NAMM Show Winter 2011. Выпуск 1

Мировой финансовый кризис, вроде, канул в Лету. В профессиональных звуковых технологиях это уже было очевидно в прошлом году — активизировались разработчики ПО, а также увеличился спрос на непосредственно результаты творческой и технической деятельности музыкантов, композиторов, звукорежиссеров.

В зимней выставке NAMM этого года свою продукцию продемонстрировало более 1500 фирм со всего мира. Само мероприятие проходило с 13 по 16 января в городе Анахейме (Калифорния, США). Все готовились к нему очень основательно: рынок встрепенулся и требует новых решений! Причем в рамках 2011 года было введено, как многим известно, новшество — знаменитая церемония награждений Technical&Creativity Awards (TEC Awards) переехала с осеннего съезда общества аудиоинженеров AES на зимнюю NAMM. Тем самым восстановился некий баланс между двумя конкурирующими и самыми крупными выставками в области звука — NAMM и Musikmesse (у Musikmesse уже давно имеется собственная церемония награждений с большой историей, а у NAMM до этого года не было).

Что еще отличительного можно наблюдать сейчас? На выставке 2011 года были продемонстрированы массовые новинки для iPad, iPhone и т.п. Данным рынком буквально с начала-середины прошлого года заинтересовалось множество профессиональных производителей софта и оборудования, таких как IK Multimedia, TC Electronic, AKAI, Alesis и т.п. И сначала все это смотрелось, мягко скажем, довольно неперспективно. Почему? Достаточно вспомнить волну популярности медиаплееров iPod, под которые выпускались специализированные акустические системы и диджейское оборудование. Где это все сейчас? А вот… iPad — это планшет с чувствительным экраном и довольно развитой аппаратной частью, нормальной ОС, соответственно, под него можно выпускать довольно интересные вещи.

Вторая тенденция, которую можно было проследить еще на выставках 2010-го, — небольшое перераспределение рынка, а именно, огромное внимание сейчас стали уделять геймдеву (разработке игр) и подготовке мультимедийного контента.
В общем, обо всем по порядку.

Новинки от Mackie

Компания Mackie довольно сильно обновила свою продукцию. Среди самого интересного к выставке они подготовили серию студийных мониторов MRmk2, включающую две модели — MR8 (150 Вт) и MR5 (85 Вт). В принципе, они очень стандартны по конструкции: двухполосные, необтекаемый корпус из МДФ с магнитным экранированием и т.п. Правда, есть одна интересная конструкторская особенность в противопылевых колпачках на вуферах (НЧ/СЧ динамиках): они (сами колпачки) установлены инвертировано. То есть не выпуклые, а вогнутые. Решение неожиданное. А в целом, учитывая демократический подход к ценам со стороны Mackie (которые еще не озвучены, собственно), мы имеем неплохие «рабочие лошадки» образца 2011 года. Второй момент, на котором бы захотелось заострить внимание, говоря об этой фирме — наличие двух новых звуковых интерфейсов серии Onyx, которая больше на слуху в силу наличия в ней множества микшеров.

Итак, Onyx Blackjack — это младшая модель, USB, 2 входа/2 выхода, 24-битные преобразователи Cirrus Logic с динамическим диапазоном 114 дБ (A- взвешенно), фантомное питание. В общем, все простенько и со вкусом — стандартный набор и ничего лишнего.

Onyx Blackbird — старшая профессиональная модель, Firewire, количество каналов — 16x16, из них фактических в устройстве — 8х8, остальное добавляется за счет ADAT 8х8, синхронизация по Wordclock I/O, есть индикация джиттера JetPLL, оцифровка — 24 бита/96 КГц (воспроизведение/запись) — преобразователи Cirrus Logic с динамическим диапазоном 114 дБ (A-взвешенно). 8 микрофонных предусилителей, 2 отдельных выхода на наушники. В общем, и тут мы имеем фактически полный набор для профессионала без всевозможных «наворотов».

В этом, кстати, продукция Mackie всегда довольно интересна: колонки — все, что нужно, без излишеств, микшеры — аналогично, звуковые интерфейсы — также. При этом даже если посмотреть на их программу Mackie Tracktion, которая, кстати, не обновлялась с третьей версии уже несколько лет, — очень просто, все доступно, никаких усложняющих окон с микшерами и т.п. Да и, если честно, даже сейчас довольно трудно представить ситуацию: «Что бы хотелось добавить в Mackie Tracktion3?». Там все есть.

В общем, по-хорошему довольно странная и вместе с тем интересная компания.

Гибридный звуковой интерфейс от MOTU

Вот здесь, конечно, удивительная штука! В чем гибрид состоит, спросите? В способе подключения, на выбор: Firewire или USB 2.0. Как говорится: «выгорел один, подключаем к другому:))». Модель называется незатейливо — 828mk3 Hybrid. Она многое заимствует из обычной Firewire 828mk3: 28 входов/30 выходов (2 микрофонных, 8 аналоговых линейных входов на «джеках», 10 аналоговых выходов на XLR’ах, выход на наушники, остальное в «цифре» — 16 каналов ADAT, стерео S/PDIF). Отдельно стоит сказать о встроенном DSP, соответственно имеется эффект-процессор, да и вообще, 828mk3 — это само по себе и есть совмещение профессионального звукового интерфейса с эффект-процессором в одном устройстве. Там вообще есть очень много полезного, например, встроенный тюнер:). Хотя стоит сказать о том, что комплекс является не чисто аппаратным, а программно-аппаратным, то есть то, что на самом устройстве имеется небольшой экран — это только в помощь, а основные настройки уже очевидны на уровне драйверов и ПО, поставляемого с ними.

Вообще, такая довольно мощная станция как 828mk3 в большинстве своем нравится «студийщикам», которые свято верят в «аппарат», и чем навороченнее все смотрится, тем лучше. Ну что же, спорить с ними не будем, особенно если учесть тот факт, что имя MOTU очень популярно в мире, и сайт один из самых нагруженных мультимедийным контентом — все летает и т.п. В целом, молоды!

Alesis StudioDock

Специально для iPad фирма Alesis подготовила программно-аппаратную установку Alesis StudioDock, которая воплощает в себе полноценную виртуальную студию. По внешнему исполнению — это небольшая подставка под сам планшет. Среди основных ее особенностей: беспроблемная работа с подключением внешних устройств (микрофоны, инструменты, акустические системы, MIDI-контроллеры, USB для подключения MIDI), которые используются в рамках обычной студии звукозаписи, а iPad является непосредственно самой компьютерной оболочкой, на которую устанавливается специальное ПО.

Техническая спецификация:
. 2 аудиовхода (комбинированные разъемы XLR/«джек») с индивидуальными регуляторами уровней и фантомным питанием для подключения
конденсаторных микрофонов. На втором входе есть переключение на Hi-Z вариант для гитар.
. 2 аудиовыхода (комбинированные разъемы XLR/«джек») плюс отдельный выход на наушники с индивидуальными регуляторами уровней.
. Видеовыход — RCA Composite.
. Каналы управления: MIDI In (DIN), MIDI Out (DIN), USB MIDI (Host), «джек» для педали.

Данные по цене пока неизвестны.

Отвлекаясь от темы… хотя нет

В 2010 году, 24 августа, от сердечного приступа в возрасте 60 лет умер основатель Alesis, прекрасный экспериментатор, гуру в области цифрового и аналогового звука — Кейт Барр (Keith Barr). Именно благодаря его усилиям и команды фирмы родился стандарт ADAT, который и расшифровывается как Alesis Digital Audio Tape. Также им был выпущен ряд других инновационных продуктов. В 2001-м компанию Alesis перекупил владелец Numark Джек О’Донелл (Jack O’Donnell), а Барр основал две новые компании: Exelys (спортивные технологии) и Spin Semiconductor (www.spinsemi.com), которая занималась разработкой и продвижением комплекса ASIC (Application-Specific Integrated Circuits) для музыкальных и аудиоприложений.

Чип FV-1 анонсировался как революционная новинка в области аудио

Первая ее разработка — DSP-чип FV-1, в который встроено восемь программ обработки (реверберация, лимитеры и т.п., в общем, все основные эффекты), а сам он может использоваться в рамках любой схемы как аналоговый элемент, причем для его интеграции не нужно каких-либо особых знаний. Плюс к этому, FV-1 можно программировать отдельно, добавляя свои программы и эффекты.

Процессор TipTop Audio Z-DSP VC-Digital Signal Processor

В виде ОЕМ-поставки этот чип использовался и используется в ряде компактных микшеров и гитарных процессоров, а также другой продукции. В 2006-м Барр написал книгу об ASIC — ASIC Design in the Silicon Sandbox, которую издала McGrow-Hill. Более подробную биографию вы можете найти в журнале Mix (http://mixonline.com/news/keith_barr_obit_2508/).

USB-модуль для РС на базе Z-DSP VC-Digital Signal Processor

На выставке NAMM этого года на базе чипа FV-1 компания TipTop Audio (www.tiptopaudio.com) представила USB-устройство Numbertz, которое основано на ключевой разработке этой фирмы Z-DSP VC-Digital Signal Processor (работающей на 24 битах). Отличительной особенностью последней является то, что это фактически внешнее аналоговое устройство, и даже коммутация в его рамках производится за счет физических кабелей. Вариант же Numbertz уже ориентирован на взаимосвязанную работу с PC. При этом к нему дается три картриджа, на которые можно записывать программы (то есть эффекты). Вся прелесть ситуации состоит в том, что сами эффекты являются бесплатными. Numbetz рассчитывается продавать по $150. Что из этого получится, покажет время.

AKAI SynthStation49

SynthStation49 — это платформа, состоящая из MIDI-клавиатуры на 49 клавиш, на которой также имеется ныне популярный, особенно в концертной деятельности, драм-пад на 9 кнопок. Есть стереовыход на акустические системы (джеки) с регулятором громкости, выход на наушники, а также USB- и MIDI-разъемы для взаимодействия с внешними устройствами и рабочими станциями. В принципе, предусматриваются различные варианты последних, от вышеупомянутого iPad до обычных компьютеров (РС, Мас).

Moog предлагает ввести микротюнинг

Точнее, предложила и уже технически реализовала. Что подразумевается под микротюнингом в данном контексте? Дело в том, что многие народные музыкальные школы, такие как классическая индийская, китайская, турецкая и даже белорусская с ее четвертьтоновым пением, подразумевают отличие от классической европейской, в рамках которой в диапазон одной октавы традиционно умещается 12 нот. В результате очень часто можно столкнуться с такими вещами как… вроде бы сэмпл ситара звучит похоже, но при игре на обычной клавиатуре теряется сам ситар. Таких примеров много. Так вот, для всех своих продуктов компания Moog представила в режиме бесплатного скачивания новую разработку Phatty Tuner Alternate Scales Editor, которая включает 32 различных набора пресетов тюнинга. Правда, не совсем понятно, как тогда будут распределяться клавиши обычной MIDI- клавиатуры? Например, в индийской гамме 22 ноты в октаве. Но на самом деле проблема очень актуальна, потому как помимо народных и этно-стилей, есть современные, тот же джаз, которые подразумевают более тонкое интонирование. В общем, вопросы начинают хоть как-то решаться.

Korg Kronos

Вообще, со станциями синтеза у Korg всегда было довольно интересно. Разработчики постоянно пытаются собрать в рамках одной модели несколько, то есть коллекцию. В принципе, одной из первых ласточек была профессиональная PCI-карта OASYS, которую почему-то забросили сами производители, не поддержав ее драйверами под Windows XP (были и остались только под 98-ю). Сама плата была неплохая — совмещала в себе высококачественные АЦП/ЦАП и мощную станцию синтеза. Многие из тех, кто ее купил, резонно ожидали обновлений банков инструментов и так далее… но продолжения в поддержке и новых модификаций не последовало. Хотя после компания выпустила аппаратный синтезатор OASYS, который получил ряд престижных наград, а по существу делал то же, что и PCI-плата. Почти параллельно с этим компания Korg выпустила программную эмуляцию нескольких своих предыдущих популярных моделей в рамках программного комплекта Korg Legacy Collection. Он также стал популярным и получил несколько наград. Но… продолжения и дальнейшего развития не последовало:).

На NAMM 2011 года производители показывают уже новую модель синтезатора — Kronos, которая включает набор из девяти синтезаторов (то есть мы опять говорим о станции синтеза). Перечислим их:
. SGX-1 Premium Piano: немецкое фортепиано, основанное на 4 Гб сэмплов, 8 слоев.
. MDS EP-1 Electric Piano: электропиано с настройками звучания от George Duke, Herbie Hancock, Rodan Rudess и других.
. Tonewheel CX-3 Organ. Судя по описанию, эмуляция Hammond c «Лесли»-спикером.
. MS20-EX Legacy Analog Collection: эмуляция Korg MS20 (пожалуй, одного из самых популярных синтезаторов Korg).
. EX Polysix Legacy Analog Collection: эмуляция Polysix.
. AL-1 Analog Synthesizer.
. NOD-7 Waveshaping VPM Synthesizer.
. STR-1 Plucked String Synthesizer: щипковые струнные с усовершенствованием различных настроек.
. HD-1 High Definition Synthesizer: использование сэмпловых библиотек.

Если описать суммарно: общий объем всех сэмплов — 12 Гб, плюс к этому используется 9 движков синтеза, 16 слотов эффектов. Kronos будет выпускаться в трех версиях: на 61, 76 и 88 клавиш.

Комментарии по этому вопросу давать трудно, потому как, во-первых, все подобные станции синтеза — это фактически MIDI-клавиатура, внутри корпуса которой стоит обычный ПК и работает с ПО. Это доказывает также и продукция Arturia. То есть, все алгоритмы — программные. Во-вторых, с чем Korg действительно всегда опережает, и почему продукция этой фирмы привлекает внимание: многие реализованные инструменты на рынке VST-плагинов от сторонних разработчиков явно отсутствуют. Хотя решение подобной ситуации — дело времени.

USB/XLR-микрофон от Blue

Фирма Blue, кою основали в 1995 году известный продюсер, звукорежиссер и джазовый музыкант из Калифорнии Скиппер Уайз (Skipper Wise) и опытный инженер из Риги Мартинс Саулеспуренс (Martins Saulespurens), стала популярна на весь мир своими микрофонами, прежде всего за их великолепный дизайн и безукоризненное качество. И хотя рынок производителей этих устройств тогда был заполнен столпами с многолетней историей (AKG, Neumann), молодая компания очень быстра вышла на передовые позиции, а в 2000-х начала получать самые престижные премии. На NAMM 2011 фирма Blue продемонстрировала новую USB-модель со встроенным АЦП, работающем с характеристиками 24 бита/192 КГц. При этом для аналоговой (обычной) записи предусмотрен и простой XLR-разъем. Yeti Pro прошел стандартизацию THX, а цена на него составляет $249. С точки зрения качества мы, как и во всей продукции этой компании, видим классическое сочетание черт европейской и американской техники. Хотя в последнее время компания смело идет на эксперименты и предлагает ряд собственных ноу-хау. Так, например, в Yeti Pro используется три 14-мм конденсаторных капсюля. Общие диаграммы направленности: стерео, кардиоида, всенаправленная, восьмерка. Частотный диапазон: 20 Гц — 20 КГц, чувствительность: 4.5 мВ/Па (1 КГц), максимальное звуковое давление (SPL): 120 дБ (THD: 0.5% 1 КГц). В конструкции имеется отдельный выход на наушники с усилителем и регулятором уровня.

Spectrasonic Omnisphere 1.5

А в данном случае мы действительно можем говорить о современной рабочей станции, которая базируется на трех видах синтеза — продвинутый вариант гранулированного, гармонический (на осцилляторах), waveshaping, имеет большое количество эффектов и так далее. Первая версия Omnisphere стала очень популярной в силу качества результатов и огромной инструментальной библиотеки, в основном охватывающей то, что активно применяется в современных музыкальных стилях. Причем продукт на данный момент является передовым (flagship) для самой фирмы. На NAMM 2011 они привезли новую версию 1.5, которая появится в продаже 15 февраля по цене $499 / €379.

Что нового?

Специальная программа Spectrasonic Omni TM, превращающая iPad в контроллер управления

. Улучшены движки синтеза.
. Изменен пользовательский интерфейс в сторону улучшения эргономики при непосредственной работе. Ему даже придумали свое название — The Orb. . Общее количество звуков доведено до 8000, а пэтчей — до 5000. При этом реализована удобная навигация по ним с помощью поиска по жанру и т.п.
. В Интернете сделаны видеофайлы обучения.
. Специально для iPad у Specrasonic написана программа Omni TR, которая превращает планшет в устройство управления. Именно она и
поддерживается с новой версии.
А в целом, мы говорим об очень серьезном продукте, у которого в соотношении цена/возможности не так много конкурентов.

Промежуточное завершение

Интересных новинок очень много. Конечно, развеселили варианты от нескольких фирм — «профессиональные музыкальные ПК» со стандартной мощной комплектацией обыкновенного десктопа, но… стоимостью $2249 и выше (без учета звукового интерфейса и какого-либо ПО кроме Windows 7). Впрочем, чему тут удивляться?

Продолжение следует…

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета