятся только входы и выходы, между которыми можно помещать модули или плагины. При этом по на нажатии на кнопку «new rack» можно воспользоваться заготовленными пресетами, среди которых есть сразу четыре шаблона M/S-обработки, наиболее иллюстративным из которых для нашего описания станет MS Dynamic & EQ. Загружаем его. Что мы там можем увидеть? Из двух входящих каналов (правого и левого) формируются две цепи обработки, по первой (верхней) из которых идет суммарный сигнал, по второй (нижней) — разностный. Вычитание производится несколько специфически: в наборе Tracktion нет отдельного модуля Phase Invert (инвертирование фазы), но эта операция опционально присутствует в 4-Band Equalizer. Поэтому он и стоит в начале формирования второй линии обработки. Затем в каждую из обеих цепей включаются по моно-компрессору и моно-эквалайзеру. Нужно сказать, что и в варианте разработки от Mackie они неплохи, и загруженный рэк-модуль может успешно заменить те же популярные плагины от brainworx. Затем производится обратное преобразование из M/S-представления в стерео.

На данном этапе вы можете в качестве собственного примера проследить почти прямую взаимосвязь между балансом M/S-каналов и RMS фонограммы. Помимо этого, увеличивая уровень S-канала, вы делаете не что иное, как расширение стереопространства.

Разница обычного сведения от M/S

С одной стороны, можно вообще отказаться от стерео, сводя все в моно, как часто и советуют, но пространственные эффекты и объем улучшают восприятие фонограммы.

Работая с M/S-представлением, вы гораздо более четко начинаете себя позиционировать в рамках дилеммы: «максимальная прослушиваемость vs стереопространство», и даже более того, начинаете по-другому это стереопространство распределять. Исходя из этого, многие инструменты и эффект- процессоры даже придется по-другому настраивать. Причем современные синтезаторы с мощным эффект-процессингом уровня Gladiator и Zebra я бы вообще рекомендовал использовать только с подключенным M/S-модулем, поскольку в сложносоставных пресетах с различными видами синтеза очень многое может увязываться на стереоразделении и фазовых сдвигах.

На низких частотах до 100-150 Гц нам нужно только моно, потому как стерео в этом диапазоне человек не воспринимает, а все фазовые сдвиги будут слушаться большей частью как искажения. Это делается довольно просто регулировкой эквалайзера в S-канале.

Если ориентироваться на правила психоакустики, то в рамках фонограммы человеку достаточно показать что-то намеками, а остальное он достроит в своем воображении сам. Поэтому S-канал можно сузить по диапазону, уменьшить его влияние по балансу.

Только что сказанное довольно хорошо иллюстрируют многие современные работы мастеров, в которых используется многомикрофонная запись, в том числе и популярная сейчас стереомикрофонная для вокалов. Например, в последнем случае регулированием M/S-баланса мы просто выстраиваем необходимый объем, но при этом получаем максимальную прослушиваемость.

M/S обработка используется и в рамках записей даблов. По обычной технологии, например, гитарист записывает одну и ту же партию несколько раз, после чего они разносятся по двум трекам с крайними положениями панорамы. Сейчас и этот вариант корректируется с помощью M/S для исключения артефактов с фазой.

Подытожим

Работу с фонограммой в M/S-представлении можно назвать современным студийным стандартом, который очень активно используется многими крупными зарубежными специалистами в области звукозаписи. И этот подход можно назвать очень разумным. Mackie Tracktion на сегодня является, пожалуй, одним из самых продвинутых инструментов, позволяющих работать с M/S.

Кристофер http://itcs.3dn.ru

© Компьютерная газета :: главная страница