IT-бизнес: перетекание денег

В IT-индустрии с начала нынешнего года наблюдается все более выраженное «перетекание» денег инвесторов из производственной сферы в сегменты социальных сетей (и других Web2.0-проектов) и вычислительных «облаков» вкупе с SaaS-технологиями. В первом случае аналитики все чаще говорят об инвестиционном «мыльном пузыре», который грозит громко лопнуть в 2012-2013 годах. Относительно облачных технологий я пока таких прогнозов не слышал, но там пока слишком много неопределенностей, не позволяющих провести достойный анализ перспектив «облачного» IT-бизнеса.

В любом случае, без денег остается производственный сегмент. В результате сейчас уверенно себя чувствуют только производители планшетов – благодаря моде на эти устройства. В других сегментах наблюдается спад, который не обошел стороной даже производителей ноутбуков.

Производители: ноутбуки столкнулись с проблемами

Компания Acer существенно снизила прогноз по поставкам полноразмерных ноутбуков. Тайваньский производитель планирует снизить общий объем поставок с 6,4 до 5,4 млн штук. Примерно 80% от сокращенного объема приходится на нетбуки, 20% – на стандартные ноутбуки. В июле поставки должны составить около 1,5 млн, а в августе достичь 2 млн шт., как и в сентябре. Этого должно быть достаточно для освобождения от избытков. Сокращение отчасти связано с «аномалиями» на складах в Европе, когда нераспроданный товар продавался со скидкой – об этом Acer сообщала ранее. Пока неизвестно, отражает ли уменьшенная цифра затоваривание, или дела в компании еще больше ухудшились.

Недавно ушедший в отставку основатель Acer Стэн Ши в основном подтвердил эти планы. По его мнению, замедление продаж связано с тем, что в Acer по-прежнему ведется реорганизация вокруг мобильной техники. Тайваньский производитель движется в «правильном направлении», и нужно лишь подождать, когда эти изменения станут более заметны, говорит он.

Когда-то Acer сильно зависела от нетбуков, но теперь это для нее второстепенный рынок. Поставки ожидаются на стабильном уровне, но акцент будет делаться больше на корпоративных пользователей, а не массового покупателя. Поставки планшетов весной и летом пока остаются на уровне 800 тыс., и это поможет компенсировать убытки.

Между тем, корпорация Apple планирует сменить поставщика процессоров для iPhone, iPod touch и iPad, которые сейчас выпускает Samsung. В «яблочной компании» считают, что слишком тесное сотрудничество с корейским поставщиком идет во вред, так как невольно раскрывает ее коммерческие секреты. Apple собирается перенести производство ARM-процессоров для своих устройств с заводов корейской Samsung на заводы крупнейшего в мире производителя чипов по контракту, тайваньской компании TSMC.

По информации различных источников, стороны уже полгода работают над технологическим процессом по выпуску чипов для iPhone, iPad и iPod touch с 28-нм техпроцессом. Для сравнения: процессоры текущего поколения Apple A5 производятся Samsung по 45-нм технологии, в то время как TSMC предлагает заказчикам 40-нм техпроцесс. Прочие подробности сотрудничества не афишируются. По словам аналитика Merrill Lynch Дэна Хейлера, скорее всего, TSMC будет производить по 28-нм технологии процессоры Apple следующего поколения (Apple A6), которые, вероятно, появятся в устройствах в 2012 году.

Переход на новую технологическую норму помог бы сократить потребление энергии и сделать гаджеты более компактными. В результате Apple получила бы конкурентное преимущество, во всяком случае до тех пор, пока на этот же техпроцесс не перешли другие производители мобильной электроники. Желание Apple сменить поставщика имеет как минимум два объяснения. Во-первых, Samsung является прямым конкурентом Apple. Выпуская мобильные процессоры для Apple, корейская компания, по крайней мере, находится в курсе планов «яблочного» производителя или даже имеет доступ к его секретным разработкам. TSMC же специализируется исключительно на чипах и никакой угрозы в плане хищения интеллектуальной собственности не представляет.

Во-вторых, TSMC может играть роль «запасного аэродрома» на случай, если Samsung вдруг заблокирует поставки. В апреле Apple обвинила южнокорейскую компанию в копировании дизайна ее устройств – начиная с iPhone и заканчивая iPad. Samsung подала ответные иски, обвинив партнера- конкурента в нарушении патентов. Недавно Apple подала еще один иск к Samsung – на этот раз в суд Южной Кореи, родного государства компании. Первые слухи о возможной смене Samsung на TSMC появились в марте, то есть за месяц до начала патентной битвы. Их опубликовал ресурс EE Times. Это заставляет думать, что основной причиной смены поставщика все же является стремление Apple закрыть разработки от конкурента. Издание также предполагает, что выбор на TSMC пал потому, что она обладает большими производственными ресурсами, тогда как мощности Samsung в полной мере удовлетворить потребности не могут.

В пользу первой причины говорит и тот факт, что с некоторых пор Apple перешла к самостоятельному проектированию мобильных процессоров. В 2008-м с этой целью она за $278 млн приобрела PA Semi, а в 2010 году ориентировочно за $121 млн – Intrinsity. Обе фирмы специализировались на разработке чипов с низким потреблением энергии. Время автономной работы является «коньком» Apple – сравняться с ним пока что не смог ни один другой производитель.

Сотрудничество Apple и Samsung является более глубоким, чем простое производство чипов по контракту. Помимо процессоров приложений, корейский поставщик предоставляет американскому партнеру флэш-память и дисплеи. Кроме того, выпускаемые Samsung процессоры используются и в приставке Apple TV. В 2010 году общий объем закупок электронных компонентов составил $5,7 млрд.

Корпорации Intel и Microsoft работают над созданием программно-аппаратной платформы для планшетов, пишет Digitimes, ссылаясь на информацию отраслевых источников. Ожидаемая в 2012 году платформа Wintel даст еще один шанс производителям увеличить конкурентоспособность своих продуктов относительно популярного iPad.

К настоящему времени многие производители планшетов, использующие решения ARM и Android, были вынуждены признать свою несостоятельность в реализации амбициозных планов. Вместе с тем, наблюдая за постоянным ростом продаж iPad, они по-прежнему уверены в широких перспективах рынка планшетов.

По информации источников, Intel и Microsoft уже разработали план по выпуску платформы Wintel, в которой будут учтены основные требования производителей планшетов. Как известно, в основе платформы будут использоваться Windows 8 и энергоэффективные процессоры Intel. К моменту выпуска платформы Intel, возможно, снизит цены на свои процессоры.

Интернет-бизнес: кто купит «ВКонтакте»?

Российская социальная сеть «ВКонтакте» готовится к размещению акций в Нью-Йорке в 2012 году. Американское IPO может стать для основателей сети альтернативой продаже своего бизнеса Mail.Ru. Конкурентом «ВКонтакте» за деньги инвесторов станет крупнейшая социальная сеть мира Facebook, IPO которой также запланировано на начало 2012 года. Сейчас «ВКонтакте» ведет переговоры с инвестиционными банками по вопросу подготовки к первичному размещению акций.
Ранее на Nasdaq прошло IPO компании «Яндекс», управляющей крупнейшей поисковой системой в Рунете. Размещение состоялось с переподпиской инвесторов на бумаги – спрос оказался выше предложения.

Напомню, что социальная сеть «ВКонтакте» появилась в 2006 году. Ее основали Лев Левиев, Павел Дуров, Вячеслав и Михаил Мирилашвили. Сейчас аудитория сети составляет более 28 млн человек. Акционером соцсети является инвестфонд DST Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фигнера (после IPO в Лондоне сменил название на Mail.ru Group). Инвесторам принадлежит 32,49% акций «ВКонтакте». Так что нью-йоркское IPO может стать для основателей сети альтернативой полной продаже своего бизнеса Mail.Ru.

В начале марта генеральный директор Mail.ru Group Дмитрий Гришин говорил, что собирается довести долю в капитале социальной сети до 100%. «Стратегически для нас правильно приобрести контроль в социальной сети [«ВКонтакте»], а лучше даже выкупить все 100%», – подчеркнул Гришин в интервью Forbes.

Один из основателей ресурса Павел Дуров это опроверг. «ВКонтакте» – независимая компания, у которой свой долгосрочный курс и своя миссия. Миноритарная доля «ВКонтакте», которая принадлежит Mail.ru Group, не дает Mail.ru Group возможности влиять на стратегию «ВКонтакте». Доля «ВКонтакте» в составе Mail.ru Group может являться лишь финансовой инвестицией, и планов по интеграции на уровне сервисов, управления или продажи рекламы между проектами Mail.ru Group и «ВКонтакте» не существует», – говорилось в письме Дурова.

В 2010 году рекламная выручка социальной сети составила 1,36 млрд рублей ($44,76 млн). В марте 2011-го «ВКонтакте» стала европейским лидером по объему времени, затраченного посетителями на посещение интернет-ресурса. По данным comScore, жители европейских стран старше 15 лет, выходящие в Интернет из дома и на работе, проводят в «ВКонтакте» 6,8 часа.

В 2010 в рамках сделки с Mail.ru Group социальная сеть была оценена в $1,5 млрд. Но инвесторы сегодня активно вкладывают в интернет-проекты, и их стоимость стремительно растет. В мае деловая социальная сеть Linkedln продала инвесторам 7,84 млн акций по верхней границе ценового диапазона – по $45 за 1 штуку. В первый день торгов акции социальной сети подорожали на 109%.

«Мы сейчас видим быстро надувающийся пузырь на рынке интернет-компаний. Рынок готов платить за акции гораздо больше их справедливой стоимости», – говорит Тибор Бокор из банка «Открытие». И «пузырь» лопнет не раньше, чем через два-три года, считает аналитик.

Между тем, другой успешный социальный проект – Twitter – начнет помещать рекламные сообщения во все ленты пользователей. В течение ближайших восьми недель в микроблогах Twitter появятся рекламные сообщения, которые будут помещаться в середину потока ленты пользователей, сообщает издание Mashable со ссылкой на источники, близкие к руководству Twitter.

О том, что руководство сервиса микроблогов близко подошло к решению о внедрении обязательных рекламных твитов сообщалось и раньше, но агрессивная политика предложений со стороны рекламодателей определила конкретные сроки введения платных сообщений, которых нельзя будет избежать в твит-потоках. Mashable отмечает, что платные сообщения будут выводиться не самыми первыми, но всегда будут располагаться в верхней части потока, вне зависимости от того, насколько пользователи будут пролистывать поток.

Сейчас Twitter работает с 600 рекламодателями, с которыми уже провел 6 тысяч рекламных кампаний. Цена рекламы на сервисе за год выросла в четыре раза. Стоимость размещения «промотрендов» – официальных рекламных сообщений – составляет $120.000 в день. В апреле 2010 года размещение стоило $25.000-30.000.

По данным аналитической компании Enders Analysis, доходы компании Twitter в 2011 году составят всего $100 млн, что, как признают аналитики, очень мало для сервиса с 300 млн подписчиков. Для сравнения: доходы Facebook в 2011 году, количество пользователей которого превысило 750 млн, прогнозируются на уровне $3,5 млрд, а Google, предположительно, заработает $2,6 млрд.

Софтверный бизнес: новая ниша IBM

Аналитики компании IDC назвали IBM лидером среди поставщиков программного обеспечения для социальных платформ согласно итогам дохода от продаж в 2009 и 2010 году. Общий доход на мировом рынке ПО для социальных платформ составил более $500 млн в 2010 году, продемонстрировав рост в 31,9%. Аналитики IDC прогнозируют, что глобальные рыночные возможности для социальных платформ увеличатся к 2014 году почти на $2 млрд.

Согласно результатам исследования «IBMs 2011 CIO Survey», 55% опрошенных IТ-директоров планируют инвестиции в программные средства для делового сотрудничества и социальных сетей, чтобы повысить конкурентоспособность своих компаний в ближайшие несколько лет. Кроме того, 77% CIO ищут пути преобразования своих внутренних процессов рабочего взаимодействия в течение следующих 3-5 лет.

Социальные платформы становятся одной из ведущих технологических тенденций для организаций. В основе этой тенденции лежит признание того, что люди – сотрудники, клиенты, бизнес-партнеры и поставщики – стремятся найти простые и удобные пути для сотрудничества, взаимодействия и обмена информацией.

Социальное программное обеспечение IBM, в том числе IBM Connections, поддерживает создание сообществ, форумов, wiki-ресурсов и блогов, а также дает новые возможности использования современных средств социальной аналитики, которая позволяет пользователям находить новые контакты, рекомендуя людей на основе уже существующих связей и общих интересов. ПО IBM Connections доступно как в варианте локального развертывания, так и в виде сервиса облачных вычислений.
Свыше 35% компаний из рейтингового списка Fortune 100 выбрали программные решения IBM для социальных платформ. В 2010 году новыми клиентами пакета социальных приложений для бизнеса IBM Connections стали такие организации, как GMCH, Bayer MaterialScience, CEMEX, Sogeti, Singapore Airlines, Australian Bureau of Statistics, Berlitz International, Sennheiser electronic GmbH & Co. KG, Panasonic и Rheinmetall AG.

Выглядит все это, конечно, красиво, но теперь у IBM на повестке дня – конкуренция в данном сегменте с Google и Microsoft. И не факт, что «голубой гигант» выйдет из нее победителем…

Microsoft хочет быть поближе к онлайновым деньгам

В Сети сразу на целом ряде сайтов появилась информация о том, что корпорация Microsoft начала работу по внедрению сервиса микротранзакций в экосистему игровых консолей Xbox. Малые платежи оказываются весьма удобны при реализации условно-бесплатных игр. Так, за приобретение игры плата взиматься не будет (приложение вообще может загружаться бесплатно), но в процессе игры пользователям будут постоянно предлагаться дополнительные очки или бонусы за небольшую плату. Лучшим примером такого рода монетизации служат «социальные» игры («Веселая Ферма»).

Также стало известно, что Microsoft начала неофициальные переговоры с некоторыми разработчиками игр. Корпорация хочет, чтобы они более активно использовали механизм микроплатежей в своих перспективных игровых разработках. Между тем, рынок игровых предметов, артефактов, бонусов и рекламы в многопользовательских онлайн-играх уже измеряется сотнями миллионов долларов. Так что Microsoft нацелилась на весьма перспективный рынок.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета