Сверхновая социальная звезда Foursquare

Foursquare (или просто 4SQ на молодежный манер) - новый хит среди американской молодежи в 2010 году. За почти год существования этого невероятно успешного стартапа количество активных пользователей вплотную приблизилось к 5 миллионам человек. Если текущие темпы роста этого стартапа сохранятся (а они помесячно даже увеличиваются), то Foursquare уже к концу 2011 года обойдет по популярности Twitter.

Нынешнее положение Foursquare лично мне сильно напоминает то, что происходило с Twitter, но несколькими годами ранее. Twitter для большинства в те далекие годы был абсолютно непонятен, хотя уже тогда находились люди, которые выдавали по сотне твитов в сутки. Но прошел буквально год, и Twitter взлетел в высоты, которые даже не снились рядовым стартапам. Я считаю, что с Foursquare все развивается по полной аналогии – сейчас это одно из наиболее практичных приложений-надстроек для социальных сетей, ориентированное на определение местоположения пользователя, но всю полезность этого подхода по-настоящему можно оценить лишь в процессе работы. Поскольку 4SQ — ярко выраженный LBS-сервис, давайте для начала определим, что это такое. Location-based service, или LBS (англ. Служба, основанная на местоположении пользователя) - тип информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона или КПК пользователя. Визуализационные возможности современных мобильных телефонов (в частности смартфонов) позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, что позволяет использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений. Если добавить в эту смесь дополнительные элементы богатой на возможности социальной сети – получим очень примерный рабочий прототип 4SQ.

Давайте продолжим наше дальнейшее знакомство с Foursquare, воспользовавшись набором призванных быть объективными цифр и фактов. Для этого отмотаем историю Foursquare немножко назад, чтобы понять, как же развивался этот столь успешный ныне сервис. Foursquare по-настоящему открылся в таком виде, в каком мы его знаем сейчас, в самом конце 2009 года, после первой крупной инвестиции со стороны фонда Union Square Ventures в размере 1,35 миллиона долларов. В феврале 2010 года, сразу после выхода из бета-версии, Foursquare начинает свою мощную раскрутку: под различными предлогами и под разные проекты заключаются партнерские соглашения с американскими медиагигантами, такими как Zagat, New York Times, HBO, Warner Brothers, The History Channel. Сервис постепенно начинает набирать обороты, заключаются контракты с различными ресторанами и магазинами на георекламу (проходя мимо такого ресторана или магазина, пользователь сети автоматически получает СМС-ку на свой телефон с предложениями персональных скидок от этого близлежащего заведения-участника рекламной компании). Июнь 2010 года – второй раунд инвестиций в этот сервис от группы крупных инвесткомпаний, таких как Andreessen Horowitz, Union Square и O’Reilly AlphaTech – всего на 20 миллионов долларов.

На этот момент штат Foursquare составляет 27 человек, офис компании располагается в Нью-Йорке. В то же время количество пользователей сервиса по всему миру составляет около 1,8 миллиона человек. С этого момента в компанию приглашается бывший маркетолог Google Джон Стейнбэк (Jon Steinback), который начинает еще более активно раскручивать компанию. Только вдумайтесь: на данный момент в сервис каждые 10 дней привлекается примерно 200 тысяч новых пользователей, компания надеется уже в январе 2011 года преодолеть планку в 5.000.000 активных пользователей.

Теперь давайте немного остановимся и попробуем разобраться: в чем же секрет такой взрывной популярности этого ресурса? Уже более чем пять лет существует несколько подобных крупных LBS-сервисов, можно назвать того же старичка Brightkite (Brightkite.com) или даже тот же более-менее известный Google Latitude (google.com/intl/en_us/latitude/intro.html), но у них нет и близко похожей динамики роста, сопоставимой с Foursquare.

Итак, ключевое отличие 4SQ от ему подобных – это геосервис с мощной игровой составляющей. Главная приманка в этой странно-увлекательной игре – стать так называемым «хозяином места» (“мэром”). Мотив быть хозяином места в рамках игры очень престижен, и вы невольно можете обнаружить себя в борьбе за попытками поддержать свою власть над конкретным местом или пометить за собой (выполнить т.н. чекин) все новые территории.

Другая важная особенность Foursquare – это советы и задания. Как пользователь, вы можете оставлять комментарии на карте для своих друзей и всех остальных пользователей о ключевых особенностях определенного места, где вы уже были. Напишите в Foursquare, к примеру, что ваша местная пиццерия делает скидки по вечерам каждый вторник и любой, кто находится поблизости, сможет увидеть этот полезный комментарий и занести в свой ежедневник напоминание: “Посетить пиццерию”. Фактически, находясь в любом общественном месте, вы можете использовать ваш смартфон, подключенный к 4SQ, как элемент так называемой дополнительной реальности, получая данные/отзывы/замечания от других членов сети о всех магазинах, стоянках и прочих объектах вокруг вас. Поэтому вы, вооруженные 4SQ, входя даже в первый раз в ресторан, уже будете знать все о его (ресторана) самых сильных и слабых местах. По мере постепенного разрастания коллективных знаний о мире вокруг нас в этой сети, вы получаете мощнейший инструмент для более взвешенных и информативных решений.

Говоря о бизнес-модели стремительно растущего 4SQ, сразу стоит привести примеры его монетизации, которых столько много, что мы видим уже даже запуск фактически новых независимых стартапов на базе исходного 4SQ. Так, крупная сеть магазинов Gap запустила масштабную рекламную кампанию, позволяющую добавить в Foursquare любой понравившийся товар прямо с баннера или интернет-магазина. Рекламный баннер синхронизирован с местоположением, а это значит, что пользователь легко сможет отметить магазин, находящийся поблизости от него, и получить напоминание, когда будет находиться поблизости, а этот магазин будет добавлен в “Места” на Foursquare. Gap же, в свою очередь, в рамках акции будет жертвовать на благотворительность Foursquare по $1 за каждое добавление.

Другой пример: клиенты Virgin America могут заработать дополнительные 25 очков в сети Foursquare за “чекин” на Foursquare - фиксироваться они будут в терминалах аэропортов или на багажных стойках. Подобные предложения от молодого стартапа TopGuest (http://www.topguest.com/) на базе геосети 4SQ, который, кстати, также растет буквально на глазах, позволяют пользователям “чекиниться” в различных местах, а затем полученные в сети очки обмениваются уже на реальные денежные бонусы в множестве программ. Уже сейчас в клиентах у TopGuest крупные американские сети магазинов, различные рестораны, сервисы проката машины и т.д.

Итак, одна из составляющих бизнеса Foursquare основана на методе географически направленной рекламы. Когда вы отмечаетесь (“чекинитесь”) в ресторане или баре, вы можете получить 10-20% скидки на еду или бесплатный напиток в том случае, если вы имеет статус мэра (эх, хорошо быть мэром — и в реале, и в виртуале!). Но как быстро найти такие места на карте и как-то согласовать их посещения с вашим сегодняшним распорядком дня? Snacksquare (http://ee.snacksquare.com/) - другой стартап, выполненный в виде надстройки над сетью 4SQ, предлагает бизнес-справочники подобных заведений и планирование логистики ваших перемещений. Выберите любой город Америки, и вы увидите все объекты со специальными предложениями для участников Foursquare на карте Google Map, в том числе места, где можно заработать столь ценные в этой сети значки.
О феномене 4SQ можно говорить бесконечно долго, перечисляя различные бизнес-модели и уже состоявшиеся стартапы, “поднявшиеся” на базе этой быстроразвивающейся сети, но давайте посмотрим и на другие подобные успешные LBS-аналоги, географически более близкие к нам.

В Германии, да и в Европе вообще, Foursquare пока, мягко говоря, не очень пошел, зато пользователи Европы с восторгом “подсели” на его почти полный немецкий аналог – Qype (www.qype.com/). Сервис так полюбился широкой публике, что бизнес не мог не заметить этого – буквально месяц назад этот молодой немецкий стартап получил первые внешние инвестиции в размере 6,5 миллионов евро, причем интрига состоит в том, что главным инвестором Qype выступил Vodafone – крупнейший частный телеком Европы, который хотел бы со временем интегрировать богатые LBS-возможности Qype в свои внутренние сервисы. Сейчас Qype доступен на всех языках стран, входящих в Европейский союз.

И, наконец, мне хотелось бы упомянуть российскую быстрорастущую и уже реально работающую геосеть AlterGeo. На данный момент, по моему мнению, это очень серьезная попытка создать точную копию 4SQ, о которой мы так подробно поговорили в начале этой статьи. Сейчас AlterGeo пытается также активно работать над привлечением в сеть предложений о скидках для тех, кто получает статус «мэра» определенного места. В AlterGeo уже есть множество подобных предложений для Москвы. И хотя в этой российской сети количество интересных предложений продолжает расти, и технологически ее возможности почти сравнялись с американским прототипом, все же до масштабов процентных скидок, широты охвата территории и аудитории у 4SQ ей еще пока, конечно, очень далеко. Что же касается Беларуси… у нас еще все впереди. Хочется верить, что все движется вперед и развивается, и, быть может, лет через пять и у нас тоже появится что-то похожее на эти прогрессивные западные сервисы.

Игорь Савчук internetno.net


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2011 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета