Профессиональная 2D-анимация c Toon Boom

Индустрия 2D-мультипликации сейчас имеет не меньшие обороты по сравнению с 3D. В принципе, всегда больше важен хороший сюжет и сценарий, а техническая реализация, если она профессиональна, стоит априори на втором плане. Как доказательство сказанному — мега-популярный мультсериал «Симпсоны», который побил все рекорды, продержавшись уже более 20 сезонов, и знакомый зрителям более 100 стран мира. И если при его старте в далеком конце 80-х прошлого столетия для создания использовались более-менее стандартные технологии 2D-анимации того времени, то после производство данного сериала перебазировалось на технологии компании Toon Boom Technologies.

Но «Симпсонами» список мультфильмов, произведенных в программах от этой фирмы, не ограничивается. На самом деле их очень много, причем компания не стоит на месте, расширяя спектр своей продукции, которая в области 2D уже по праву считается №1 в мире. На самом деле, посетив интернет- ресурс Toonboom.com, вы можете найти очень много интересного, в частности, специальные программы для детей, домашнего и профессионального использования.

Работа со «световым столом» в рамках просмотра кадров и прорисовки слоев

Ключевые позиции Toon Boom Studio

Сегодня мы рассмотрим «середнячка» из линейки продукции Toon Boom Technologies, а именно — Toon Boom Studio. Эта программа отлично подходит для реализации профессионального 2D фактически в домашних условиях, к тому же является самой популярной, вернее, наиболее известной на нашем рынке. Изначально она являлась совмещением некогда новомодного компьютерного и стандартного подходов в области создания 2D-анимации. Первый выражался в том, что, в принципе, арсенал инструментов во многом был похож на тот, что мы можем встретить в продуктах Adobe (той же Adobe Flash). Хотя второй подход был более очевидным в ранних версиях продукта, а именно, в нем очень удобно рисовать, есть множество специфических возможностей, например, тот же «световой стол», суть которого заключается в том, что промежуточный кадр вы можете рисовать на фоне предыдущего. Сейчас в Toon Boom Studio компьютерной автоматизации гораздо больше. Например, улучшен специализированный инструментарий для рисования, активно используется многослойность (включая возможности использования импортированных многослойных PSD-, AI- и PDF-файлов), всевозможные градиентные заливки, качественно реализованы импорт и применение текстур, есть фильтры, keying (вырезание определенного цвета), используется векторизация растровой графики, реализовано несколько эффектов. В новых версиях активно была развита возможность импорта видео популярных форматов, и сейчас в Toon Boom Studio вполне легко можно реализовать такой фильм, как «Кто обидел Кролика Роджера?».

Отдельно стоит отметить великолепный Help с обучением не только возможностям пакета, но и основным принципам анимации.

Ротоскопирование — «снятие» изображения с видео

Традиционная анимация

В принципе, все реализовано достаточно удобно, причем во время рисования текущего кадра можно просматривать не только предыдущие/последующие кадры, но и подсвечивать определенные слои. Другими словами, на одном из слоев находится отображение «каркаса» модели/персонажа, на другом — он сам, обрисованный по контурам и раскрашенный. То есть вы рисуете этот самый каркас, после чего добавляете новый слой и делаете прорисовку контура. При переходе от одного слоя к другому вы просто меняете подсветку и работаете там, где требуется. Все очень и очень удобно. Помимо этого вы можете выделять какие-нибудь конкретные области объекта и производить преобразования над ними (смещать, растягивать и т.п.). Также, если говорить о традиционной анимации, поддерживается ротоскопирование (rotoscoping). Это старая технология, подразумевающая покадровую обрисовку реальных персонажей. Для этого вы просто импортируете видеофайл, после чего добавляете слой (или слои) и делаете покадровую обрисовку.

Изображение и раскраска

Cut-out анимация

Суть Cut-out анимации (которую лучше перевести как анимацию с разделением) заключается в том, что каждый персонаж представляется не единым целым, а совокупностью множества элементов, каждый из которых может управляться независимо от остальных. Например, персонаж черепахи можно разделить на глаза, нос, губы и так далее, назначив каждому из элементов свой слой. После этого очень просто реализовать движение, управляя всем по отдельности. При этом, если говорить о вращении, которое используется очень часто, необходимо автоматическое управление осями, поэтому ключевые точки (например, нам нужно чтобы предплечье вращалось от локтя) ассоциируются с началом координат. Как вы понимаете, cut-out анимация по самому своему принципу подразумевает возможности автоматизации по ключевым кадрам. Если кто не знаком с такой техникой — вы просто указываете начальное и конечное положение для определенного фрагмента времени, и все промежуточные кадры рассчитываются автоматически.

При этом стоит сказать о том, что каждый отдельный элемент можно заменять в процессе, например, реализовать открытие/закрытие глаз, анимацию зрачков, губ и так далее. И вместе с тем можно обрабатывать персонаж огульно, то есть растягивать, смещать, вращать и так далее.

Хотя отдельно имеется и модуль Lip-Sync (синхронизации движения губ согласно звуковому файлу).

Cut-out анимация

Кукольная анимация

Кукольная анимация (stop-motion animation) в особом представлении не нуждается. Суть ее заключается в том, что каждое движение кукол записывается покадрово, для чего необходимы специальные условия, и одним из главных элементов является цифровая видеокамера. В этом плане программа как только можно удобнее автоматизирует этот нелегкий рутинный процесс, хотя его принцип сохраняется.

Сцены и камеры

Поскольку мы имеем дело с многослойной структурой, думается, что о создании сцены много говорить не нужно — есть фоновые элементы, есть персонажи, также возможно создавать множественные объекты (стаи рыб, птиц и т.п.) путем клонирования идентичных слоев.

А работа с камерами, как многие знают, может происходить по двум вариантам, а именно, (1) камера является статичной, но вы движете все объекты сцены, (2) камера может двигаться в определенной области. В рамках Toon Boom Studio реализованы оба, причем профессионально, то есть расположение объектов можно менять в Z-плоскости, а движение камеры можно сделать автоматизированным, заранее программируя траектории. Причем сейчас активно используемым является второй вариант реализации камеры для анимации, и именно этот модуль продуман очень хорошо.

Реализация Lip-Sync

Эффекты

Как мы уже писали ранее, есть keying, то есть вырезание определенного цвета, и с этим связано использование маски для последующих слоев. Также есть эффекты:
. Размытия.
. Создания тени.
. Трансформации цвета.

Форматы файлов

Импорт: SWF, AI, PSD, JPEG, TGA, GIF и др., экспорт: SWF, AVI и др. При этом стоит сказать, что программа поддерживает видео высокой четкости, основные стандарты для мобильных телефонов и портативных устройств, а также нередко используется для создания профессиональных флеш-баннеров, естественно, в 2D.

Подытожим

2D-анимация, на самом деле, не сложна в изучении: есть несколько ключевых технологий и приемов, которые используются повсеместно. Качество зависит, прежде всего, от таланта художника, поэтому в этой сфере умение рисовать намного более важно, чем в том же 3D-моделировании. Кстати, поэтому так актуальны разновидности софта от Toon Boom для детей.

А что касается мультфильмов, то, конечно, на первом месте стоят сюжет и сценарий, далее по значимости идет прорисовка персонажей (они должны быть интересны), а затем — техническая реализация. Стоимость пакета Toon Boom Studio пятой версии составляет $299. Конечно, сюда не мешает приплюсовать графический планшет (нормальные версии от $40).

Что касается сравнения возможностей Toon Boom Studio и Adobe Flash, первая все же является более профессиональным решением в области 2D- анимации, хотя у второй тоже есть ряд несомненных плюсов, выраженных в возможности программирования и плотной интеграцией с интернет- технологиями.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета