Практикум по u-he Zebra 2.5. Часть 1

Программный синтезатор Zebra можно причислить к лучшим продуктам профессионального уровня для 2011 года, в сообществах прогрессивных музыкантов он был известен и раньше, получал там очень высокие оценки и, в целом, всегда обозначался как «must have». Нужно отметить, что программа не простая в освоении, особенно для новичков, имеет множество настроек, охватывающих буквально все поколения синтезаторов. При этом в нем, действительно, выбрано все самое лучшее и ценное.

На русском языке подробной документации по программе нет, поэтому было решено сделать таковую. Вашему вниманию сегодня представлена первая часть описания, в которой мы расскажем об интерфейсе, начнем разговор о настройках Global, а также расскажем о генераторах (осцилляторах). Итак, приступим.

Общее описание рабочего интерфейса

Рабочий интерфейс

Интерфейс Zebra является трансформируемым и довольно удобным в использовании. Его можно условно разделить на верхнее окно, которое переключается между тремя режимами:
. Perform — работа с программными «джойстиками».
. Synthesis — основная закладка, в которой мы работаем с синтезаторами и их внутренним наполнением.
. Patches — навигация по библиотекам готовых пресетов программы.

…и нижнее, где вы обнаружите стационарную систему навигации с множеством окон закладок, среди которых Global (общие настройки), OSC 1-4 (четыре осциллятора), FMO, MSEG, XY, Arp/Seq, Matrix.

Стоит отметить, что в рамках создания и конфигурирования любого пэтча имеются две основные матрицы подключений, одна находится в верхнем окне, включенном в режиме Synthesis, где вы управляете всем внутренним наполнением (осцилляторы и т.п.), вторая — в нижнем окне, в настройках Global. Здесь можно подключать эквалайзеры, модуляторы, в общем, наводить окончательную косметику на выходной звук.

Также стоит отметить, что в различных частях рабочего интерфейса имеются безымянные кнопки регуляторов с многоточиями вместо подписей под ними. Это многозадачные потенциометры, для того чтобы присвоить им какой-нибудь параметр (LFO и т.п.), нажмите над самим регулятором (не многоточием) правую кнопку мыши, после чего увидите список.

Основные настройки (Global)

Окно глобальных настроек Global

Приступим к конкретному описанию всех элементов — это очень важно, потому как каждый потенциометр (регулятор) или переключатель имеет серьезный практический смысл, влияющий на ситуацию в целом.

Режим голоса (Voice Mode) подразумевает выбор среди вариантов:
. Poly. Обычная полифония, переключение ее настроек производится в окошке Voices. Этот режим позволяет играть аккордами.
. Retrigger. Монофония, то есть в каждый момент времени может проигрываться только одна нота. Режим Retrigger подразумевает, что любая из нот воспроизводится со своей отдельной огибающей.
. Legato. Монофония, при воспроизведении нескольких идущих подряд нот используется и растягивается единая огибающая для всей такой фразы целиком.
. Arpeggiator. Полифония, фразы делаются в специальном модуле Arp/Seq (арпеджиатор/секвенсор).
. Duophonic. Это стандартный дуофоничный режим, который известен нам по ряду классических аналоговых синтезаторов, в частности ARP Odyssey. Они позволяют, в отличие от монофоничных, одновременно воспроизводить две ноты, которые терминологически разделяются на, соответственно, нижнюю и верхнюю.

Дуофоничный режим является новым включением в Zebra (в предыдущих версиях его не было), при этом нужно знать, как в нем построено разбиение: все нечетные подключаемые модули (OSC, FMO, Comb, VCF, XMF) отвечают за воспроизведение нижней ноты, а четные — верхней.

При регулировании параметра Voices вы можете переключаться между режимами Few (4 голоса), Medium (8 голосов) и Many (16 голосов). Это позволяет настроить не только качество звучания (чем больше голосов — тем лучше), но и произвести некоторого рода оптимизацию. Дело в том, что любой синтезатор подобного уровня довольно сильно нагружает процессор, следовательно, чем меньше голосов, тем меньше аппаратных ресурсов задействуется. При работе вполне достаточно Few или Medium, а для качественного экспорта в финальный микс имеет смысл переключиться на Many. Параметр Voice Drift во включенном состоянии (On) дестабилизирует точность питча (высоты ноты), что приближает звучание синтезатора к своим аналоговым собратьям из 70-80-х. Для соблюдения точности необходимо его отключать (Off).

Voice Microtuning использует в качестве основы файлы-таблицы с расширением .TUN, которые доступны в Интернете, обычно бесплатно. На уровне стандартной работы с синтезатором на базе европейской музыкальной школы этот параметр не так важен — достаточно того, что есть по умолчанию. Хотя появившаяся, особенно в начале 2011 года, мода на микротюнинг уже довольно быстро распространяется, и данная надстройка поддерживается все большим количеством устройств. Теперь уже можно без труда переходить, например, на классическую индийскую школу (северную), в рамках которой предусматривается 22 ноты на октаву (четвертьтоны) и множество других народных, джазовых и т.п.

Для настройки высоты общего звучания предусмотрены параметры задания диапазона Pitch Bend (от 0 до +/- 12 полутонов), изменения по полутонам Tune Shifts (+/- 24 полутона) и более тонкая подстройка Fine Shifts (+/- 50 центов).

Регуляторы Glide и Glide2 подразумевают портаменто (или же глиссандо), то есть «питчевые въезды» в ноты, создание эффекта игры с подтяжкой, в общем, этот эффект очень знаком в основном музыкантам, играющим на струнных и, конечно же, любителям аналоговых синтезаторов. Также можно реализовать и плавное перетекание питча от одной ноты к другой. Кстати, многие музыканты/аранжировщики получали схожие по ощущениям результаты, когда играли, параллельно задействовав на MIDI-клавиатуре колесико Pitch, создавая тем самым так называемые «подтяжки».

В прошлых версиях Zebra использовался только один такой параметр, причем назывался он не Glide, а Portamento. Тут стоит сразу сказать, что в рамках самого эффекта одноименный регулятор указывает длительность портаменто, а второй — Range — силу (диапазон) для него.

В версии Zebra 2.5 мы уже встречаем два варианта на замену Portamento — Glide и Glide2. Glide функционально повторяет Portamento из предыдущих версий, а Glide 2 подразумевает биполярные отклонения. При этом для обоих имеется один регулятор диапазона Range.

Также при использовании Glide/Glide 2 вступает в силу один из двух режимов Glide Mode — time или rate. В первом случае «въезды» производятся фактически ступенчато, во втором — плавно. Вообще, для того, чтобы полноценно прочувствовать данный блок настроек и понять, как что работает, рекомендуется зациклить небольшой MIDI-фрагмент и воспроизвести его синтезатором при малом значении BPM, то есть медленно. Также нужно сказать, что Glide/Glide 2 наиболее выгодно применять только для полифонического режима работы синтезатора.

Название параметра Smooth Attack говорит само за себя — при его включении атаки воспроизводимых нот станут более мягкими. Это может дать неплохой окрас.

Swing Generator в рамках Zebra не сильно отличается от подобных модулей в других синтезаторах, где он используется в основном для модулей арпеджиаторов, хотя в данном инструменте он охватывает гораздо больше параметров.

Параметром Bypass FX можно включать/отключать все эффект-процессоры пэтча, то есть именно те, которые вносятся в матрице подключений в самом окне глобальных настроек Global.

Генераторы

Окошко генератора

Включив любой пэтч и зайдя во вкладку Synthesis, в правой части верхнего окна вы можете обнаружить генераторы OSC (от одного до четырех), а на самой матрице подключений (по центру) их наличие в схеме.

Если говорить о модульном представлении в левой части, то каждое окошко осциллятора имеет множество настроек, и внешне все выглядит очень просто, хотя внутри содержится просто ураганная мощь.

Для начала перечислим переключатели:
. single/dual/quad/eleven подразумевает, соответственно, 1-но, 2-х, 4-х или 11-ярусные генераторные режимы работы осциллятора. Последний также часто именуется как «superwave».
. Invert подразумевает создание противофазной составляющей сигнала. Этот вариант эффективно работает в случаях, когда вы, например, будете изменять положение ручки фазы Phase/PW, в результате чего у вас получится классический вариант PWM, в рамках которого основная волна будет смещаться, в то время как инвертированная сохранять свое положение.
. Sync включает на внутреннем уровне режим Sync (добавление высших гармоник).
. Reset подразумевает включение режима, при котором настройки фазы идентичны при старте каждой ноты.
. Три кнопки — Phase/Sync, Osc FX и Mixer — переключают нижний ряд регуляторов.

Регуляторы (верхний ряд, он статичен):
. Wave. Если вы в нижнем окне откроете закладку любого осциллятора, то обнаружите, что там возможно задавать 16 различных форм волн. Это можно делать как вручную, так использовать и хорошо настроенные пресеты программы специально для этого случая. Так вот, регулятор Wave позволяет переключаться между этими формами от 1-й до 16-й соответственно. При этом стоит отметить, что переключение идет не строгое, а плавное, то есть с десятичными долями, например 1.2 или 7.4, что соответствует для данного случая неким промежуточным вариантам между двумя формами волны с определенной долей участия каждой.
. Tune — настройка высоты звучания осциллятора +/- 48 полутонов. При регулировании этого параметра с одновременным удержанием клавиши Shift доступна более тонкая подстройка не только по полутонам, но и центам.
. Detuning — дополнительная подстройка +/- 50 центов. Это если говорить только о режиме Single, для других данный вариант не работает, но можно использовать случай с клавишей Shift и регулятором Tune.
. Vibrato — изменение питча на величину +/- 50 центов с частотой, на котором работает LFO1 (0-100).
Как уже было сказано выше, нижний ряд регуляторов является динамичным, то есть отображает то, что включено в рамках кнопок Phase/Sync, Osc FX и Mixer.
Регуляторы (нижний ряд для режима Phase/Sync):
. Phase/PW — изменение фазы. Причем, как описано выше, при включенном режиме генератора Invert мы можем получить PWM, а также стоит указать, что при быстрой частоте модуляции фазы мы получаем звуки, которые слушаются на другой высоте (меняется питч).
. Sync — известный эффект классических аналоговых синтезаторов с добавлением высших гармоник.
Регуляторы (нижний ряд для режима Ocs FX) не заполнены, поскольку вы можете подключать любые модули на ваше усмотрение из заранее
подготовленного списка, который выпадает при нажатии левой кнопкой мыши над надписью None. Вариантов предлагается достаточно много. Перечислим их:
. Fundamental — изменение уровня спектральной основы (Spectral FX). Диапазон изменений составляет +/- 100%. Причем при -100% мы получаем инвертированный вариант, а при 0 — все без изменений.
. Odd for Even — при изменении этого параметра в положительную сторону четные гармоники переводятся в нечетные. В результате чего звучание приближается к прямоугольной форме волны (у нее все гармоники нечетные). При регулировании параметра в отрицательную сторону происходит все наоборот: нечетные гармоники переводятся в четные.
. Brilliance — усиление или ослабление присутствия высших гармоник, что по результату дает более яркий или более тусклый варианты звучания. . Filter — при положительных значениях регулировки мы имеем дело с HP-фильтром, отрицательных — LP-фильтром.
. Bandworks — при положительных значениях регулировки мы имеем дело с bandpass-фильтром, отрицательных — notch-фильтром.
. Scrambler — модулирование фазы волны осциллятора этой же волной (подобная техника используется в FM-синтезе). В результате чего формируются новые обертоны.
. Turbulence — периодическое смещение гармоник.
. Expander — расширение/сужение спектра. Похож на Brilliance.
. Symmetry — согласование направления форм волн при циклическом воспроизведении.
. Phase Xfer — вариант PD-синтеза (phase distortion/искажение фазы), при котором оригинальная форма волны не воспроизводится напрямую, а используется в качестве фазочастотной характеристики другой синусоидальной формы.
. Phase Root — оригинальная форма волны умножается на фазочастотную характеристику синусоидальной.
. Trajector — оригинальная форма волны складывается с фазочастотной характеристикой синусоидальной.
. Ripples — умножение формы волны на различные гармоники.
. Formanzilla — умножение спектра волны на различные гармоники.
. Sync Mojo — симуляция Sync.
. Fractalz Like Sync Mojo — симуляция Sync с получением большего количества гармоник.
. Exophase — 7-уровневый фазер.
. Scale — изменение амплитуд гармоник.
. Scatter — эффект, повторяющий Scrambler с одним отличием: фаза волны модулируется самой волной квадратично.
. ChopLift — при регулировании в положительную сторону поднимается уровень слабых гармоник, если в отрицательную, то происходит затухание всех гармоник.
. HyperComb — добавление двух или трех копий волны, фаза которых меняется в случайном режиме, получается эффект, близкий к хорусу.
. PhaseDist — искажение фазы, при котором оригинальная форма волны не воспроизводится напрямую, а используется в качестве фазочастотной характеристики другой формы (инверсный косинус). Повторяет известный эффект старых синтезаторов CASIO CZ.
. Wrap — инвертирование любых частей оригинальной формы волны.

Регуляторы (нижний ряд для режима Mixer):
. Pan — панорамное положение.
. Vol — уровень сигнала.
. Width — для всех режимов, кроме single, управление стереоразделением между генераторами различных ярусов.

Промежуточное завершение

Zebra — это лучший синтезатор для 2011 года. Он имеет развитую архитектуру, которой могут похвастаться разве что конструкторы уровня Native Instruments Reaktor, но при этом все облачено в интерфейс обычного VST-плагина с очень удобной эргономикой. И, в принципе, Zebra сейчас может фактически полноценно заменить все синтезаторы, имеющиеся на рабочем столе профессионального музыканта.

Продолжение следует…

С чем и кем мы имеем дело?

u-he — это сокращение от имени Urs Heckmann, то есть мы говорим о конкретном человеке.

Первые звуковые программы Урса датируются примерно 2003-2004 гг., в 2006-м он выиграл первый конкурс разработчиков на сайте KVR DC’06, в котором по правилам участвуют freeware-программы. Победил он с довольно интересным синтезатором Triple Cheese. Параллельно с этим Хекманн сосредоточился на выпуске более серьезных продуктов, разработав плагин Filterscape, получивший Editor’s Choice от известного журнала Electronic Musician за 2006 год как лучшая программа обработки звука. Затем u-he занялся разработкой уникального модульного синтезатора Zebra, который фактически сразу после своего появления получил всевозможные «медали» со стороны специализированной прессы в 2007-2008 гг., при этом, что более важно, вокруг этой программы началось собираться сообщество энтузиастов.

Лично я тогда обратил внимание на Zebra, но, несмотря на восторги со стороны аналитиков, нашел продукт довольно сырым, равно как и его ближайшего конкурента на то время — Native Instruments Massive. Эти программы до сих пор сохраняют концептуальную схожесть и, в общем-то, рассчитаны на примерно одинаковые сферы применения, хотя синтезатор Zebra после развился довольно продуктивно. И факт того, что в марте 2011 года этот программный инструмент попал в номинанты на престижную MIPA (Musikmesse International Press Award), не стал неожиданностью. Говоря о том, что конкурентом u-he Zebra является Native Instruments Massive, мы описали ситуацию двух-трехлетней давности. Сейчас же на «зебру» смотрят как на замену или же подспорье знаменитой продукции компании reFX, в частности синтезатору Vanguard и синтезатору/сэмплеру Nexus. Эти программные инструменты активно используются при создании электронной музыки современных коммерческих направлений. В основном танцевальной.

О пресетах…

Почему пользователям так нравятся инструменты упомянутой выше reFX? Там очень много хороших промышленных пресетов. Многие даже не задумываются, что можно еще что-то менять или синтезировать свое, а ждут обновления или качают банки от сторонних разработчиков и музыкантов, на чем те, кстати, иногда хорошо зарабатывают. Вообще, рынок пресетов — это тема для отдельного материала, а в нашем случае важно просто обозначить тот факт, что он есть, живет и здравствует.

Так вот, u-he Zebra — это фактически открытая архитектура, прекрасный конструктор, позволяющий создавать сложные каскадные схемы и получать какие угодно результаты. Поэтому за несколько лет существования и развития синтезатора появилось множество сторонних банков пресетов, как бесплатных, так и коммерческих, в рамках которых можно найти все что угодно, от звуков прогрессивного хауса до транс-техно и дарк эмбиент. Их созданием занимаются как энтузиасты, так и профессиональные компании, и поскольку пресетов, готовых к созданию профессиональной коммерческой музыки, уже имеется довольно много, на Zebra обращает внимание все большее количество современных музыкантов, основная масса которых, как всегда бывает в таких случаях, даже внутрь не лезет — просто использует заготовки.

В принципе, это не совсем правильно с профессиональной точки зрения, и эту статью мы посвятим вопросам конкретной работы с синтезатором.

Факты из жизни Урса Хекманна (Urs Heckmann)

.
По профессии: промышленный дизайнер (обучался в Хаале), музыкант, разработчик ПО.
. Родился в Кельне, сейчас живет и работает в Берлине.
. Имеет аллергию на яблоки, но при этом любит компьютеры Apple.
. Трудоголик, но, тем не менее, ленив. Такое бывает.
. Пьет очень много черного кофе.
. Из алкоголя предпочитает пиво, красное вино и русскую водку.
. Любимый фильм — «Большой Лебовски».
. Ненавидит веб-дизайн.
. Несмотря на все достижения современной медицины, носит очки, среди которых раньше предпочитал варианты от Ж. П. Готье, теперь переключился на Версаче.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета