...
...

Программно-аппаратные комплексы Cakewalk

Во время кризиса на звуковом рынке самой активной компанией оказалась Cakewalk. Это принесло определенные плоды: победы в MIPA, множество положительных отзывов в специализированной прессе. При этом фирма пережила полосу неудач, по моему скромному мнению, из-за не совсем правильной оценки ситуации со звуковым ПО в начале 00-х. А перед этим была очень славная история.

Большинство музыкантов и специалистов из области звука узнали имя Cakewalk в середине 90-х. Тогда это был чуть ли не единственный более-менее профессиональный MIDI-секвенсор для PC-совместимых. Чтобы молодые люди не запутались: тогда и фирма, и программа назывались одинаково. После, в конце 90-х началось очень серьезное противостояние, как технологическое, так и географическое. А именно, DirectX (Microsoft) против VST (Steinberg). Ведущие американские разработчики аудиософта тогда отказались от поддержки немецкого стандарта, хотя он очевидно лучше подходил для профессиональных звуковых целей, был более легок в программировании, в то время как DirectX изначально разрабатывался для игр и стандартных мультимедийных приложений. Причем Steinberg оказалась весьма в выигрышной ситуации, собрав вокруг себя множество third-party разработчиков, занявшихся выпуском плагинов. Выехав на ключевые позиции со своими программами Cubase, Nuendo и WaveLab, легендарная немецкая компания забила последний гвоздь — реализовала стандарт VSTi (VST-инструменты). Причем практически все серьезные программные продукты, поддерживавшие VST, одновременно могли работать и с DirectX-плагинами, а американский софт не поддерживал VST, который распространялся со скоростью света. Стандарт DXi (DirectX-инструменты) появился гораздо позже VSTi и был слабо поддержан среди разработчиков плагинов.

Таким образом, период конца 90-х — первой половины 00-х был временем триумфа Steinberg. Отказавшись от поддержки VST, американские разработчики, равно как и их продукты, начали сильно терять позиции. В основном ситуация коснулась Sonic Foundry (ACID, Vegas, Sound Forge) и Cakewalk. При этом последние решили значительно улучшить свою программу, добавив в нее аудиочасть, и таким образом появился SONAR. Плюс ко всему фирма надеялась получить прибыль с разработки собственных DXi-инструментов. Но, несмотря на шумную рекламную кампанию, такой опыт не удался.

Cakewalk или Roland?





Взаимоотношения Cakewalk и Roland начались еще с далекого 1995-го, когда Roland стала продавать продукцию Cakewalk на рынке Японии. Позже американцы, не захотевшие использовать VST, технологически проиграли, причем SONAR уж очень невыгодно смотрелся на фоне более мобильных и мощных европейских разработок. В 2003 году Cakewalk понадобились инвестиции, за которыми она обратилась к своему давнему японскому партнеру. Roland согласилась, условия сделки особенно не разглашались, известно только, что эта компания получила миноритарную часть и права на дистрибуцию продуктов Cakewalk по всему миру за исключением США. Но неудачный маркетинг SONAR и другой выпускаемой продукции продолжал бить по американской фирме. Параллельно она пыталась продвинуть несколько новых разработок, таких как мощный программный wavetable-синтезатор Rapture, а также несколько вариантов программно-аппаратных комплексов SONAR Power Studio 250 и SONAR Power Studio 660, базирующихся на интерфейсах Cakewalk SPS- 25 24-bit/96 kHz USB и Cakewalk SPS-66 24-bit/192 kHz Firewire. Это был 2006 год, и рынок являлся достаточно заполненным, то есть конкуренция была очень жесткой.

Победитель MIPA в номинации «Лучший звуковой интерфейс года» — SONAR V-Studio 100

И в 2008 году состоялась новая сделка, в результате которой Roland увеличила инвестиции в Cakewalk, получив мажоритарную часть этой компании. В опубликованных комментариях того времени основатель и CEO Cakewalk Грег Хендершотт (Greg Hendershott) заявил о том, что компания сохраняет за собой торговую марку и под именем Roland выпускать ничего не собирается, хотя сами логотипы претерпели некоторые изменения. Сейчас на них написано «Cakewalk by Roland». Стоит отметить, что и у такой знаменитейшей компании, как Roland, дела тоже обстояли не лучшим образом. Да, в некоторых сегментах фирма занимает лидирующие позиции, но с точки зрения современного звукопроизводства ее продукция была очень редким гостем во всевозможных номинациях и так далее. Это, конечно, если не учитывать успехи ее подразделений Edirol и BOSS. При этом в одно время Roland предприняла попытку выпуска собственных звуковых интерфейсов для ПК, но цены на них были очень высоки, несопоставимы с конкурентами. В общем и целом, собрались…

2010-й

SONAR вырос до полноценного профессионального программного продукта, который может составить конкуренцию любому другому из известных, и даже более того. Все определила политика 2008 года, когда была выпущена версия, в которой было собрано большое количество ПО от сторонних разработчиков. То есть пользователям уже давался не просто аудио/MIDI-секвенсор, а программа с множеством устройств обработки и инструментов. Сейчас ситуация развилась дальше…

Программный инструмент SessionDrummer 3

Cakewalk SONAR 8.5

Программа выпускается в двух комплектах поставки — Studio и Producer. С точки зрения технических характеристик, все стандартно (64-битная обработка, алгоритм растяжения/сжатия по времени MPEX и т.п.), другой вопрос — подключаемые модули.

Итак, в первую очередь это виртуальная ударная установка, по концепции работы схожая с ezDrummer и тому подобным, называется SessionDrummer 3. Она может масштабироваться на 12 отдельных каналов в мультитрековой области. С точки зрения наполнения: дается 10 наборов инструментов от Sonic Reality, продукция которой нашим постоянным читателям известна, плюс один купон на бесплатное скачивание какого-нибудь набора от Ocean Way Drums kit, 2 набора от Steven Slate Drums, плюс оригинальные сэмплы легендарных устройств Roland TR-707, TR-727, TR-808, TR-909, сделанные Sequential Circuits Drumtraks и Linn Electronics LinnDrum, плюс 2 набора органических ударных от Smart Loops. Суммарный объем сэмпловой информации 2,5 Гб. Что касается готовых ритмических рисунков и сбивок, то в комплекте поставки их 700, сделаны Steven Slate Drums, Groove Monkee и Smart Loops. Для обработки ударных в комплекте поставки имеется специальный эффект-процессор PX-64 Percussion Strip, который включает компрессор, экспандер, контурный эквалайзер, дилэй и редактор формы волны. В основу работы процессора положен алгоритм эмуляции аналогового звука.

Эффект-процессор для обработки ударных PX-64 Percussion Strip

С точки зрения синтеза имеется wavetable-синтезатор Dimension Pro с библиотекой на 8 Гб. Плюс к этому waveshaping-синтезатор Z3TA+, а дальше просто перечислим без особых разъяснений: Rapture LE, Roland TTS-1, DropZone, Pentagon I, PSYN II, Roland GrooveSynth, RXP, SFZ, Beatscape, Cyclone, DreamStation DXi, Session Drummer 2, Dimension LE. При этом стоит указать, что в SONAR вы можете найти такие полезные средства управления, как пошаговый секвенсор (step sequencer) и арпеджиатор.

Также среди всего прочего вы можете найти качественный модуль эмуляции концертных роялей TruePianos Amber — очень модная на сегодня тема. VX-64 Vocal Strip — устройство для обработки вокала, включает в себя модули де-эссера, компандера, эквалайзера с эмуляцией аналогового звука, дилэя. Есть корректировка фазы и эффект дублера. Достаточно интересный модуль, с учетом того, что такой подход сейчас в моде.

Пошаговый секвенсор SONAR

VC-64 Vintage Channel — еще один эффект-процессор, включающий динамическую обработку, эквалайзер и де-эссер с эмуляцией аналогового звука. LP-64 EQ — специальный эквалайзер для финальной обработки и мастеринга.

LP-64 Multiband —многополосный компрессор/лимитер, другими словами, максимайзер. Хорошо подходит для финальной обработки и мастеринга. Boost 11 — стандартный пик-лимитер.

TL-64 Tube Leveler — левелер с эмуляцией вакуумной лампы.

Отдельно стоит отметить наличие Roland V-Vocal. Что это такое? Примерно то же, что и Celemony Melodyne.

Версия SONAR 8.5 Producer в интернет-магазинах продается за $399.

Арпеджиатор SONAR

Аппаратный интерфейс-контроллер SONAR V-Studio 700

В этом году он победил на MIPA в разделе «Контроллеры для управления рабочими станциями (DAW)». Нужно сказать, монструозная штука, состоит из двух отдельных модулей — микшера и коммутационного блока с конверторами. Каждый модуль отдельно подключается к компьютеру через USB. АЦП/ЦАП’ы работают на уровне 24 бит, внутренняя обработка 40 бит.

Режимы записи/воспроизведения:
. частота дискретизации 44,1/48 КГц — запись на 19 каналов, воспроизведение 24-х;
. частота дискретизации 88,2/96 КГц — запись на 15 каналов, воспроизведение 20-и;
. частота дискретизации 192 КГц — запись на 5 каналов, воспроизведение 10-и.

Эффект-процессор для обработки вокала VX-64 Vocal Strip

Разъемы консоли:
. AUX IN — TRS («джек») 1/4";
. подключение двух наушников: стереоджеки 1/4";
. FOOT SW (подключение педалей Pedal Switch Roland DP-2): два джека 1/4";
. USB: USB Type B.

В основу SONAR V-Studio 20 положены уникальные алгоритмы фирмы BOSS

Разъемы I/O блока:
. входы (1-8): скомбинированные гибриды XLR/джеки 1/4";
. MAIN OUT (L / R): XLR;
. SUB OUT (L / R): 1/4" джеки;
. OUTPUT (1-10): 1/4" джеки;
. WORD CLOCK (IN, OUT): BNC;
. цифровые входы/выходы (AES/EBU IN, OUT): XLR;
. цифровые входы/выходы (Coaxial IN, OUT): RCA («тюльпаны»);
. цифровые входы/выходы Digital (ADAT IN, OUT): Optical;
. MIDI (IN, OUT): 5-pin DIN;
. USB connector.

В зарубежных интернет-магазинах данная система продается за ~$3,795.

Новинка — аппаратный интерфейс для гитаристов SONAR V-Studio 20

В данном случае мы говорим об USB-интерфейсе с рабочими характеристиками 24 бит/44,1 КГц и двумя входами. Внешне он чем-то напоминает портативный магнитофон. Сердцем устройства является чип Genuine COSM DSP, на плечи которого возлагается эмуляция лампового звука, 4 модели педалей (компрессор, овердрайв/дисторшн, хорус/модулятор и дилэй), включая 36 эффектов BOSS и 50 пресетов. DSP работает с нулевой задержкой. Инструменты могут подключаться через Hi-Z либо с помощью обычного 1/4" джека.

Продвинутый модуль для работы с вокалом Roland V-Vocal — равняем питчи

Помимо этого есть возможность подключения микрофона (XLR-разъем, фантомное питание), при этом DSP работает и с вокалом, например, реализована коррекция питча в реальном времени.

Есть выход на наушники. Линейный выход на разъемах RCA («тюльпаны»). Реализована возможность подключения педалей.

Естественно, реализована полная совместимость с ПО Cakewalk, помимо всего прочего, в комплекте дается 1 Гб сэмпловой информации.

Цены в интернет-магазинах не сильно разнятся, в общем, $299.

Матричное представление рабочего интерфейса SONAR

Аппаратный интерфейс SONAR V-Studio 100

Еще один победитель MIPA этого года, причем, пожалуй, в самой почетной номинации «Лучший звуковой интерфейс». И выиграл он у таких грандов, как Focusrite и MOTU. В принципе, представители 300 специализированных журналов со всего мира голосуют не столько за имя, сколько за соотношение цена/возможности, хотя тут изначально может показаться, что ситуация немного непонятна.

SONAR V-Studio 700

Итак, V-Studio 100 — это USB-интерфейс с 8-ю входными каналами и 6-ю выходными, конверторы работают на характеристиках 24 бита/96 КГц. К устройству может подключаться внешний SDHC-накопитель, и запись возможно производить прямо на него.

Разъемы:
. микрофонные входы 1-2: XLR (балансные/фантомное питание +48 V);
. входы 1-4: 1/4" TRS (балансные);
. инструментальный вход 1: Lo-Z / Hi-Z;
. входы 5-6: RCA («тюльпаны»);
. выходы 1-4: 1/4" TRS (балансные);
. выходы 5-6: RCA («тюльпаны»);
. MIDI I/O;
. цифровой вход: коаксиальный;
. USB Connector (B type);
. наушники (стерео 1/4").

Интерфейс для гитаристов SONAR V-Studio 20

У устройства имеется небольшой ЖКИ-экран. С точки зрения звука имеется ряд встроенных эффектов. Пройдясь по интернет-магазинам, обнаружил, что цена действительно не такая уж и большая — примерно $570-595.

Для сравнения — Focusrite Saffire LE ($299)

Думается, что имеет смысл посмотреть на ближайшего конкурента — Focusrite Saffire LE. Данный интерфейс не является новинкой, но до сих пор пользуется спросом в среднем ценовом диапазоне. Впрочем, это чуть ли не единственное профессиональное предложение за сумму до $300, если не учитывать PCI-карту Infrasonic Quartet. Итак, Saffire — это Firewire-интерфейс, суммарно имеющий 6 входов (4 аналоговых) и 8 выходов (6 аналоговых). К двум входам можно подключить микрофоны (фантомное питание +48 В). Цифровые интерфейсы — два S/PDIF I/O (RCA). Есть выход на наушники. Рабочие характеристики конверторов — 24 бита/96 КГц. Насколько я помню, во всех Saffire стоят конверторы SHARC (это бренд).

Программная оболочка SONAR V-Studio 20

Подытожим

Ну что же, на безрыбье и рак рыба. Если до кризиса продукция Cakewalk терялась за спинами конкурентов, то сейчас эта компания является чуть ли не единственным активным ньюсмейкером в профессиональной звуковой сфере. Если смотреть на соотношение цена/возможности, то картина получается не очень ровной. Аппаратная продукция достаточно дорога по сравнению с более-менее идентичными по функциональности и характеристикам моделями от других фирм. Наверное, самым интересным как по цене, так и по возможностям является решение для гитаристов V-20. На вариант V-100 следует смотреть не на как звуковой интерфейс, а как на звуковой интерфейс-микшер-контроллер, плюс к этому есть возможность писать на SD-карту памяти, есть ЖКИ-дисплей, тогда цена выглядит уже приемлемой.

Focusrite Saffire LE

Отдельно хочется сказать о программе SONAR. В последнее время она действительно выросла, и в ее рамках реализовалась полноценная виртуальная студия.

Кристофер christopher@tut.by



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра
Обзор банков Кипра