Сменить стратегию или умереть

Корпорация Microsoft рапортует о финансовых успехах, о невероятной популярности Windows 7 и пакетов прикладного ПО, запускает новые проекты, но… Но вдумчивые аналитики видят, что в стратегическом плане дела у софтверного гиганта идут не ахти как. Microsoft сокращает персонал, проводит внутреннюю реорганизацию, проект по выпуску мобильных телефонов провалился, капитализация упала и теперь ниже, чем у Apple… Все это значит, что у корпорации появились проблемы.

Популярное издание eWeek привело собственный список десяти стратегических просчетов в работе Microsoft.

По мнению авторов этого перечня, одна из главных проблем софтверного гиганта – мобильный рынок. Операционная система Windows Mobile оказалась неконкурентоспособна – пользователи предпочитают инновационные мобильные платформы, такие как Apple iOS и Google Android. В этом году Microsoft планирует выпустить ОС Windows Phone 7, которая будет уже в большей степени соответствовать требованиям рынка. Вместе с тем в eWeek считают, что Microsoft уже опоздала с выходом новой мобильной ОС, упустив свою долю рынка.

Неделю назад компания заявила о скором выходе планшетных ПК на базе Windows 7. Однако до сих пор Microsoft не имеет достаточно проработанной стратегии по продвижению своей новой ОС на мобильных ПК. Кроме того, не исключено, что собственная ОС Microsoft окажется недостаточно приспособленной для использования в планшетах. Как известно, компания HP отказалась от использования Windows 7 в своих планшетах в пользу WebOS. При этом решение HP аналитики eWeek объясняют не только покупкой Palm, но и объективными возможностями обеих платформ.

Безопасность никогда не была сильной стороной Microsoft как на потребительском, так и на корпоративном рынке. «Вторник патчей» – ежемесячное мероприятие по латанию дыр в ОС Windows, офисных приложениях, браузере и других программах Microsoft – дает не самую лучшую характеристику работы компании. Вместе с тем, безопасность является одним из ключевых условий для конкурентоспособности программного продукта на рынке. Инновационность – еще одно слабое место Microsoft. В начале своей работы именно инновационность отличала продукты компании. Однако теперь журналисты eWeek считают, что компании следует изменить подход к выпуску своих продуктов. Занимаясь только обновлением уже существующих продуктов, которые порой уже утратили свою актуальность, компания продолжит терять долю рынка, сама не понимая, почему.

Нарекания также вызывает работа компании в потребительском сегменте. Единственным успешным проектом «для потребителя» eWeek называет игровую платформу Xbox 360. И все же статус софтверного гиганта обязывает компанию к большему. В прошлом году компания представила рынку ОС Windows 7, которая оказалась успешнее своей предшественницы и уже сумела заработать популярность в пользовательских кругах. Тем не менее, новая ОС не является универсальным средством, способным решить все потребительские задачи. В частности, как уже было сказано, конкурентоспособность Windows 7 на мобильном рынке весьма сомнительна. Чтобы оставаться на плаву, Microsoft следует внимательнее прислушиваться к потребностям пользователей, что позволит ей создавать актуальные продукты, комментирует eWeek.

Непростыми остаются и отношения с производителями оборудования, испорченные после выхода Windows Vista. Та ОС не удовлетворяла требованиям пользователей, а следовательно, снижала покупательский спрос на компьютеры. Производители начали продавать свои ПК с предустановленной XP и тем самым нанесли оскорбление Microsoft. Похоже, сейчас компания уже сама готова пойти навстречу своим заказчикам. Microsoft уже официально сообщила о продлении возможности даунгрейда с предустановленной Windows 7 на XP.

Миллиардные доходы Microsoft дают потенциальную свободу для инвестиций в собственное развитие. При желании компания может инвестировать в аппаратное обеспечение или даже позволить себе вложить деньги в «облака». Вместе с тем, по каким-то причинам, Microsoft не проявляет заметной инвестиционной активности. Компания не уделяет достаточного внимания укреплению своих позиций на мобильном рынке или повышению конкурентоспособности своего браузера, сделав его достойным конкурентом Google Chrome – и при этом продолжает терять долю рынка за пределами софтверной индустрии. Вместо этого Microsoft покупает небольшие фирмы, которые не могут обеспечить ее нужными разработками. Неосмысленные расходы даже при наличии внушительного финансового резерва только подорвут конкурентоспособность компании.

Интернет уже давно оказался для Microsoft ахиллесовой пятой. Тогда как все больше компаний занимаются разработками интернет-приложений и предоставлением web-сервисов, Microsoft теряет свою рыночную долю. Интернет-стратегия компании оказалась нежизнеспособной и требует скорейшего пересмотра для дальнейшей работы.

И вот что еще показательно: Microsoft начала терять лидерские позиции с тех пор, как к руководству пришел Стив Баллмер. Пока еще Microsoft прибыльная компания, а стоимость ее акций сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Вместе с тем в последнее время компания не получает необходимого развития, которое обеспечит ей будущее. Из-за неграмотного руководства деятельность компании разбросана по разным направлениям, а ее сотрудники начинают терять работу. Вывод eWeek: Microsoft нужен руководитель со свежим взглядом, обладающий адекватным пониманием рынка, причем в самое ближайшее время.

Многие годы Microsoft обеспечивала потребительский сегмент и бизнес-пользователей необходимыми для работы инструментами. Универсальные продукты Microsoft не учитывали реальных потребностей пользователей и были не более, чем необходимыми средствами для работы. Но сегодня производители стремятся как можно более полно удовлетворять потребности живых людей. Яркий пример клиентоориентированной компании – это Apple. Именно «человеческий» подход обеспечивает «яблочной компании» постоянно растущий доход. Успеха на современном высококонкурентном IТ-рынке можно добиться, только сделав ставку на потребности пользователей и качество продуктов. Именно поэтому компании Microsoft необходимо сменить стратегию – или умереть.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета