Указ №60 снова обсудили

В понедельник, 29 ноября, в помещении Галереи современного искусства «Ў» прошла профессиональная дискуссия на тему «Интернет через призму правового регулирования: добро или зло».

Дискуссия состоялась в формате круглого стола. В качестве экспертов выступили представители бизнес-сообщества, работающие в сфере предоставления интернет-услуг, функционирования и использования интернет-сервисов, международные компании, использующие Интернет в маркетинговых целях в белорусском и небелорусском сегментах, юристы интернет-компаний, руководители крупнейших интернет-СМИ. Всего на мероприятии собралось порядка 50 человек.

Основной целью встречи было обсудить наиболее актуальные вопросы, связанные с практической реализацией Указа № 60, и по итогам обсуждения принять концепцию проекта запроса в ОАЦ. Организаторами мероприятия выступили юридическая компания «Степановский, Папакуль и партнеры» и специализированный ресурс Marketing.by. Вели дискуссию Татьяна Игнатовская («Степановский, Папакуль и партнеры») и Сергей Скороход(Marketing.by).

На круглом столе были поочередно обсуждены следующие вопросы:
1) Какие цели были поставлены перед указом № 60?
2) Какие задачи он действительно может решить на практике и какие уже решены на настоящий момент?
3) К каким последствиям привели либо могут привести решения, принятые в рамках указа, для интернет-рынка в целом и для представителей отдельных отраслей?
4) Создает ли указ неразрешимые ситуации, которые требуют изменения законодательства?
5) Действительно ли белорусский сегмент Сети стал более урегулированным, или указ только запутал уже сложившиеся правоотношения?
6) Все ли вопросы разрешены указом № 60?
7) Как согласовать внутренние корпоративные политики международных компаний с требованиями указа о размещении интернет-ресурсов в национальном сегменте?

По итогам обсуждения планировалось принять концепцию проекта запроса в ОАЦ по вопросам, которые не нашли своего непосредственного отражения в Указе № 60, а также в правоприменительной практике за пять месяцев действия Указа № 60.

Справка КГ:
Указ Президента Республики Беларусь от 01 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» вступил в силу c 1 июля 2010 года. По мнению многих экспертов, он принес белорусскому бизнес-сообществу больше вопросов, чем ответов на них. После пяти месяцев действия указа многие вопросы пока так и остаются неурегулированными.




Вначале собравшимся показали небольшой документальный фильм, достаточно иронично охарактеризовавший нынешнее состояние дел в Байнете. Обилие статистики, собранной авторами фильма, впечатлило, хотя как раз все, кто присутствовал в галерее «Ў», знали ее и без дополнительных напоминаний. После начала дискуссии первым выступил представитель провайдера «Белинфонет». По его мнению, смысл указа сводился к тому, чтобы на белорусском интернет-рынке появилась реальная конкуренция. Вторая (также выполненная) задача указа – простимулировать госорганы к более активному использованию интернет-технологий.
Видный деятель Байнета Федор Короленко говорил о желании государства установить полный контроль над Интернетом. Также он попросил различать реальную конкуренцию на рынке интернет-доступа и простой переход контроля над трафиком от «Белтелекома» к ОАЦ. Не стоит забывать и о такой важной вещи, как контроль государства над контентом.

Заместитель гендиректора портала TUT.by Людмила Чекина много говорила про ассоциацию «Белинфоком», ее роль в уничтожении монополии «Белтелекома» и подготовке новых законодательных актов. Также Чекина рассказала о решении «Белинфокомом» многих проблем, так или иначе связанных с указом № 60, например, касательно платы за регистрацию сайтов или планов властей по регистрации электронных почтовых ящиков. Она считает, что целей в обсуждаемом указе было очень много, но основная – регулирование и контроль над Интернетом в той мере, в которой это вообще возможно применительно к Интернету.

Представитель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец говорил о средствах, избранных для достижения цели (упорядочивания белорусского сегмента Интернета). По его мнению, декларированная в указе цель защиты граждан не соответствует реальной цели указа – ограничению доступа граждан к информации. Он напомнил, что публичного обсуждения указа № 60 не было, он принимался фактически кулуарно.

С другой стороны, представитель ресурса Onliner.by Александр Стельмах констатировал, что после вступления указа в силу какого-либо апокалипсиса для белорусского бизнеса и пользователей не последовало.

А вот Денис Гурьев, представитель «Яндекса» в Беларуси, высказался в том ключе, что СЕО и контекстная реклама в Беларуси оказались незаконны. Причем Гурьеву об этом сообщили непосредственно в Минитерстве торговли РБ. «То есть и «Яндекс», и Google в Беларуси незаконны. Мы не можем рекламировать белорусские сайты на зарубежных ресурсах. То есть можем, но только на зарегистрированных – непонятно кем и где», – возмущался Денис Гурьев. По его словам, и в Минторге, и в ОАЦ представителю «Яндекса» заявляли: «Делайте ассоциацию, и тогда приходите к нам разговаривать. А пока мы не знаем, с кем что обсуждать».

Во время разгоревшейся дискуссии многие участники говорили: «Этим указом нас всех затронуло по касательной, но стремления уничтожить бизнес в нем не было». Звучала на круглом столе и такая точка зрения: указ № 60 – это попытка ввести протекционизм для белорусских компаний. Что в принципе недостижимо, исходя из международной природы Интернета. Прозвучало и мнение, что указ писали те люди, которые, мягко говоря, мало компетентны в такой сложной структуре, как Интернет.
«Многочисленные госорганизации, привлеченные к регулированию Интернета, приходя на мероприятия, организуемые интернет-сообществом и интернет- бизнесом, часто просто не понимают, о чем идет речь», – признал один из участников дискуссии.

Впрочем, все констатировали: пока не известно ни одного бизнеса, который закрылся из-за указа № 60. «Этот указ – яркое свидетельство того, что государство начало открыто и активно проникать в Интернет. До этого Байнет развивался как неподцензурная штука, теперь же в нем действует самоцензура, которая со временем весьма повлияет на интернет-рынок. Поменяется сама его структура», – сказал один из присутствовавших. В ходе дискуссии постоянно поднимался вопрос о такой ассоциации, которая могла бы представить интересы именно белорусского интернет-сообщества (включая интернет-бизнес) перед госструктурами. Потому что государство, как показывает практика, часто отказывается слушать отдельных участников. А «Белинфоком», при всем его влиянии, в большей степени представляет интересы телекоммуникационных компаний, но никак не интернет- пользователей.

Под конец круглого стола автор этих строк задал вопрос сразу всем участникам дискуссии: «Можно ли сказать, что негативные последствия указа № 60 пока нивелируются не слишком ретивым его исполнением?». «Да», – дружно ответили присутствующие.

Прокомментировать прошедшее мероприятие мы попросили одного из его организаторов – Сергея Скорохода.

- Как ты сам можешь охарактеризовать этот круглый стол?
- Надо не спать. Профессиональные интересы нужно защищать сообща. Нужно преодолеть размежевания и прочие преграды. Второй «Белинфоком» нет смысла создавать, но сделать так, чтобы мнение рынка учитывалось – можно. Просто над этим нужно работать. Интернет-рынок – растущий, поэтому лучше участвовать сегодня на этапе разработок новых законопроектов, чем потом пытаться что-то изменить и решать проблемы по факту. Во всем цивилизованном мире уже давно так делают. Наши чиновники пока не умеют наладить диалог с рынком. Поэтому приходится это делать рынку.
- В анонсе дискуссии было сказано, что по ее материалам планировалось принять некое обращение в ОАЦ. Но ничего подобного я в конце не наблюдал. Что это было?
- Ну, сразу так не бывает. Мы же не бюрократы. Сначала нужно было узнать, что думают IT-бизнесмены. Заранее заготовленного решения не было. После анализа прошедшей дискуссии некий документ или текст обязательно родится. Он будет согласован с участниками, после чего будет отправлен или доставлен в нужные инстанции.




Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2010 год в рубрике событие

©1997-2024 Компьютерная газета