IT-бизнес: год надкушенного яблока

Свершилось! Спустя неделю после публикации сильного квартального отчета о финансовых итогах, ценные бумаги Apple преодолели отметку в $400, а сама Apple обошла по капитализации Exxon Mobil, став самой дорогой компанией мира. Впервые в истории IT-компания превзошла «традиционного» промышленного гиганта. Примета XXI века, удивляться тут особо нечему.

Всего с начала этого года ценные бумаги Apple прибавили в цене 25%, причем 7% только после 19 июля, когда были презентованы квартальные данные. Согласно последним статистическим данным, общая капитализация компании достигла $374 млрд, увеличившись за последние полгода на $41 млрд. В истекшем 25 июня финансовом квартале прибыль Apple достигла $7,31 млрд, что приблизительно соответствует рыночному прогнозу, выручка возросла на 82% до $28,6 млрд, против $15,7 млрд за аналогичный период годом ранее.

Аналитики отмечают, что на рынке планшетов Apple iPad по-прежнему остается доминирующим игроком с большим отрывом от конкурентов в лице Samsung, Motorola и Research in Motion. Количество проданных iPhone в минувшем квартале составило 20,3 млн, iPad – 9,25 млн штук, что примерно соответствует ожиданиям рынка. С момента выпуска iPad 2 Apple продала примерно 29 млн данных устройств.

Производители: страсти по ноутбукам

Концепция нового типа мобильного ПК, получившего название Ultrabook, найдет воплощение в решениях ведущих производителей компьютерного рынка, таких как HP, Acer, ASUS, Dell и Lenovo. Как сообщает Digitimes, серийное производство ультрабуков под брендами вышеперечисленных вендоров начнется в сентябре, а их появление на рынке ожидается в конце текущего года.

Компания ASUS, которая первой поддержала идею Intel по созданию ультрабука, уже завершила разработки и, как ожидается, первой представит свои продукты на рынке. Многие вендоры не торопились осваивать производство ультрабуков, ссылаясь на общую нестабильность ситуации на компьютерном рынке. Эти производители выйдут на рынок позже, и к тому же представят свои решения в меньшем объеме, поскольку для многих сейчас достаточно актуальна проблема дефицита панелей.

В частности из-за проблем с поставками панелей Acer и Dell могут перенести начало массового производства ультрабуков на более позднее время или сократить объем их выпуска. HP, по имеющейся информации, начнет производство в установленный срок в партнерстве с Foxconn. Таким образом выпуск ультрабука HP может состояться уже в четвертом квартале текущего года или в начале следующего.

По данным осведомленных источников, в первой половине текущего года ASUS разместила заказы на производство комплектующих для 400-450 тыс. своих ультратонких ноутбуков, из них 100 тыс. предназначено для ультрабуков.

В продаже еще нет ни одного ультрабука, но предложенная компанией Intel концепция, похоже, уже дала сбой. Как сообщает Notebook Italia, тонкие и производительные лэптопы на аппаратной платформе Sandy Bridge будут стоить дороже $1000, хотя раньше Intel утверждала, что цена новинок будет меньшей.

Notebook Italia говорит только об ультрабуках Acer, но ASUS, HP, Lenovo и Dell вряд ли предложат более дешевые модели. По словам экспертов, чтобы розничная цена подобных устройств не превысила $1000, в них должны использоваться недорогие процессоры Core i3, но Intel настаивает на более мощных чипах.

Массовый выпуск ультрабуков начнется в сентябре. Согласно спецификациям Intel, такие лэптопы должны отличаться продолжительным временем автономной работы (не менее 10 часов), высокой производительностью, толщиной до 20 мм и ценой менее $1000.

Как заявил председатель правления Acer Дж. Т. Ванг, компания рассчитывает получить прибыль в III квартале 2011 года, и в четвертом этот показатель должен вырасти, дав, таким образом, возможность Acer успеть закончить год в плюсе. По словам Ванга, убытки, понесенные Acer во II квартале, были обусловлены высоким уровнем складских запасов на общеевропейском рынке, но сейчас, когда этот показатель снизился до стабильного уровня, оборот товарно-материальных запасов в III квартале сократился до 10-20 дней.

Председатель обратил особое внимание на то, что, учитывая снижение рейтинга Acer на глобальном рынке ПК со второго до четвертого места в 2011 году, компания разработала новую стратегию – создания достойных продуктов, а не преследования роста объемов.

Acer планирует выпустить первый в мире ноутбук на основе двухъядерного процессора Tegra 2 в июле, а также наладить выпуск новых моделей под управлением Android 3.2. Ванг также добавил, что на декабрь в Acer запланирован запуск в производство ноутбуков серии Ultrabooks на основе чипов Intel.

Как предположил глава правления, рост на глобальном рынке ноутбуков в 2011 году составит однозначное число по сравнению с 2010 годом, в то время как спад на рынке нетбуков составит 10-20%.

В 2011 году компания ASUS может недосчитаться части выручки от продаж своих ноутбуков из-за снижения потребительского спроса. Как сообщает Digitimes, план тайваньского вендора на 2011 год по поставкам 20 млн мобильных ПК, включая ноутбуки и нетбуки, сейчас находится под угрозой срыва. Предполагается, что объем поставок ASUS по итогам текущего года составит только 18,5-19 млн шт. Вместе с тем не исключено, что свои потери на рынке ноутбуков компания сможет компенсировать за счет высокого спроса на планшеты.

В последнее время ASUS достаточно активно начал осваивать рынок планшетов со своим Eee Pad Transformer. По словам вице-президента по продажам ASUS Кевина Лина, каждый месяц компания продает 10 тыс. Eee Pad Transformer. Чтобы подогреть интерес пользователей к своим планшетам, недавно ASUS представила на рынке модель Eee Pad Transformer с расширенными возможностями связи, что подразумевает наличие сразу двух модулей – Wi-Fi и 3G. В скором времени разработчик также планирует представить версию Eee Pad Slide на базе новой Android 3.2.

В первые два квартала компания отгрузила 400 тыс. своих планшетов, и, как считают эксперты, за оставшуюся часть года она вполне способна увеличить объем поставок до запланированных 2 млн.

Как ожидается, в текущем году объем тайваньского рынка планшетов в количественном выражении составит 500 тыс. шт. При этом более половины рынка будет приходиться на iPad (53%), а предполагаемая доля планшетов на базе Android составит 47%. Учитывая, что в общем объеме поставок Android- планшетов на долю ASUS приходится 40%, в течение года компания должна отгрузить 80-90 тыс. своих устройств, что обеспечит ей абсолютное лидерство на местном рынке. Второе и третье место в тройке лидеров тайваньского рынка планшетов займут Acer и HTC соответственно.

IT-кадры: летние рокировки

Директор по инновациям HTC Хорак Люк сложил полномочия. Его место занял вице-президент по дизайну устройств. В компании его называют одной из «основных движущих сил» и скупо комментируют расставание с ним.

И вот сейчас стало известно, что главный директор HTC по инновациям Хорак Люк покинул компанию. Он сложил свои полномочия 30 апреля 2011 г., но известно об этом стало только сейчас, сообщает Boy Genius Report.

«Хорак вырастил культуру новаторства в HTC, - содержится в официальном заявлении. - Он научил наших инженеров разрабатывать устройства с четким акцентом на их потребительские свойства и постоянно стремиться к совершенству в плане дизайна, поражая воображение наших покупателей». Как сообщается, Хорак Люк ушел по личным причинам. Его функции взял на себя вице-президент по дизайну Скотт Кройл.

По словам самого Люка, которые он произнес в интервью в ноябре прошлого года, он принимал участие почти по всех аспектах разработки смартфонов, вне зависимости, была ли это аппаратная часть или программное обеспечение. Люк считался одной из «основных движущих сил» HTC, который из крошечного производителя устройств по контракту помог создать один из известнейших в мире брендов.

«Когда я пришел в HTC, у меня было три цели. Создать нечто новое из того, что имело потенциал. Доказать, что я способен привлечь талантливых людей и изменить корпоративную культуру. И выпустить продукты, которые смогли бы изменить жизнь людей. Я думаю, что всего этого я достиг», – сказал он.

Считается, что помимо общего руководства Хорак принимал участие в разработках флагманских моделей телефонов HTC EVO View 4G и HTC EVO 3D, а также «фейсбукофонов» HTC ChaCha и HTC Salsa.

Работу в HTC Хорак Люк начал в ноябре 2006 г. после того, как покинул должность креативного директора в Microsoft. В софтверной корпорации он проработал 9 лет, приняв участие в разработке Xbox, Windows XP и Windows Mobile и различной исследовательской деятельности.

Канадская компания Research In Motion (RIM), выпускающая смартфоны BlackBerry, в рамках оптимизации расходов сократит общее число рабочих мест примерно на две тысячи. Об этом говорится в официальном пресс-релизе RIM. Увольнения коснутся десятой части сотрудников RIM. Экономический эффект от сокращений не сообщается.

О том, что RIM намерена уволить часть персонала, компания сообщила в июне, когда опубликовала финансовые результаты по итогам I квартала 2011- 2012 финансового года (завершился в конце мая). Прибыль компании упала на 10% до $695 миллионов.

25 июля в RIM также объявили о перестановках в менеджменте компании. Главный операционный директор RIM Дон Моррисон, в настоящее время находящийся на больничном, намерен уйти на пенсию после десяти лет работы в фирме. Обязанности Моррисона возьмут на себя Торстен Хейнс и Джим Роуэн.

Мобильное: гонки Apple и Nokia

Согласно опросу, проведенному сайтом PriceGrabber среди примерно 3 тыс. человек, 35% потребителей в США планируют купить iPhone 5, анонс которого ожидается лишь в сентябре. Из них – 51% намерены купить устройство в течение первых 12 месяцев присутствия на рынке, другие 30% – до конца текущего года, 14% – в течение первого месяца и 7% – первой недели.

Большинство надеется, что новый смартфон будет обладать большим временем автономной работы (59%) и будет дешевле (55%). А 69% опрошенных хотели бы получить iPhone 5 в подарок на Новый год или Рождество. Это самый желанный смартфон. Для сравнения, Samsung Galaxy S II в качестве подарка хотели бы видеть 4% опрошенных.

Между тем, компания Nokia также объявила о финансовых результатах, и оказалось, что ее проблемы серьезнее, чем представлялось. Весной компания понесла 487 млн евро убытков, а продажи телефонов снизились на 20% в сравнении с прошлым годом, составив 88,5 млн штук. В сегменте смартфонов падение еще сильнее – на треть, до 16,7 млн.

Этого падения оказалось достаточно для того, чтобы Apple опередила Nokia по продажам смартфонов. Американская компания отгрузила 20,34 млн iPhone, что выводит ее как минимум на второе, а возможно, и первое место в рейтинге производителей смартфонов, а iOS становится второй смартфонной платформой после Android. И это спустя всего четыре года присутствия iPhone на рынке. Nokia, как и Palm, Microsoft и RIM, упрекали в пренебрежении iPhone и нежелании изменять подходы, пока не стало слишком поздно.

Глава Nokia Стефан Элоп сказал, что результаты «явно разочаровывают», а сложности при переходе на Windows Phone оказались серьезнее, чем предполагалось. Nokia столкнулась с проблемой затоваривания, особенно в Китае и Европе, и даже закрыла многие интернет-магазины.

Бывший сотрудник Nokia Томи Ахонен, ныне аналитик, консультант и автор многочисленных учебных пособий, считает, что финская компания избрала неверный путь, а ее нынешний глава Стивен Элоп занимается разрушением одного из самых ярких в мире брендов. Ахонен раскритиковал решения нового исполнительного директора компании Стивена Элопа и предрек компании медленную и болезненную смерть.

Эксперт уверен, что Symbian по-прежнему является конкурентоспособной платформой, которая после последнего крупного обновления, выпущенного в августе 2010-го, вновь способна обеспечивать высокие продажи. Аналитик считает, что потребители готовы использовать Symbian просто потому, что она им нравится.

«Давайте взглянем на новые аппараты на базе Symbian. Например, на Nokia N8, который показал рекордные квартальные продажи, – рассуждает аналитик. – Это означает, что потребителям нравятся новые смартфоны Nokia на базе последней версии Symbian, и что, выпустив их, вендор встал на верный путь. Я не буду спорить с вами о том, что до обновления платформа выглядела явно устаревшей. Однако Nokia сумела довести ее до ума и выпустила успешные модели. Просто взгляните на факты».

По данным аналитиков Inderes Oy, смартфон действительно показал феноменальный результат. Мобильник вышел в продажу в октябре 2010-го и за первые три месяца был продан в количестве от 3,5 до 4 млн штук. Сама Nokia статистику не раскрывает, но накануне начала продаж устройства сообщила, что число предварительных заказов стало рекордным в истории компании.

Обновление модельного ряда, может, и прошло успешно, но на фоне других игроков результаты Nokia выглядят посредственно. Так, в IV квартале 2010 г. поставки смартфонов на мировой рынок выросли на 87,2% в сравнении год к году, тогда как поставки Nokia – только на 36,1%, что стало худшим результатом среди пяти крупнейших производителей. Для сравнения, поставки Apple почти удвоились, а Samsung – выросли более чем в пять раз. В I квартале текущего года, по данным IDC, поставки Nokia выросли менее чем на 1%, тогда как по рынку в среднем рост составил почти 20%. По расчетам Ахонена, в лучшем случае к концу 2013-го Nokia сможет увеличить годовые поставки смартфонов с Windows Phone до 20,3 млн устройств, а значит, к этому времени доля компании опустится до 8%. Ахонен также высказался по поводу решений Стивена Элопа, который был назначен на должность президента Nokia осенью прошлого года. Элоп – бывший директор из Microsoft, поэтому многие считают его «засланным казачком». Хотя сам он неоднократно признавался, что продал акции Microsoft и никакой личной выгоды в переходе на WP не ищет. По мнению Ахонена, Элоп «уничтожил Symbian»: «До его прихода Nokia занимала 29% мирового рынка смартфонов, сейчас – около 15%».

Эксперт повесил на Элопа и ответственность за разрушение самой марки Nokia. «Только представьте, какого бренда мы лишаемся. В мире больше людей разговаривает по телефонам Nokia, чем пьет Coca-Cola, носит джинсы Levi's, часы Timex, кроссовки Nike, курит сигареты Marlboro или пользуется ручкой Bic», – сокрушается Ахонен.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета