Перспективы музыкального/звукового рынка

Хочется от жизни всего и сразу, а получаешь ничего и понемногу.
Народный юмор

В этом материале мы поговорим как о ситуации среди производителей звукового ПО и оборудования, так и, собственно, о самих музыкантах, звукорежиссерах, аранжировщиках и так далее.

Для начала — о технологиях. Нужно сказать, что их рынок постепенно трансформируется. В 2010 году уже никто не поверит фирме, выпускающей некий «эксклюзив» в черном ящике с тремя ручками, а именно, что его внутреннюю начинку нельзя сделать программно. Причем мы можем наблюдать великолепные эмуляции от Waves, Arturia, Native Instruments и так далее. То есть «падает», прежде всего, рынок аппаратных устройств обработки, и, возможно, скоро мы о нем будем говорить так же, как сейчас об аппаратных сэмплерах, которые уже давно канули в Лету. Активно не сдаются пока TC Electronics, где-то как-то Lexicon (они уже нигде громко не появляются), Focusrite и Line6, хотя последние предприняли попытку выпустить часть своих алгоритмов в программном виде, то есть мы говорим о плагинах Gear-Box. В переходном состоянии находится компания SPL, которая сейчас очень активно переводит свои технологические ноу-хау в софт. И на данный момент нужно задуматься не столько о соответствии современности, сколько о целесообразности.

Вообще, если говорить откровенно, во многих интервью, которые автор этих строк брал у зарубежных коллег, большинство говорило, что рынок программного/аппаратного звукового обеспечения именно для разработчиков/производителей — это больше демонстрация своего профессионализма и возможности экспериментирования в любимой нише, чем хороший бизнес. Это раньше, в большой период 50-90-х годах прошлого века, на оборудовании и его производстве можно было хорошо заработать. Сейчас ситуация совершенно иная.

Причем, разрабатывая современное звуковое ПО топ-класса, специалисты должны вложиться в качество идеи и технического воплощения своей продукции, уделить внимание рекламе, внимательно отслеживать движения конкурентов и то, что происходит на рынке свободного ПО. Иногда это удается с трудом. Примеры в студию?

ОК. Как знают люди активные, бренд AVID подмял под себя свои известные подразделения Digidesign, M-Audio и Sibelius, и теперь все будет выходить под единой маркой, то есть AVID. Digidesign достигла пика своей формы в 2008-2009 гг., M-Audio — 2005-2006 гг., Sibelius еще раньше, при этом у одноименной программы сейчас появилось сразу несколько конкурентов на рынке бесплатного ПО. Не стоит забывать, что у AVID сейчас очень серьезная конкурентная борьба в разделе видеософта, ей нужно хотя бы не отставать от Adobe Premiere и Sony Vegas. А в аппаратной части (раньше для работы с видео выпускались специализированные платы оцифровки и видеомонтажа), которая раньше тоже приносила доход, в рамках современных технологий отпала необходимость.
В общем, ситуация не из веселых.

Одновременно в ближайшее время ожидаются столкновения на рынке звуковых мультитреков (ПО многодорожечной записи), потому как молодые разработчики делают не хуже, но намного дешевле брендов, а некоторые из них и вообще бесплатно.

То есть основная ниша — новые идеи и технологии, на старых далеко не уедешь.

***

Теперь информация для музыкантов, звукорежиссеров и т.п. Тут ситуация несколько иная, особенно на нашем пост-СССР-вском рынке, хотя и «за рубежом» все довольно похоже. Все знают, что есть отлаженные механизмы раскрутки в рамках оффлайн. То есть это стандартные СМИ и тому подобное. Они до сих пор работают. К этому сейчас активно подключился Интернет, но возник ряд неурядиц, потому как на самом деле далеко не все представляли себе, как к этому всему «громадью» подступиться, в том числе и в области авторских прав. Но появились лейблы, интернет-магазины, в Америке и Европе пошла так называемая «движуха». Большинство известных зарубежных исполнителей и коллективов основные доходы сейчас имеют с продаж во Всемирной паутине, а не с компакт-дисков или даже концертов.

А теперь давайте посмотрим на интересную иллюстрацию, в которой отображается, сколько и где музыканту нужно продать или получить прослушиваний, чтобы заработать минимальный прожиточный минимум (наверное, это так), равный $1160. Для сравнения в первой строке дается вариант с собственноручно напечатанными CD, доход с которых составляет по их меркам $8, следовательно, чтобы набрать нужную сумму, необходимо реализовать 143 копии. Далее, если вы обратите внимание на следующие строки, в которых присутствует лейбл или посредник, и с ними нужно делиться, перераспределение идет иначе. Наверное, наиболее актуальным является показатель iTunes, из которого видно, что этот магазин с одной продажи альбома получает $6.29, в то время как музыкант $0.94. Причем для получения заветной цифры $1160 необходимо реализовать 1229 альбомов. Главное, не запутаться в этой таблице при ее ближайшем рассмотрении, а именно, в каком из случаев указываются цены и доходы за альбом, а в каком — за трек. Альбомы в Интернете покупают гораздо реже.

Причем в прошлом году по настоянию рекорд-лейблов для «улучшения» ситуации магазин iTunes и собственно Apple рекламировали новый формат альбомов iTunes LP, в которых помимо песен включен дополнительный контент в виде фото и видео, но к марту-2010 было подготовлено всего 29 таковых. Почему? Дорого изготавливать.
Как видно из представленных примеров, технологические вопросы опережают по значимости творческие. И музыкантам, звукорежиссерам и т.п. гораздо проще участвовать в реальных современных проектах, нежели продвигаться на старых стандартах.

Я приводил в пример, что большинство современной продукции для вещания, в том числе и сериалы, уже выпускается в многоканальных стандартах аудио. О кино и играх говорить не будем — это уже априори.

Серьезный интернет-бум уже происходит и в наших странах. Поэтому мы должны быть подготовленными:).

Подытожим

Конечно, отдельную тему представляют вопросы об авторских правах. Каким-то образом они уже стали улаживаться, хотя раньше Интернет представлял собой нечто очень бурное. Под эти условия нужно было подстраиваться, исправлять несостыковки. Хотя… они могут быть и в реале. Не знаю, было это очередной уткой или нет, но от такой новости пошла очень бурная реакция в Сети. В общем, РАО (Российское Авторское Общество) предъявило иск организаторам концерта Deep Purple в Ростове за то, что на выступлении этой группы использовались песни… коллектива Deep Purple:). То есть те должны были перечислить средства агентствам, представляющим правообладателя. На правду очень похоже. По идее, подписав, например, контракт с тем или иным лейблом, смотрите на условия. Потому как, организовав продажи своего же альбома, вы можете нарушить условия договора. Хитро? Конечно. Вообще, тонкостей много.

На сим все.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета