Новый этап MySpace

Не все социальные сети одинаково успешны. В этом на собственном горьком опыте убедился медиамагнат Руперт Мердок, владелец медиа-империи News Corp. 29 июня Руперт Мердок продал социальную сеть MySpace в 16,5 раз дешевле, чем в свое время купил. Некогда самая популярная в мире, MySpace не смогла конкурировать с Facebook, которая росла быстрее, увеличив количество пользователей в 18 раз за шесть лет. Аудитория MySpace за это время увеличилась лишь в 1,6 раза.

Расставание с убыточной легендой


То, чего наблюдатели давно ожидали, свершилось: владелец холдинга News Corp. Руперт Мердок продал социальную сеть MySpace. Продал, наверняка испытав огромное облегчение от того, что избавился от ресурса, ставшего своего рода хрестоматийным примером провала, последовавшего за взлетом. Мердок потерял не просто $545 млн на разнице между стоимостью покупки и продажи MySpace. В потери стоит записать и ушедшие впустую многомиллионные инвестиции в реструктуризацию, развитие и раскрутку MySpace. Правда, их сумма не разглашается.

Итак, некогда самую популярную в мире соцсеть MySpace приобрела компания Specific Media, которая занимается интернет-рекламой, совместно с поп- певцом Джастином Тимберлейком. Официально сумма сделки не раскрывается, по неофициальным данным она составляет $35 млн. Как сообщает АР, основную часть стоимости MySpace, оцененной в 35 миллионов долларов, Specific Media выплатила Мердоку своими акциями. При этом News Corp сохраняет за собой от 5% до 10% в капитале соцсети. Зачем – непонятно.

После того как сделка будет закрыта, из MySpace уйдет ее нынешний директор Майк Джонс. «Я сожалею, но мы не будем больше работать вместе в Myspace. Я горжусь проделанной нами работой, которую приходилось выполнять в сложных условиях», – цитирует Джонса блог Silicon Valley. В свою очередь, исполнительный директор калифорнийского подразделения Specific Media Тим Вандерхук так комментирует сделку с News Corp.: «MySpace – признанный лидер, создавший пространство социальных медиа. Компания полностью изменила онлайн-работу с контентом. Мы объединим наши платформы для запуска нового поколения цифровых инноваций».

Звучит все это, конечно, красиво, но сделка предполагает сокращение половины штата сотрудников MySpace – 400-500 человек. Это окажется уже третий по счету этап увольнений. Ранее, сокращая расходы, News Corp. уволила 30% сотрудников в апреле 2010 года, затем в начале 2011-го – еще 47%. До начала сокращений, в 2009 году, в компании работали 1400 человек.

Предыстория, или как потерять много пользователей

Компания MySpace была создана летом 2003 года предпринимателями Томом Андерсоном и Крисом ДеВолфом как хостинг для хранения данных, но вскоре превратилась в популярную социальную сеть.

Руперт Мердок купил MySpace в 2005 году за $580 млн. Тогда это была крупнейшая социальная сеть в мире, и она вполне обоснованно считалась хорошим вложением капитала. В октябре 2007 года Myspace оценивали в $5 млрд – почти в десять раз дороже, чем за два года до того купил ее Мэрдок. Пик популярности myspace.com пришелся на 2007-2008 годы, когда ежемесячный показатель посещаемости ресурса достиг 76 млн уникальных пользователей.

Но в январе 2010 года социальная сеть оценивалась уже только в $1 млрд. За последние годы социальная сеть теряла в США по миллиону пользователей ежемесячно. Сейчас счетчик Alexa.com ставит Myspace.com на 56-е место среди самых популярных сайтов мира и на 33-е место в рейтинге самых посещаемых порталов в США. На сайт заходят около 1,6% интернет-пользователей. Основатель MySpace Том Андерсон, автоматически становящийся другом каждого нового участника социальной сети, не обновлял свой профиль с марта 2010 года.

Всем понятно, что MySpace вытеснил с рынка более успешный проект – Facebook. По данным компании СomScore, в августе 2005 года MySpace собрала в США 21,8 млн уникальных посетителей в месяц, а у Facebook их было 8,3 млн. К 2009 году Facebook обогнала MySpace по количеству посетителей: в сети Марка Цукерберга их было 157,2 млн в месяц, у MySpace – 34,9 млн.

За все минувшие годы владельцы MySpace так и не смогли начать извлекать прибыль из проекта, признал Руперт Мердок. По данным ресурса Emarketer, если в 2009 году доход от размещения рекламы в сети составил $470 млн, то по итогам нынешнего года, вероятнее всего, не превысит $184 млн. Как считают эксперты, Facebook сумел сместить MySpace с лидирующих позиций благодаря внедрению в свой сервис различных развлекательных приложений, в частности, популярнейшей игры FarmVille. Кроме того, компании Цукерберга без труда удалось заманить в свою сеть все тех же музыкантов, предоставив им возможность размещать в профилях музыку, видео и информацию о предстоящих выступлениях.

Кроме того, MySpace был еще и территориально ограничен – абсолютное большинство пользователей сервиса были сосредоточены в США и Канаде. В ходе реструктуризации, затеянной Рупертом Мердоком, представительства социальной сети открылись, в частности, в Китае, Великобритании, Аргентине, Бразилии, Канаде, Франции, Индии, Италии, Мексике, Испании, Швеции и России. Но эксперимент потерпел неудачу, и в 2009 году компания объявила о массовых сокращениях штата в зарубежных представительствах в связи с колоссальными убытками.

MySpace была выставлена на продажу зимой 2011 года. Тогда News Corp. искала покупателя, готового заплатить за компанию $100 млн. Среди потенциальных покупателей портала назывались интернет-концерны Yahoo! и AOL. Тем временем на MySpace корпорация News Corp. продолжала терять деньги. Подразделение News Corp. Digital Media Group, куда входит социальная сеть, показало квартальный убыток в $156 млн, что на $31 млн больше, чем годом ранее. Из-за обесценивания активов и реструктуризации социальной сети News Corp. потеряла $275 млн.

Перспектива

Компания Specific Media, купившая MySpace, была создана в 1999 году в калифорнийском городе Ирвин братьями Тимом, Крисом и Расселом Вандерхук. Первое, о чем объявили новые владельцы MySpace, – это о намерении вернуть ресурс музыкантам. По словам представителей Specific Media, они постараются переориентировать MySpace и вернуть сайту утраченную славу площадки, на которой музыканты могут общаться со своими поклонниками. Видимо, именно в этом заключается смысл участия в сделке Джастина Тимберлейка. Так, газета Los Angeles Times уже предположила, что новые владельцы социальной сети хотят привлечь внимание к ребрендингу сайта, задействовав «тяжелую артиллерию» в лице поп-звезды.

Напомню, что в 2007-2008 годах страничка на myspace.com была почти у всех лидеров музыкальных рейтингов. Да и сейчас иметь ее там считается хорошим тоном – как для начинающих музыкантов, так и для матерых профессионалов. Платный сервис соцсети позволял артистам размещать в своем профиле массу рекламной информации, а самое главное – бесплатной музыки, за которой как раз и тянулись на MySpace миллионы пользователей. Так социальная сеть стала отличной площадкой для раскрутки множества молодых дарований.

Интересно, что сумма в $35 млн, заплаченная за MySpace, вызвала искреннее недоумение у аналитиков. Так, глава аналитической компании Altimeter Group Шарлин Ли в своем интервью назвала цену в $35 млн «невероятно низкой». По ее словам, стоимость каждого американского пользователя социальной сети таким образом оценили в 1 доллар США. При таком раскладе новые владельцы сайта смогут окупить затраты на социальный сервис, даже если каждый пользователь кликнет на рекламный баннер всего 20 раз за всю свою жизнь.

Так или иначе, теперь у Specific Media появилась своя площадка для продажи рекламы плюс обширные данные о пользователях, помогающие сделать рекламу целевой. По оценке comScore, в мае 2011-го у MySpace было 34,9 млн пользователей в США, сведения о них – одна из богатейших баз персональных данных в Интернете. Хотя у Facebook, появившейся почти одновременно с MySpace, подписчиков в 20 раз больше.

Specific Media планирует проводить «социально мотивированные» рекламные кампании. Впрочем, ее гендиректор Тим Вандерхук обещает пойти дальше и превратить MySpace в медиакомпанию, «не уступающую Yahoo!, AOL, Facebook и прочим гигантам». Также Specific Media рассматривает возможность вывода компании на биржу.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2011 год в рубрике новости

©1997-2024 Компьютерная газета