...
...

В Беларуси могут разрешить коммерческую IP-телефонию

Интернет уже давно используется не только для поиска и размещения информации либо переписки по электронной почте, но и для общения в режиме реального времени. Причем интернет-пейджеры вроде знаменитых ICQ, QIP или AIM – уже, можно сказать, вчерашний день интернет-коммуникаций. Сегодняшние скорости интернет-доступа позволяют людям общаться через Сеть голосом – аналогично обычному телефону. Но и это уже не самая современная технология. Сегодня уже более актуально общение по видео – интернет-видеотелефония.
Голосовое и видеообщение через Интернет именуется IP-телефонией. Колоссальное преимущество IP-телефонии перед обычным телефонным разговором – ее практически полная бесплатность. Абонент платит только за доступ в Интернет. Именно по этой причине до сих пор коммерческая IP-телефония в Беларуси была запрещена. Точнее, разрешалась только государственному монополисту – «Белтелекому». Но теперь ситуация меняется – Министерство связи готовится легализовать IP-телефонию как коммерческую услугу, которую могут предоставлять частные фирмы-операторы связи (интернет- провайдеры).

Голос в пакетах

В основе IP-телефонии лежит технология VoIP, которая использует коммутируемое (редко) или широкополосное (в большинстве случаев) соединение для бесплатных звонков через Интернет. Аббревиатура VoIP расшифровывается как «передача голоса через интернет-протокол» (англ. Voice over Internet Protocol). Именно после появления этой технологии и стала возможна голосовая и видеосвязь через Интернет. Сегодня технология VoIP известна под многими названиями – интернет-телефония, пиринговая телефония, P2P, широкополосная телефония, передача голоса по широкополосным каналам. Принцип действия IP-телефонии прост. Когда вы разговариваете, ваш голос оцифровывается и преобразуется в цифровые пакеты данных, после чего эта информация пересылается через Интернет (или иную IP-сеть) на другой конец линии. Компьютер второго абонента, получив эти пакеты, производит обратную процедуру: декодирует сигналы и преобразует их в голос, который слышит ваш собеседник.

Обычные телефонные звонки требуют огромного количества телефонных станций и телефонных линий. То есть всего того, во что годами вкладывал средства «Белтелеком». Построение таких сетей, а также их содержание и обслуживание в конечном итоге выливается в существующую на данный момент стоимость «дальних» телефонных разговоров. IP-телефония также использует всю эту инфраструктуру, но лишь частично. Основой же является передача данных по интернет-каналам, что, в свою очередь, позволяет значительно снизить расходы вызывающего абонента.





В структуре VoIP существуют два вида звонков: с компьютера на компьютер и с компьютера на стационарный (либо мобильный) телефон. В первом случае связь действительно абсолютно бесплатна вне зависимости от длительности беседы – лишь бы оба абонента располагали высокоскоростным интернет- доступом, а также микрофонами и наушниками (либо компьютерными колонками). Для видеотелефонии также понадобится web-камера. А вот во втором случае стоимость звонков уже тарифицируется (то есть они становятся платными), так как задействуются обычные линии связи. Но даже в этом случае стоимость звонка в сравнении с обычной телефонной линией оказывается в десятки раз ниже.

ПО, доступное всем

Пользоваться услугами IP-телефонии обычные пользователи могут при помощи специальных программ и онлайновых сервисов для бесплатного (или почти бесплатного) общения через Сеть. Самые известные из них – Skype и SIPNET. При этом Skype значительно более распространен среди обычных пользователей. Skype обеспечивает бесплатную шифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, а также звонки с компьютера на стационарный либо мобильный аппарат.

SIPNET – это альтернативная Skype система интернет-телефонии, более популярная у корпоративных пользователей. Пользователи SIPNET могут неограниченно общаться со всеми участниками сети SIPNET, а также звонить на городские и мобильные телефоны. По сути, серьезных различий между Skype и SIPNET нет, обе технологии можно эффективно использовать для бесплатного IP-общения.

Вообще же в мире на сегодняшний день лидируют следующие системы IP-телефонии:
- Skype: бесплатное проприетарное ПО с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. Возможна организация конференцсвязи (до 25 абонентов, включая инициатора), передача текстовых сообщений и файлов, а также видеосвязь (в настоящее время при использовании стандартного клиента – до двух абонентов, а при использовании подключаемых модулей сторонних производителей их число ограничено лишь пропускной способностью канала). Существуют клиенты для Mac OS X, GNU/Linux, Windows, iPhone, Windows Mobile, Google Android, PSP, Symbian.

- SIPNET: первая российская сеть IP-телефонии. Разработчик сети – компания «Тарио Комьюникейшнс» (входит в группу TARIO). Начало коммерческой эксплуатации – ноябрь 2005 года. Сеть SIPNET построена на базе кластерной платформы CommuniGate Pro, передача голосовых пакетов организована по протоколу SIP. VoIP-технологии SIPNET успешно применяются другими компаниями: голосовые сервисы SIPNET интегрированы в популярные мессенджеры Mail.ru Агент и QIP Infium.

- Gizmo5 (ранее Gizmo Project): бесплатное ПО и одноименный сервис для VoIP. Версии программы-клиента доступны для Microsoft Windows, GNU/Linux и Mac OS X. Аналогичен по возможностям Skype, но основан на открытом протоколе SIP и имеет дополнительные возможности, отсутствующие в Skype или предлагаемые за дополнительную плату.

- Google Voice (ранее GrandCentral): бесплатный интернет-сервис компании Google, который использует передачу голоса по протоколу VoIP с возможностью соединения вместе всех пользовательских телефонных номеров. Сервис GrandCentral был возобновлен как Google Voice с новыми функциями – транскрибирование голосовой почты и управление SMS. Google Voice – последний из сервисов «голосовой линейки» Google. Другие сервисы Google, использующие голосовые технологии: GOOG-411, Google Voice Search, Google Audio Indexing. 15 июля 2009 года вышло мобильное приложение GV для мобильных ОС Android и BlackBerry.

- fring: мобильная программа-клиент для сетей fring, Skype, Sipnet, ICQ, Google Talk, MSN Messenger, AIM, Yahoo Messenger, Twitter и SIP, основанная на Mobile VoIP, при помощи которой можно отправлять текстовые и голосовые сообщения с мобильного устройства или КПК, пересылать файлы, проверять мобильную почту (Gmail и «Яндекс»), пользоваться социальными сетями (Facebook и Orkut), смотреть видео и т.д. 24 ноября 2009 года с помощью fring стало возможным использовать мобильные видеозвонки, используя лишь интернет-каналы.

Программа может подключаться к Интернету любым доступным мобильному устройству способом (например, GPRS/EDGE, 3G, Wi-Fi и т.п.). fring бесплатен – необходимо платить только за использованный интернет-трафик мобильному оператору или Wi-Fi-провайдеру (в случае, если трафик платный). Главный офис fring находится в Израиле, однако фирма имеет представительства в Великобритании, Италии и Германии.

После регистрации в каждой из этих сетей пользователь получает свой уникальный идентификационный номер (ID) и потом звонит со своего номера на аналогичный номер вызываемого абонента.

VoIP и «Белтелеком»

В Беларуси ситуация с IP-телефонией до сих пор оставалась, скажем так, неадекватной. В «Белтелекоме» еще в начале 2000-х годов осознали, что широкое распространение VoIP (при постоянном удешевлении интернет-доступа) может просто подорвать бизнес монополиста. Как результат, до сих пор услуги на платной основе посредством технологий IP-телефонии имеет право оказывать исключительно национальный оператор электросвязи РУП «Белтелеком». Частным (домашним) пользователям использовать IP-телефонию не запрещено – вот только далеко не у всех хватает знаний, чтобы грамотно установить и настроить тот же Skype.

Использование IP-телефонии для собственных нужд коммерческими фирмами никак не регламентировано (т.е. фактически разрешено). А вот коммерческое применение технологии VoIP в Беларуси запрещено категорически. То есть те же операторы связи, предоставляющие доступ в Интернет, не имеют права организовывать на базе своего оборудования какие-либо, скажем, переговорные пункты или создавать VoIP-шлюзы. Равно как и оказывать услуги по организации международных переговоров для абонентов сегмента В2В.

До сих пор в Беларуси запрет на коммерческую IP-телефонию контролировался весьма жестко. Последние несколько лет газеты регулярно сообщали о выявленных и закрытых милицией подпольных переговорных пунктах, основанных на технологии VoIP. То в общежитии, заселенном китайцами, такой пункт обнаружится, то в каком-то коттедже, то на частной квартире (причем почему-то на кухне)…

Причина проста: цены. Достаточно сравнить: покупатели сервисных телефонных карт «Белтелекома» (так же как и заключающие договор на «Абонентский счет» и/или «Карточный счет») получают возможность звонить посредством IP-телефонии в полсотни стран мира, получая скидки в размере от 21% до 64%. К примеру, в будний день дневной звонок из Минска в Москву обойдется в 372 рубля (555 руб. со скидкой 33%) за минуту, в Вашингтон – 863 рубля (1370 руб. со скидкой 37%). А при использовании Skype по типу «компьютер – телефон» звонок на московский или вашингтонский номер обойдется пользователю всего в 68 рублей.

Но дело даже не в этом. А в том, что звонки в Беларусь из других стран еще более дороги (и тут спасибо «Белтелекому»). То есть белорусским связистам-подпольщикам оказывается выгоднее обслуживать зарубежных абонентов, звонящих в Беларусь, чем соотечественников, звонящих «туда». И безопаснее – «органам» оказывается практически невозможно осуществить «контрольную закупку» подобной услуги.

Схема такого подпольного бизнеса проста. Абонент, скажем, в Германии или Вьетнаме набирает номер белорусского абонента. Сигнал обрабатывается местным оператором связи и через Интернет передается на сервер его партнера – белорусского оператора связи. Но немецкие либо вьетнамские связисты не знают, что их белорусские партнеры – «подпольщики». Собственно, они и не обязаны это знать.

Попав в Беларусь, сигнал автоматически транслируется с сервера на местный сотовый телефон (по Wi-Fi), зарегистрированный, как правило, на подставное лицо. И уже с этого мобильника вызов поступает к конечному белорусскому абоненту. Звонки по Беларуси дешевы, падают и цены на безлимитный интернет-доступ, так что такой серый бизнес оказывается весьма прибыльным.

Весна для IP-телефонии

Нынешней весной стало известно, что в Беларуси могут разрешить IP-телефонию на коммерческой основе – сперва для звонков внутри страны. На одной из пресс-конференций первый замминистра связи и информатизации Иван Рак заявил, что в организациях, входящих в систему Госстандарта, проходит согласование проект госстандарта РБ «Услуга телефонии по IP-протоколу. Требования к параметрам качества и методы контроля». Проект стандарта разработан в «Гипросвязи».

Кроме того, как выяснилось, проходит процедуру утверждения и проект нового положения о лицензировании отдельных видов деятельности. В нем предусмотрено, что услуги телефонии по IP-протоколу могут оказываться в пределах действия местных телефонных сетей. Правда, это требование, как и прежде, не распространяется на «Белтелеком»…

То есть речь идет о предоставлении частным операторам права легально обмениваться голосовым трафиком через Интернет в пределах страны, за деньги доставляя его абонентам не по традиционным телефонным линиям, а по интернет-каналам. Конечно, этот сегмент в разы менее выгодный, чем международная связь. Ведь тарифы на внутриреспубликанские звонки (для физических лиц – от 9,5 рублей за минуту местного соединения до 43,9 рублей за минуту междугороднего звонка в пределах страны) остаются достаточно низкими. Да и внутрисетевые сотовые тарифы, не привязанные к белорусской географии, уже сравнимы со стоимостью фиксированной связи. Так что более вероятно, что получившие доступ к «внутрибелорусской» IP- телефонии интернет-провайдеры сделают упор на обслуживание корпоративных клиентов.

Напомню, что технологии IP-телефонии позволяют создавать на сервере интернет-провайдера т.н. «виртуальную АТС». Суть услуги в том, что автоматическая цифровая телефонная станция физически размещается у провайдера, а клиент имеет к ней доступ через VoIP и средства удаленного администрирования. Это очень выгодное решение для организаций с разветвленной сетью филиалов и подразделений, банков и логистических компаний. Так или иначе, но власти в лице Министерства связи явно делают первые шаги по либерализации белорусского рынка коммерческой IP-телефонии. Пусть пока только на локальном уровне – через год-другой-третий либерализация дойдет и до международной связи. Ведь сейчас старающиеся сэкономить белорусские интернет-пользователи, звоня при помощи того же Skype за рубеж, платят за соединение с конечным абонентом зарубежным, а не белорусским VoIP-операторам. Если задействовать белорусских провайдеров, то хотя бы какая-та часть этих денег будет оставаться в нашей стране.

Не только VoIP

Между тем, пока вопрос о разрешении коммерческой IP-телефонии остается «подвешенным», «Белтелеком» делает операторам связи мелкие послабления по другим направлениям. К примеру, услуги пиринга стали более доступными для операторов областных и районных центров. С 1 июня «Белтелеком» реструктуризировал тарифную линейку услуг пиринга. Подключиться к национальной точке обмена трафиком операторам областных и районных центров стало проще и дешевле.

«Белтелеком» упразднил плату за доведение канала до точки пиринга, теперь подключение к точке обмена национальным трафиком на республиканском уровне обойдется для региональных центров передачи данных (областные или районные центры) в 918.380 белорусских рублей (без НДС) за канал в 10 Мбит/с.

Для узлов передачи данных столичных провайдеров доступ к точке обмена национальным трафиком на скорости 10 Мбит/с обойдется в 596.870 рублей, на скорости 100 Мбит/с – 1.090.400 рублей, на скорости 1 Гбит/с – 8.640.000 рублей. Все тарифы указаны без НДС.

Денис Лавникевич



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра