Skype: триумф на фоне проблем

В ушедшем году сервис IP-телефонии Skype регулярно появлялся в IT-новостях, хотя и обошелся без особых сенсаций (не считая нескольких последних дней года, конечно). Можно сказать, что и сам сервис, и компания Skype просто развивались – закрепляли свое безусловное лидерство на рынке VoIP, наращивали финансовые «мускулы», разрабатывали и внедряли новые технологии. Но главное – наращивали и наращивали абонентскую базу. Как мне кажется, в наступившем году нам от Skype стоит ожидать сюрпризов прежде всего в плане маркетинга. Например, его тотального проникновения на мобильные устройства, все более широкого внедрения в бытовую технику и т.п.

Ну а пока посмотрим, с чем мы имеем дело на данный момент.

Шаг в будущее

Недавно представители компании Skype заявили о планируемом запуске в ближайшем будущем «облачного» сервиса IP-телефонии. Новая система позволит пользователям общаться в чате, совершать голосовые и видеовызовы прямо из браузера, не устанавливая на свой компьютер специализированное ПО. Правда, необходимо будет инсталлировать предложенный плагин. По словам специалистов, планируется интегрировать сервис с некоторыми популярными социальными ресурсами.

Компания Skype уже начала поиск разработчиков для реализации нового проекта. По расчетам, около 350 программистов будут вовлечены в разработку сервиса. Им предстоит сформировать, как сказано в пресс-релизе, «инфраструктуру, способную поддерживать сотни миллионов пользователей». Skype-«облако», по расчетам, совершит первые звонки уже в I квартале 2011 года. Однако пользователи Skype смогут звонить и привычным способом – при помощи клиентских программ для операционных систем Windows, Mac OS X и Linux, а также распространенных мобильных платформ.

В любом случае, это указывает на вектор развития самого известного VoIP-сервиса. И этот вектор вполне совпадает с векторами развития многих других компаний, стремящихся использовать Интернет (точнее, IP-технологию) как некое телекоммуникационное пространство. Это и Google, вставляющая сейчас VoIP во все свои продукты, и Microsoft, активно внедряющая VoIP-составляющую в свои онлайновые сервисы, и многие другие. Вот только у Skype как-то успешнее получается…

Авария

Часть пользователей глобального сервиса интернет-телефонии Skype недавно получили письмо от исполнительного директора компании Тони Бейтса с благодарностью «за терпение, понимание и поддержку во время недавнего перебоя в работе Skype». В качестве компенсации за понимание глава сервиса приложил к письму код ваучера «на сумму, которой хватит на более чем 30 минут» вызовов на городские телефоны популярных направлений. В их числе Тони Бейтс называет США, Великобританию, Германию, Китай и Японию. При вводе кода на персональной странице пользователя Skype обнаруживается размер компенсации – $1.

Не самая обычная акция для интернет-компании. Однако ей предшествовали достаточно драматические события. Начиная с 22 декабря 2010 года более суток для весьма значительной части пользователей сервис был недоступен. В тот же день администрация Skype признала проблему и заявила, что для ликвидации сбоя понадобится несколько часов.

Но все оказалось не так просто. Только на следующий день работа сервиса начала понемногу восстанавливаться, и только через неделю директор по информационным технологиям Skype Ларс Раббе рассказал о причинах сбоя.

Согласно записи в его блоге, в среду 22 декабря в результате перегрузки отключились несколько вспомогательных серверов сети, причем версия приложения Skype 5.0.0.152 для Windows обработала это событие неправильно. Клиент 5.0.0.152 для Windows был установлен на компьютерах примерно половины пользователей Skype, причем сбой произошел примерно на 40% из них. Поскольку сервис Skype базируется на технологии P2P, то проблемы на компьютерах одних пользователей привели к лавинообразному эффекту и затронул их «соседей».

Иначе говоря, в числе компьютеров, работа которых была приостановлена, были так называемые узловые коммутаторы (supernodes). Именно они используются для авторизации пользователей. Те же узловые коммутаторы, которые функционировали нормально, не смогли справиться с резко возросшим трафиком.

И именно тогда, в первые дни сбоя, топ-менеджер Skype Тони Бейтс в собственном блоге заявил о планах компенсировать платным пользователям неудобства, вызванные простоем сервиса, однако не сообщил о размерах и сроках ожидаемых компенсаций.

Справка «КГ»
Компания Skype была создана в 2003 году, в 2005 году ее купила компания eBay. В 2009 году eBay продала около 70% акций Skype консорциуму инвесторов за $1,9 млрд наличными и долговые обязательства на $125 млн. Согласно отчету интернет-сервиса, в первой половине 2010 года в Skype были зарегистрированы 560 млн аккаунтов. 124 млн пользователей наговорили через сервис на 95 млрд минут. 40% звонков передавалось с помощью видео. В августе 2010 года Skype подала в Комиссию США по биржам и ценным бумагам (SEC) заявку на проведение первичного размещения акций.

Двигаясь к мобильности

«Всеобщая мобилизация», охватившая мировую IT-индустрию, не обошла стороной и Skype. Так, недавно компания Skype объявила о выходе новой версии своего приложения для iPhone, которое позволит осуществлять видеозвонки в сетях 3G и Wi-Fi. Теперь обладатели устройств на базе iOS – iPhone, iPad и iPod touch – смогут осуществлять и принимать бесплатные видеозвонки по Skype. Ранее приложение позволяло осуществлять и принимать бесплатные звонки между абонентами Skype, общаться в чате, а также звонить на мобильные и стационарные телефоны по специальным тарифам. В настоящее время сервисами Skype, по собственным данным компании, пользуются единовременно примерно 25 млн человек. В первом полугодии 2010 года примерно 40% всего времени общения между абонентами Skype приходилось на видеосвязь. Поэтому, по мнению менеджмента компании, услуга видеозвонков по Skype на мобильных устройствах будет востребована.

Новое приложение Skype для iPhone совместимо с iPhone 4, iPhone 3GS и iPod touch 4-го поколения с i0S 4.0 или выше. Возможностью принимать видеозвонки обладают также iPod touch 3-го поколения и iPad. Видеосвязь поддерживается между мобильными устройствами и настольными ПК со Skype для Windows версии 4.2 и выше, Skype для Mac версии 2.8 и выше, Skype для Linux и ASUS Videophone. Пользователи могут осуществлять видеозвонки Skype со своих аппаратов iPhone, пользуясь соединением 3G или Wi-Fi.

На рынке мобильной видеосвязи, помимо собственно сервисов, предоставляемых сотовыми операторами, в настоящее время можно выделить несколько игроков: Apple, Fring, оoVoo, Qiki и Skype. Кстати, в июне 2010 года компания Apple объявила о запуске собственного сервиса для видеозвонков – FaceTime. Воспользоваться данным приложением могут исключительно владельцы iPhone 4 и только по Wi-Fi.

Исследовательское агентство Juniper Research в своем июльском (2010) отчете, посвященном развитию смартфонов, предсказывало, что появление FaceTime даст определенный импульс рынку мобильной видеосвязи. Однако в ближайшие пять лет ожидать, что подобные технологии станут массовыми, не стоит.

По прогнозам старшего аналитика компании Juniper Research Энтони Кокса, в 2015 году число пользователей смартфонов с поддержкой видеосвязи достигнет 29 миллионов. Но развитие рынка может сдерживаться отсутствием взаимодействия между различными устройствами.

«В долгосрочной перспективе проникновение Wi-Fi и 3G на развивающихся рынках может сделать видеозвонки привлекательным вариантом общения для людей, работающих и живущих вдали от своих семей», – считает аналитик.

По прогнозам аналитической компании In-Stat, совокупный доход рынка мобильной видеосвязи к 2015 году превысит $1 млрд. Количество пользователей мобильных видеозвонков вырастет на 115% к тому же сроку. Причем 53% всех звонков будут совершать жители Азиатско-Тихоокеанского региона. In-Stat прогнозирует, что в том же 2015 году на мобильные видеозвонки придется более 9 экзабайт дата-трафика только в Северной Америке.

Что касается дня сегодняшнего, то востребованность видеозвонков – платных или бесплатных, пока что представляется довольно сомнительной. Мобильный телефон часто используется на ходу, для решения срочных вопросов, и видеосвязь в такой ситуации – не самый удобный вариант общения. На звонок «мобильника» можно ответить, например, находясь в постели или в ванной, а вот ответ на видеозвонок представляется весьма нежелательным в таких условиях. К этим же аргументам добавляется необходимость новой привычки к пользованию – держать телефон не у уха, а перед собой, чтобы он показывал звонящего, а не посторонние объекты. Кроме того, в городе из-за шума для разговора обязательно потребуется гарнитура.

Совсем другое дело – видеосвязь с ПК на ПК, которую уже привыкли использовать как для личного общения, так и для ведения деловых переговоров. Если даже опустить личные предпочтения и пожелания каждого из абонентов, есть один весомый аргумент: распространенность телефонов с фронтальной камерой вообще и iPhone в частности пока достаточно мала. И вероятность того, что у другого абонента также окажется нужный для пользования данной услугой гаджет, в настоящее время слишком мала. По данным Gartner, в III квартале 2010 года общемировой объем продаж смартфонов достиг 80 млн штук. При этом самыми покупаемыми по-прежнему остаются устройства более низких ценовых категорий – то есть, как правило, без фронтальной камеры.

Для чего же Skype запускает приложение для мобильных видеозвонков сейчас? Вероятнее всего – для того, чтобы не упустить момент, когда рынок мобильной видеосвязи только зарождается. В настоящее время к новой возможности легче всего привлечь молодежь, падкую на различные технические новинки, а также техногиков, которым просто необходимо получать новый опыт в общении со всевозможными устройствами. Вывод напрашивается сам собой – новое приложение Skype, как и услуги видеосвязи других игроков рынка, в ближайшее время будут оставаться нишевым сервисом для узкого круга потребителей.

«Видеозвонки на мобильном телефоне не заменят обычную голосовую связь в части оперативности, простоты и определенной свободы действий, которую они дают собеседникам, – подтверждают в российской пресс-службе Skype. – Но они помогают людям вместе переживать какие-то важные моменты их жизни и делиться впечатлениями».

В Skype считают, что помимо эмоциональных моментов, на востребованность нового приложения повлияет возможность совершать видеозвонки между различными устройствами, на которых оно запущено, – PC, Mac, iPhone, Asus Videophone. В перспективе к ним должны присоединиться другие мобильные платформы. При этом общаться можно с уже существующим кругом контактов, которые пользуются Skype, а не пытаться «пересадить» людей на очередной новый сервис, который не нужен им в остальное время. Это, по мнению представителей Skype, снимает многие проблемы, сдерживающие более широкое распространение видеозвонков на мобильных устройствах.

P.S.
Напоследок – одна маленькая иллюстрация того, сколь важным стал Skype для человечества. Власти Китая выпустили постановление, которое запрещает жителям страны пользоваться услугами всех поставщиков услуг интернет-телефонии, включая сервис Skype, кроме официальных провайдеров China Telecom и China Unicom.

Постановление Министерства промышленности и информационных технологий гласит, что незаконным отныне является предоставление услуг связи по технологии VoIP любыми компаниями, кроме China Telecom и China Unicom. В результате Skype и его аналоги могут оказаться недоступными для жителей материковой части Китая.

Сроков вступления документа в силу министерство не уточнило. Однако решение уже вызвало волну критики в СМИ, поскольку оно, по сути, защищает монополию двух государственных телеком-операторов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2011 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета