...
...

Обзор лидеров облачных ERP-систем

Хотя в течение нескольких последних лет основные производители ERP-систем уверенно двигались в сторону облачных вычислений, по ряду прогнозов в 2011 году эта тенденция получит наибольшее развитие. По словам Фрэнка Скаво, генерального директора компании Strativa, занимающейся разработкой ИТ-стратегий для предприятий, некоторые крупные компании уже самостоятельно пытаются перенести свое программное обеспечение, в том числе ERP, на публичные облачные платформы.

В конце 2010 года IT-агентство Panorama опросило международные компании, внедрившие облачные и онлайновые варианты ERP, на предмет их выбора поставщика для ERP-решения. Как и в 2009 году, на первом месте снова оказалась SAP c 38%, затем следуют Oracle с 32% и Microsoft с 24%. NetSuite замыкает этот список лидеров с 8%. Поэтому сегодня мы расскажем об этих ведущих мировых облачных поставщиках ERP-решений, сконцентрировавшись на их последних нововведениях, и поскольку этот рынок очень динамично развивается, также, по возможности, коснемся их планов на ближайшее будущее.

Microsoft Dynamics NAV
http://www.microsoft.com/dynamics

В конце 2010 года вышла новая версия Microsoft Dynamics NAV 2009 R2, которая включает в себя следующие новые возможности:
. полная интеграция с Microsoft Dynamics CRM;
. удаленное подключение к базе данных через Интернет, в том числе по каналам мобильной связи;
. поддержка виртуализации приложений App-V (что теперь, в том числе, позволяет создавать “частное облако”);
. тесная интеграция с Windows 7;
. визуализация бизнес-данных и процессов.





Тут стоит остановиться на бурной динамике развития этой известной ERP-системы, так как, скорее всего, это последняя ее версия в уже привычном всем виде. Майкл Парк, вице-президент департамента бизнес-решений Microsoft, недавно рассказал о будущем Dynamics NAV, которая уже скоро войдет в состав BPOS (Business Productivity Online Services, служба, которая сейчас включает в себя MS Exchange Online, MS SharePoint Online, MS Office Communications Online и Office Live Meeting). Топ-менеджер сообщил, что в ближайшее время Microsoft собирается добавить в этот общий пакет еще и системы Dynamics CRM и Dynamics ERP, таким образом, эти системы прекратят свое существование по отдельности.

Давайте попробуем разобраться в MS Dynamics ERP, о которой упоминает Майкл Парк. Дело в том, что сейчас у Microsoft реально есть 4 разные ERP- системы, это: Dynamics AX (Axapta), Nav (Navision), GP (Great Plains) и SL (Solomon). Все эти системы были куплены Microsoft в разные периоды времени, и компания до сих пор, несмотря на все подготовительные работы, не смогла объединить их в одно целое. Так вот, по словам Майкла, в ближайшее время слияние этих четырех ERP-систем все же будет окончено, результатом чего станет “взрывной рост возможностей результирующей системы”. Учитывая то, что эта мега-разработка от Microsoft, то от таких формулировок как-то аж “мурашки по коже”…

В заключение этих грандиозных планов Microsoft планирует полностью интегрировать и перенести этот разнородный конгломерат служб BPOS на родную облачную платформу Azure. Также, раз уж пошли такие пляски, менеджментом компании принято решение не мелочиться и провести ребрендинг названия новой платформы BPOS на еще более новое название - Union (сейчас в англоязычной прессе новую платформу Microsoft BPOS слишком часто язвительно расшифровывают как Big Piece Of Shit, что почему-то не нравится топ-менеджменту Microsoft).

NetSuite
http://www.netsuite.com/

NetSuite - одна из ведущих мировых SaaS ERP/CRM компаний, которая начала свой бизнес еще в далеком 1998 году (тогда компания называлась NetLedger). Компания начинала свою работу как провайдер ERP для малого-среднего бизнеса, когда эта ниша являлась еще полной экзотикой. И только лишь спустя 10 лет “работы в долг” NetSuite стала прибыльной. Согласно отчету за переломный 2008 финансовый год, чистый доход компании составил 534 тыс. долларов (в то время как по результатам 2007 года компания еще несла убытки $842 тыс.). На данный момент это не только один из самых опытных игроков на ERP-рынке, но и высокодоходная инновационная компания.

Развитые социальные возможности любых коллективных систем работы сегодня стали лейтмотивом многих современных решений, поэтому NetSuite поставила себе задачу стать первооткрывателем в нише Social ERP. NetSuite вместе с компанией InsideView заключила договор о партнерстве с целью создания социального ERP нового типа. Как пример новых возможностей NetSuite - теперь реализована возможность встроенного мониторинга финансового состояния поставщиков-клиентов, что позволит заранее отслеживать все риски и интегрировать новый уровень контроля над ситуацией. Итак, благодаря социальной технологии InsideView, NetSuite сможет мониторить информацию о своих клиентах и выдавать наглядную картину менеджерам по закупкам и продажам. Как второй пример удачной интеграции с социальными сетями, можно привести пример задачи управления персоналом. В зоне ответственности ERP находится управление человеческими ресурсами (HRM), для этого была реализована интеграция с Facebook и LinkedIn. Хочется отдельно отметить важную особенность NetSuite – это наличие готового интеграционного решения SuiteCloud Connect (www.netsuite.com/portal/platform/suitecloud-connect.shtml), для возможности миграции, интеграции или расширения системы за счет сторонних ERP- систем. Так, например, уже готовая система от NetSuite - OneWorld для Oracle - позволяет подразделениям крупных корпораций использовать преимущества “облачных вычислений”, сохранив инвестиции в корпоративные ERP-системы, на базе SuiteCloud Connect прозрачно связывая разнородные ERP-системы в одно целое. (Имеются аналогичные варианты сопряжения с популярными облачными платформами - Salesforce, SAP, Google).

В заключение обзора NetSuite хочется напомнить о ее официальных представителях в России: IGate, Systematic Software Solutions и A-Tek, которые поставляют и сопровождают все три модуля этой популярной облачной ERP-системы (CRM, ERP и e-commerce).

Oracle E-Business Suite
http://www.oracle.com/ru/products/applications/ebusiness/index.html

Oracle E-Business Suite - единственный на сегодняшний момент полный интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в рамках облачной платформы. Отчетливая мировая тенденция по интеграции всех смежных с ERP задач в одно общее решение прослеживалась и в ранее рассмотренных NetSuite и Microsoft Dynamics NAV, но в Oracle E-Business Suite уровень интеграции выходит на принципиально новую ступень. Вот общий список обширных возможностей этой системы:

. управление эффективностью предприятия на основе системы корпоративных показателей;
. моделирование бизнес-процессов;
. бюджетирование и консолидация;
. общий учет и отчетность;
. управление производством;
. управление запасами и цепочками поставок;
. управление персоналом;
. управление качеством;
. управление продажами;
. складской учет;
. клиентский учет и сопровождение.

Oracle E-Business Suite, как и его аналоги, также включает в себя реализацию сразу трех смежных направлений - подсистемы ERP, CRM, PLM. Весь пакет бизнес-приложений Oracle E-Business Suite включает в себя более 150 интегрированных программных модулей, позволяющих предприятию решать бизнес-задачи в области управления производством, финансами, материально-техническим снабжением, запасами и сбытом, маркетингом и продажами, взаимодействием с поставщиками и отношениями с покупателями, а также эффективно строить кадровую политику, управленческий учет и проводить операции через электронные торговые площадки.

SAP Business ByDesign
http://www.sap.com/sme/solutions/businessmanagement/businessbydesign/index.epx

Буквально только в конце 2010 года SAP официально снова начала массовые продажи своей SaaS ERP-системы SAP Business ByDesign, которая призвана конкурировать с NetSuite и другими облачными ERP-решениями. Подобно вышеописанной Oracle, SAP Business ByDesign представляет собой единый сервис для автоматизации сразу всех сфер деятельности компании, включая производство, финансы и продажи. Система работает удаленно в дата-центрах SAP, однако, если клиенты хотят развернуть онлайновые приложения на своих серверах, то Business ByDesign может продаваться и как обычное отдельное приложение. Как известно, ранее у платформы SAP были очень серьезные проблемы с масштабируемостью, и вот, как уверяют специалисты SAP, их удалось решить, и с начала 2011 года SAP начинает официальные продажи и привлечение новых клиентов.

На данный момент SAP Business ByDesign продается в виде трех редакций - CRM, ERP и PSP (Professional Service Provider). Каждая редакция рассчитана минимум на 10 пользователей и включает в себя обязательную платную услугу внедрения по фиксированной цене. В частности, особенно интересующая нас ERP-редакция предназначена для управления производством и финансами, а также включает мощную систему бизнес-аналитики. Его внедрение стоит $37.500 и проводится в течение 6 недель. Далее необходимо оплатить $149 за подключение каждого нового пользователя в месяц. Среди ERP-вендоров компания SAP является, пожалуй, самой крупной в области мобильных решений. Действующий соисполнительный директор SAP Билл Макдермот (Bill McDermott) неоднократно заявлял, что компания работает над тем, чтобы клиенты смогли получать бизнес-информацию "в любом устройстве, в любом месте и в любое время".

Делая серьезные инвестиции в SAP, нужно обязательно иметь в виду последствия важного судебного разбирательства между Oracle и SAP по делу о краже интеллектуальной собственности. Как выяснилось в суде, в свое время TomorrowNow, дочерняя компания SAP, похитила у Oracle программное обеспечение и документы по поддержке пользователей с защищенного паролем сайта истца. SAP признала вину, а суд обязал немецкого софтверного гиганта выплатить 1,3 млрд долларов, что составляет более половины всей прибыли, которую SAP получила в 2009 году, и которые она выплачивает до сих пор, что, конечно, не могло не сказаться на текущих расходах компании и столь медленной доработке ведущего продукта компании - Business ByDesign.

OpenERP
http://www.openerp.com/


Чтобы немного разбавить крутую компанию из коммерческих мегамонстров, захвативших мировой рынок и его системы управления, которых мы описали выше, позвольте упомянуть для разнообразия и о другой достаточно известной ERP-системе, построенной на несколько противоположных принципах – открытости и бесплатности.

Компания OpenERP совместно с сообществом разработчиков выпустила в начале этого года новую версию своей open-source ERP-системы - OpenERP 6.0. В этой новой версии реализовано 79 новых модуля, в т.ч. платежная ведомость, маркетинговые кампании, оценка персонала, плагины для Outlook и Thunderbird, синхронизация мобильных телефонов, возможность одновременного ведения системой нескольких предприятий, формирование бухгалтерской отчетности с учетом специфики разных стран, модули для бизнес-аналитики и формирования отчетов. Некоторые ранее написанные модули, такие как CRM, складской и бухгалтерский учет, были полностью переписаны. Кроме того, полностью переработан web-интерфейс и упрощен процесс установки системы. Но главное положительное событие - появилась SaaS-версия этой перспективной ERP-системы, на которой разработчики и планируют зарабатывать деньги на свое дальнейшее пропитание, так что теперь, судя по всему, у всех нас есть реальная возможность дождаться и 7-й ее версии. Кстати говоря, будет она стоить $39 в месяц за 1 пользователя.

Инфин.Online
http://www.infin.ru/


Несмотря на значительный диспаритет спроса на российском рынке в пользу иностранных ERP-решений, просто для утоления горячих патриотических чувств и в качестве характерного примера хочется привести и первую облачную ERP-систему, запущенную в ex-USSR и работающую по новомодной схеме SaaS, - Инфин.Online.

Компания Инфин занимается разработкой бухгалтерских и ERP-систем аж с 1990 года. Их десктопной системой «Инфин Управление» пользуются многие именитые компании России, в т.ч. ТНК и Лукойл. Положительным следствием этого факта является то, что компании с такими значительными клиентами можно доверять и новая SaaS-система будет соответствовать всем российским реальным стандартам учета (учитывая бурное развитие союзного единого экономического пространства, особенно в последнее время, есть шанс, что белорусское законодательство тоже будет учтено в какой-нибудь очередной ее версии). А отрицательное следствие в этом то, что интерфейс системы сделан в морально-устаревшем стиле, образно говоря, визуально и эстетически представляя собой Ладу Калину на исконно российской дороге, поэтому есть сомнения в готовности Инфин к полноценной SaaS-схеме. Функционал системы включает управление персоналом, продажами, закупками, ведение складского учета и бухгалтерии, элементы CRM. Для получения отчетов имеются унифицированные формы. Имеется возможность создания стандартных и дополнительных печатных документов и форм отчетов. Хостинг системы осуществляется в дата-центре (пока от широкой публики скрывается, в чьем), при этом провайдер обеспечивает шифрование данных по протоколу SSL, создание бэкапов и возможность их сохранения на локальном компьютере клиента. Хотя лично меня, как уже пуганого отечественного потребителя, все же несколько отпугивает периодичность создания бэкапов в прайсе - ежемесячно. Стоимость использования этой российской разработки - от 350 росс. руб. в месяц за пользователя при неограниченном дисковом пространстве.

Аренда ERP

Хотелось бы сразу дать правильное представление об облачных приложениях, именно для которых характерна очень большая гибкость подходов и решений. Поэтому не обязательно традиционно покупать вышеописанную систему, как вариант – можно взять ее в аренду.

Если с арендой CRM-систем у нашего восточного соседа вроде уже дело пошло (во всяком случае, уже несколько провайдеров объявили о такой возможности), то с арендой ERP до сих пор все было гораздо хуже. Когда-то компания IBS выходила на рынок с таким предложением, но что-то у них не получилось... Слишком уж консервативны в этом плане наши руководители. Однако сегодняшний кризис - это, пожалуй, наилучшее время, когда можно убедить руководителя в том, что арендовать систему легче, чем купить ее. Так, видимо, подумали консультанты из компании АКСОН-Консалтинг (www.axcon.ru) и громко объявили о возможности довольно выгодной аренды Microsoft Dynamics AХ, любезно размещенной на их сервере. Откуда у них серверное хозяйство для такого уровня облачных решений – опять же, как и в предыдущем примере, компания скромно умолчала. Несколько обнадеживает лишь то, что эта компания уже не первый год занимается внедрением MS Dynamics Axapta, поэтому имеет сертифицированных специалистов, и, вполне вероятно, что с настройкой системы, импортом данных и обучением персонала проблем не будет. Вопрос интеграции арендованной системы с существующими у вас бизнес-приложениями тоже, возможно, решат положительно.
Стоит упомянуть, что услугу аренды ERP предоставляет и еще одна российская компания - Расчетный центр “Практик” (www.a-
practic.ru/vvs/services/nav/). За 2500 росс. рублей с пользователя в месяц они предлагают интернет-доступ к той же Microsoft Dynamics NAV.

Заключение

Получить представление о многообразии ERP-решений вообще (не только в облачном исполнении) можно в таблице-списке
ru.wikipedia.org/wiki/Список_ERP-программ, а в удобном сравнительном сервисе www.compareerp.com можно наглядно сопоставить плюсы и минусы самых разных известных мировых ERP-систем. Что же касается сугубо белорусской специфики ERP – актуальную информацию можно найти на белорусском тематическом сайте www.belerp.com.

Игорь Савчук internetno.net



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра