Так говорил Стив Джобс

Авторитетное IT-издание All Things Digital (приложение к The Wall Street Journal) каждый год проводит конференцию «D», на которой выступают представители самых крупных IT-компаний. В нынешнем году конференция прошла уже в восьмой раз. 1 июня «героем года» стал Стив Джобс. Неудивительно, что журналисты буквально засыпали вопросами главу «яблочной компании».

В начале нынешнего года Стив Джобс кардинально изменил тактику общения с внешним миром. Если прежде глава Apple скрывался за неприступной стеной молчания и таинственности, то в последнее время Джобс иногда отвечает на письма с вопросами, вступает в переписку с пользователями и достаточно часто дает интервью. Ну а на конференции издания All Things Digital самый харизматичный лидер IT-индустрии и вовсе разоткровенничался с журналистами.
Итак, попробуем по пунктам разложить все то, о чем рассказал Стив Джобс 1 июня.

1. Apple стала стоить больше, чем Microsoft
Сам факт того, что Apple недавно обошла по капитализации Microsoft, кажется Джобсу немного сюрреалистичным. Когда он десять лет назад вернулся в Apple, компания была в трех месяцах от банкротства, из нее ушла вся старая команда, и Джобсу пришлось искать хороших людей среди незнакомцев. По словам Стива Джобса, сегодня Apple просто старается создавать хорошие продукты и никогда не пыталась бороться с компанией Билла Гейтса и Стива Баллмера. Джобс добавил, что вопреки многочисленным слухам его корпорация не намерена отказываться от поискового сервиса Google и заменять его Bing. Он также заверил присутствовавших на D8, что Apple не собирается выпускать собственный поисковик.

2. Отказ Apple от поддержки Adobe Flash
Гораздо серьезнее глава Apple отнесся к вопросу про отказ «яблочной компании» от поддержки Adobe Flash в портативных устройствах. Джобс заявил, что у Apple нет ресурсов для поддержки всех технологий. То есть, по его словам, приходится выбирать, на какую лошадь ставить. Имя новой «лошади» Apple – HTML5, а не Flash.
Джобс напомнил, что Apple уже отказывалась от привычных технологий. Когда-то компания сделала популярным привод для трехдюймовых дискет. Но потом она же его и «похоронила». Также Apple поступила с последовательными и параллельными портами, променяв их на USB. А в ноутбуке MacBook Air компания избавилась уже и от привода для оптических дисков. В Apple считают, что от технологий, которые не соответствуют современным требованиям, необходимо вовремя отказываться.

3. История с Gizmodo и новой моделью iPhone
Отдельный вопрос касался ситуации с IT-изданием Gizmodo, редактор которого купил у незнакомца новую, еще не вышедшую на рынок и потому засекреченную модель iPhone. Его дом в результате обыскали, а сам он стал участником дела о хищении смартфона.
По словам главы Apple, история с прототипом iPhone нового поколения выглядит удивительной и напоминает детективный роман. Стив Джобс отметил, что Apple всегда проводит полевые испытания новых продуктов, однако впервые столкнулась с подобным случаем. При этом он считает принципиальным вопрос о том, был ли прототип действительно забыт в баре после пьянки, или украден из сумки инженера корпорации.
По просьбе журналистов Стив кратко описал перемещения блудного iPhone и закончил ответ словами: «это восхитительная история: в ней есть воровство, скупка краденого, вымогательство и, я уверен, где-то просто обязан быть секс». Он добавил, что и сам не знает, чем все это закончится.

4. Самоубийства сотрудников Foxconn
Следующий вопрос оказался еще более неприятным. Джобса спросили, как он относится к серии самоубийств на китайских предприятиях компании Foxconn. Напомню, что именно Foxconn занимается сборкой большинства продуктов Apple, в том числе и планшетов iPad.
Всего на фабриках, где трудятся 400 тысяч человек, за последние несколько месяцев было совершено более десятка самоубийств. Все чаще произносилось слово «потогонка». Джобс успокоил общественность, заявив, что никакая это не потогонка, потому что там есть рестораны и кинотеатры. Кроме того, сказал глава Apple, в Китае частота самоубийств даже ниже, чем в США, хотя, конечно, «ситуация сложная».

5. Стив Джобс про iPad
По словам Стива Джобса, идея создать планшетный ПК пришла к нему еще до идеи создания iPhone. После неудачи с Newton в начале 2000-х (та разработка просто опередила свое время) у Джобса возникла мысль сделать устройство с мультисенсорным экраном, в котором бы не было физической клавиатуры. После того как в его руки попал прототип устройства, его осенило, что неплохо было бы создать мобильный телефон с таким интерфейсом, и что подобное устройство могло бы в буквальном смысле взорвать рынок. В результате компания заморозила проект и взялась за создание iPhone, который вышел на рынок в середине 2007-го, за три года до выхода планшета. Джобс сказал, что никому еще не рассказывал эту историю. По мнению Джобса, наступает эра, когда традиционный ПК будет нужен лишь некоторым людям. «Когда мы были аграрной нацией, все наши машины были грузовиками, потому что они нужны были на фермах. Персональные компьютеры становятся своего рода грузовиками. Они по-прежнему будут нужны, но лишь одному из нескольких людей. Кто знает, может быть iPad является предвестником наступления такой эры?» На вопрос о том, почему Apple сконцентрирована на потребительском сегменте, Джобс ответил, что каждый потребитель голосует за товар сам. В корпоративном сегменте ситуация иная – пользователю дают то, что он сам не выбирает.
Интересный момент: оказывается, первоначально iPad назывался Safari Pad – то есть его основным приложением должен был стать браузер. Попутно гендиректор Apple объявил, что не хочет, чтобы американское общество превратилось в «нацию блогеров». Он предложил СМИ снизить цены на свои материалы и увеличивать объемы продаж, сообщив, что для Apple эта схема сработала.
Отвечая на вопрос о перспективах iPad, Стив Джобс заявил, что пока планшеты не в состоянии заменить полноценные ноутбуки. Тем не менее он уверен, что эпоха традиционных лэптопов завершается и в настоящее время наблюдается плавный, но неизбежный переход к новому формату. Глава Apple не исключает, что окончательно ноутбуки будут вытеснены не iPad, а каким-то другим устройством.

6. Будущее рекламной системы iAd
Спросили Джобса и о творческих планах, вернее, о планах, связанных с недавно анонсированной рекламной системой iAd. Ответ Стива можно разделить на две довольно резких части.
Во-первых, рекламные сети конкурентов – отстой.
Во-вторых, никому уже не нужны сайты. Пользователи давно сидят в приложениях.
Неизвестно, что получится из iAd – пока только ходят слухи об огромных бюджетах рекламодателей, необходимых для подключения к системе.

7. Конкуренция с Google
Apple не планирует отказываться от поиска Google и приложений Google на iPhone, заявил глава Apple журналистам. Компания также не планирует конкурировать с Google в сфере интернет-поиска. «Они [Google] решили конкурировать с нами. Но мы не идем в поисковый бизнес». Он добавил, что его компания «не планирует выходить в этот сегмент, в котором у других работать получается довольно хорошо». Предположения о том, что Apple интересует поисковый бизнес, появились после приобретения разработчика LBS-приложений для iPhone, компании Siri. По словам Джобса, его бывший коллега в Apple Эрик Шмидт, который является главным исполнительным директором Google, никогда не говорил ему о том, чем в конечном счете Google планирует сделать Android, и ни о чем его не предупреждал. «Что ж, это их выбор».
Говоря о Google, Джобс также напомнил, что это Google решил выйти на важный для Apple рынок мобильных устройств. В то же время Apple рынок поиска, почти безраздельно принадлежащий Google, не трогала и не собирается. Обе корпорации дружили и осуществляли множество совместных проектов. Все в одночасье изменилось, когда Google стал всерьез продвигать мобильную операционную систему Android, бросив вызов iPhone OS.

8. Перспективы Apple TV
Напоследок Стив Джобс в беседе с журналистами объяснил, почему Apple TV остается для Apple только хобби – компания не тратит значительных маркетинговых усилий на продвижение этой телеприставки и не занимается ею так плотно, как, например, персональными компьютерами.
По мнению Джобса, в текущих рыночных условиях подобное устройство не может пользоваться высоким спросом. «Телевизионная индустрия строится на модели субсидий. Когда вы подключаетесь к оператору, он дает вам ресивер бесплатно. Никто не хочет платить за устройство. Спросите TiVo, спросите Roku, спросите нас... спросите об этом Google через несколько месяцев. В общем, все, что вы можете сделать – это взять некое устройство и подсоединить его к телевизору. В результате ваш телевизор опутан проводами, а вы обкладываете себя пультами дистанционного управления. Единственный способ изменить ситуацию – снабдить ресивер удобным интерфейсом и перенести его от телевизора прямо к пользователю». По мнению Джобса, именно этого пользователям не хватает.
Отметим, что, по некоторой информации, Apple разрабатывает подобное устройство. В отличие от коробки Apple TV размером 20x20 см и 3 см в высоту, оно будет обладать размерами, сопоставимыми с пультом дистанционного управления. При этом объем встроенной памяти будет минимальным – видео будет транслироваться на телевизор напрямую из Интернета.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета