Инновационность подвела

Эту статью мы целиком посвятим краху одного из самых заметных проектов Google и всему, что с ним связано. 4 августа ведущие мировые онлайн-СМИ сообщили: по информации представителей Google, прекращается развитие проекта Wave. Триумфально запущенный годом ранее, Google Wave просуществует (без развития) до конца нынешнего года. После чего будет закрыт. А ведь доступ всем желающим в Google Wave был открыт лишь три месяца назад. Так вот бывает…

Для начала, наверное, стоит вспомнить о том, чем должен был стать Google Wave, и чем он так и не стал. Этот web-сервис появился в конце сентября 2009-го. Он изначально был задуман как гибрид электронной почты, чата и сервиса мгновенных сообщений. К этому добавлена возможность организации совместной работы над документами. Планировалось, что по мере развития добавятся и сервисы голосового общения, подключение к социальным сетям, возможность трансляции «волны» в блоги и многое другое.

Интерфейсом Google Wave весьма напоминает Gmail – только панелей побольше. Имеется панель навигации, «корзина», папка для спама и прочие «прелести».

Однако принципы работы принципиально отличаются от того же Gmail. В основе сервиса – т.н. «волна», представляющая собой общение нескольких человек. Причем конкретные средства этого общения не играют особой роли – это может быть и почта, и интернет-пейджер, и другие инструменты. При этом общение может вестись на разных языках, переводясь в режиме реального времени. Можно организовывать массовые дискуссии, то есть двумя собеседниками дело не ограничивается. Все сообщения (текст или изображения) сохраняются в том порядке, в котором они были созданы. То есть пользователи всегда могут вернуться назад, чтобы просмотреть или удалить ненужное.

Очень важно то, что Google Wave – это открытая система. То есть желающие разработчики могли самостоятельно написать собственную версию сервиса или программы-клиента. Вот только, по-моему, никто этой возможностью так и не воспользовался.

Но тогда, при запуске сервиса, разработчики называли Google Wave «сверхмощной коммуникационной платформой нового поколения, которая перевернет представление людей об интернет-общении». Одновременно разработчики предложили пользователям ряд вариантов использования Google Wave для бизнеса и прочих организационных действий. Например, для проведения опросов, организации виртуальных встреч, мозговых штурмов, совместной работы над документами…

Кстати, Google Wave не работал в Internet Explorer (если не установить в него модуль Google Chrome Frame – замену стандартного движка на более продвинутый).

В общем, выходило так, что Google Wave – это прямая иллюстрация будущего интернет-коммуникаций. Но нет – как мы видим, разработка «не пошла». Почему? Есть мнение, что Google Wave просто опередил свое время – как Apple Newton, из-за своей инновационности просто не понятый современниками. Действительно, еще в мае один из разработчиков Wave Ларс Расмуссен заявил, что проект не был понят интернет-аудиторией. Но, как мне кажется, дело не только в этом. На самом деле широкому кругу пользователей был представлен сервис, в котором не были вычищены все баги, а многие перспективные идеи были попросту плохо проработаны. То есть просто сырой продукт. Вот и не пошли на него пользователи, не набралось и близко их критической массы. Впрочем, президент Google Эрик Шмидт сразу после объявления о закрытии Wave заявил, что Google «отмечает свои неудачи» (We celebrate our failures). Также Шмидт заявил, что компания будет использовать технологии, созданные в рамках Wave, в будущих проектах. А еще Шмидт сказал, что компания будет использовать технологии, созданные в рамках Wave, в будущих проектах.

Напоследок замечу, что потенциально сервис Google Wave имел потрясающую рекламную емкость. Цепочки писем, мгновенных сообщений и прочих данных, плюс возможность совместной работы, да все это еще и щедро сдобренное сервисами голосового общения – представляете, сколько разнообразной рекламы там можно было разместить?! Но «целевая» продажа рекламы в Google Wave даже не была начата. Проект просто умер. Жаль.

Теперь многие гадают: какому следующему из масштабных и амбициозных сервисов Google не суждено найти понимания у пользователей, а значит – закрыться. Вероятнее всего, это будет Google Buzz. Официально он не закрыт и продолжает развиваться, но проблемы с пользователями есть уже сегодня.

Напомню, что социальный сервис Google Buzz был представлен общественности 9 февраля. Он позволяет своим пользователям делиться с друзьями и знакомыми информацией не выходя из Gmail. То есть френдлента появляется прямо в почтовом ящике пользователя. В некотором смысле Google Buzz – аналог ленты Facebook, позволяющей пользователям помещать там картинки, видеоролики, записи своих мыслей и интересные ссылки. Правда, сообщения Buzz доставляются пользователю только если система сочла, что они будут интересны ему.

Сложно сказать, призван ли Google Buzz, развиваясь, стать конкурентом Facebook. Вообще, про «социальные» устремления Google я обязательно поговорю отдельно – оно того стоит. Пока же стоит вспомнить т.н. проект Titan – дополнительный сервис, задача которого – дорастить систему обмена сообщениями Facebook до функционала нормального сервиса web-почты (аналога Gmail). Известно, что Titan разрабатывается программистами Facebook (хотя это официально не подтверждено), а также то, что в Titan будет реализована поддержка протоколов POP и IMAP, а название ящика будет совпадать с коротким именем пользователя.

Впрочем, все это не оригинально. Собственную электронную почту уже создала социальная сеть MySpace. В общем, вырисовывается некое противостояние Google и Facebook: Google «социализируется», а Facebook – э-э-э… «емэйлизируется» (прошу прощения за ругательство). Словом, налицо новая тенденция – «гибридизации» социальных и почтовых web-сервисов. Интересно, что будет делать Twitter.

Вот только Google Wave жалко…

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета