IT-индустрия: возвращение к докризису

Сегодня индустрия полупроводников достигла самого высокого уровня прибыльности за последнее десятилетие, считают аналитики компании iSuppli. В частности, общая операционная прибыльность в IV квартале 2009 года выросла до отметки в 21,4% – это самый высокий уровень, начиная с IV квартала 2000 года, когда прибыльность достигла 24,7%. В целом, значительный скачок этот показатель сделал именно в 2009 году – в I квартале он упал до -5,3% из-за последствий экономического кризиса, однако затем показал стремительный рост.

Дерек Лидоу, президент iSuppli, объясняет: «Производители чипов в 2009 году, чтобы справиться с кризисом, действовали очень быстро и агрессивно, в основном снижая затраты. И когда рынок начал восстанавливаться, производители приложили максимум усилий, чтобы сдержать рост объемов производства и избежать возникновения ситуации с переизбытком продукции на рынке».

Кроме того, стоит отметить и изменения в стратегии крупных производителей. Если раньше компании пытались представить свою продукцию практически во всех сегментах рынка одновременно, то сейчас они стараются работать более узко. Первый подход дает рост прибылей и доли рынка в периоды роста, однако в период рецессии он может стать причиной больших проблем. Второй же подход является более перспективным в сегодняшних условиях, когда рынок полупроводников окончательно повзрослел.

Действительно, рынок полупроводников преподносит сюрпризы. К примеру, ситуация на мировом рынке оперативной памяти продолжает удивлять экспертов. Уже не раз упоминалось, что на рынке DRAM-памяти сегодня есть дефицит. Однако похожая ситуация складывается и на рынке памяти SDRAM – спрос растет, однако продукции на данный момент уже не хватает. В итоге средняя стоимость продажи 512-мегабайтного модуля (он является ключевым компонентом MCP-продуктов, использующихся, к примеру, в мобильных устройствах) выросла на 40% за последний месяц. Рост спроса наблюдается и в других сегментах SDRAM-памяти, включая 64- и 32-Мб DDR-модули.

Одна из причин снижения предложения SDRAM-памяти – закрытие в начале года Semiconductor Manufacturing International Corporation, которая производила около 20.000 пластин для изготовления чипов.

Производители: снова инсайдеры

Роберт Моффат, бывший вице-президент корпорации IBM, официально признал факт торговли инсайдерскими данными, касающимися его компании, в интересах скандально известного фонда Galleon Group. «Я раскрывал материальную непубличную информацию перед Дениэль Чиэси, работавшей на Galleon. Я знал, что информация, которую я поставлял, поможет ей в выполнении ее работы, связанной с финансовыми делами», – сказал Моффат на судебных слушаниях.

Бывший вице-президент IBM признал, что в свое время именно он передал в Galleon данные о том, что AMD хочет продать аппаратное производство процессоров. Кроме того, он неоднократно передавал негативные данные в отношении квартальных и годовых итогов компаний Lenovo и IBM. Между тем, в IV квартале 2009 года корпорации IBM и Intel потратили на лоббирование своих интересов в Конгрессе США и прочих властных структурах $1,1 млн и $1 млн соответственно.

В частности, IBM заинтересована в законах, которые, поощряя развитие «умной» энергетики, требуют установки новых цифровых счетчиков, передающих данные в центр управления поставщика воды, газа, электричества в реальном времени. IBM устанавливает оборудование, позволяющее компаниям отслеживать потребление в своих сетях.
Сейчас это довольно прибыльный рынок.

Кроме того, IBM пыталась подвигнуть Конгресс и министерства на решение вопросов международной торговли и кибербезопасности. Прибыль корпорации за те же три месяца составила $4,8 млрд (выручка – $27,2 млрд).

В отличие от IBM, которая потратила на лоббирование чуть больше, чем обычно, Intel увеличила затраты на эти цели почти вдвое по сравнению с IV кварталом 2008 года. Это было связано с ростом интереса политиков к высокоскоростному Интернету, а чем больше возможностей для web-доступа, тем больше компьютеров с процессорами Intel будут покупать пользователи всего мира.

Кроме того, Intel проявила интерес к реформе иммиграционного законодательства, поскольку ей нужны талантливые иностранцы. Наконец, компании тесно в рамках законов об импорте и экспорте, ограничивающих круг стран, где Intel может производить свои новейшие микросхемы (власти США опасаются, что новые технологии могут попасть не туда, куда нужно).

Корпорация Google в сотрудничестве с Intel, Sony и Logitech работает над проектом Google TV. Планируется, что новый сервис позволит пользователям выходить в Интернет прямо через телевизор. По словам источников, в настоящее время четыре компании разрабатывают аппаратную составляющую Google TV.

Новый сервис будет распространяться через специальную приставку, подключаемую к телеприемнику. Вероятнее всего, программная платформа Google TV будет базироваться на мобильной ОС Android, аппаратная – на процессорах семейства Intel Atom. В дальнейшем к Google TV получат доступ сторонние разработчики, которые смогут создавать приложения и собственные онлайн-сервисы.

Не так давно в Сети появились слухи, что корпорация Google совместно с американским провайдером спутникового телевидения Dish Network разрабатывает телевизионный поисковый сервис. Отмечалось, что он будет работать на телеприставках, работающих под управлением мобильной ОС Android. Пользователи смогут искать различные фильмы и передачи в сети провайдеров спутникового телевидения, а также на YouTube. Текст для поиска можно будет вводить как через пульт ДУ, так и посредством клавиатуры.

Софт: разработчики считают барыши

Компания Adobe Systems обнародовала отчет о результатах деятельности в I квартале 2010 финансового года (завершился 5 марта). За три месяца Adobe выручила $858,7 млн, что на 9% выше результата за первую четверть 2009 финансового года, когда доход компании равнялся $786,4 млн. Кстати, сторонние аналитики считали, что выручка составит в среднем $827,4 млн.

За три месяца Adobe получила $127,2 млн чистой прибыли, что эквивалентно 24 центам на одну ценную бумагу. Для сравнения: годом ранее прибыль равнялась $156,4 (30 центов на акцию), тогда как в IV квартале 2009 финансового года компания понесла $32 млн чистых убытков.

В текущем финансовом квартале Adobe рассчитывает выручить от $875 до $925 млн, показав при этом прибыль в 23-30 центов в пересчете на акцию. Компания надеется, что росту дохода будет способствовать выход пятой версии комплексного набора программ Creative Suite для дизайнеров, художников и фотографов. Релиз пакета запланирован на 12 апреля.

Компания Red Hat отчиталась о работе в IV квартале и 2010 финансовом году в целом (завершился 28 февраля). По итогам трех месяцев выручка известного производителя операционных систем Linux составила $195,9 млн, что на 18% выше результата за последнюю четверть 2009 финансового года, когда доход равнялся $166,2 млн. Чистая прибыль подскочила на 44% – с $16,2 млн (8 центов на одну акцию) до $23,4 млн.

За год компания выручила $748,2 млн, что на 15% больше результата предыдущего финансового года, принесшего $652,6 млн дохода. Прибыль составила $87,3 млн (45 центов на акцию) против $78,7 млн в 2009 финансовом году.

Квартальный доход от продаж подписок на ПО в годовом исчислении подскочил на 21% – до $169,2 млн. Таким образом, в общем объеме выручки компании на долю подписок приходится около 86%. Поставщик Linux также сообщил о намерении выкупить собственные акции на $300 млн.

Компания Oracle сообщила об увеличении выручки в III финансовом квартале (закончился 28 февраля). Выручка увеличилась на 17% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила $6,2 млрд. Между тем прибыль снизилась на 10% до $1,2 млрд, отчасти из-за структурных изменений, вызванных приобретением Sun Microsystem.

Выручка с продажи лицензий на ПО выросла на 13% и составила $1,7 млрд. Доходы с обновления лицензий и технической поддержки продуктов выросли на 13% до $3,3 млрд. Общий доход с продаж аппаратного обеспечения составил $458 млн, однако в этой цифре учитывается не весь квартал, поскольку сделка по приобретению Sun была закрыта только в январе.

Сопрезидент Oracle Сафра Кэтц сообщила, что процесс интеграции Sun идет по плану и что продукция Sun уже в IV квартале внесет «существенный вклад» в бизнес Oracle. Другой сопрезидент компании, Чарльз Филлипс, сообщил, что база данных Exadata является «самым быстрорастущим продуктом» в истории компании.

Интернет-бизнес: сплошные социальные сети

Появились слухи о том, что компания News Corp активно ищет покупателя на свою социальную сеть MySpace. Об этом сообщает издание Electronista со ссылкой на осведомленный источник. По его словам, News Corp «отчаянно» ищет покупателя для соцсети и ведет переговоры с частными инвестиционными фондами.

По мнению аналитиков, стоимость MySpace на сегодняшний день можно оценить в сумму около $700 млн. Впрочем, представители News Corp вскоре после публикации материала Electronista заявили, что данный слух не соответствует действительности, и компания не собирается продавать свою социальную сеть.

Тем временем популярная социальная сеть Facebook стала самым посещаемым интернет-сайтом в США. По данным аналитической компании Hitwise, доля Facebook составила 7,07% общего числа просмотров web-страниц. Год назад данный показатель соцсети составлял менее 2,5%.

На втором месте по популярности оказался сайт Google, доля просмотров которого составила 7,03%. Google впервые уступил первое место в списке популярных сайтов за неделю, которое он занимал с 15 сентября 2007 года. Тогда Google обошел по популярности другую соцсеть – MySpace. Третье и четвертое место в списке заняли почтовый сервис Yahoo! Mail и портал Yahoo! с долей 3,8% и 3,67%. На пятом месте оказался популярный видеохостинг YouTube, доля просмотров которого составила 2,14%.

Представители Hitwise отметили, что сайт Facebook.com ранее уже становился самым посещаемым сайтом дня. Лучшая статистика была зарегистрирована 24 и 25 декабря 2009 года, 1 января, а также 6 и 7 марта 2010 года. За год популярность Facebook.com выросла более чем в 2,85 раза. Для сравнения, рост показателей Google за
этот период составил всего 9%.

Facebook является крупнейшей социальной сетью в мире. Ее аудитория составляет более 400 миллионов человек. По неофициальной информации, за 2009 год соцсеть заработала около $700 млн.

Мобильное: ставка на контент и сервисы

Браузер Opera Mini генерирует операторам мобильной связи по всему миру порядка $1,25 млрд в год, отмечают представители компании Opera Software. Так, например, в феврале нынешнего года люди, использовавшие Opera Mini (в десяти лидирующих по количеству пользователей странах) потратили на связь порядка $103,8 млн. В итоге специалисты Opera Software подсчитали, что за год эта динамика позволит операторам связи в общей сложности заработать около $1,25 млрд на одном только мобильном трафике.

Если же рассматривать траты каждого отдельного пользователя, то в среднем один пользователь Opera Mini тратит порядка $4 в месяц на трафик, при этом за год эта цифра составляет около $48.

Также стоит отметить, что в десятку стран-лидеров по количеству пользователей Opera Mini вошли Россия, Индонезия, Индия, Китай, Украина, Южная Африка, Нигерия, США, Вьетнам и Великобритания. Кроме того, необходимо добавить, что по итогам февраля количество пользователей Opera Mini по всему миру составило порядка 50,5 млн человек, показав 1,7%-й рост по сравнению с показателем за январь 2010 года.

Корпорация Apple 7 апреля представит собственную платформу для мобильной рекламы. Новый сервис будет называться iAd. Подробности про iAd не сообщаются, но предполагается, что основой для нее станут наработки компании Quattro. Этого разработчика мобильных рекламных сервисов Apple купила в начале года, заплатив $300 млн. Наиболее вероятными площадками для iAd станут приложения для телефона iPhone, плеера iPod touch и планшета iPad. Последний появился в продаже в США 3 апреля, то есть за четыре дня до ожидаемого анонса iAd.

Впрочем, официального подтверждения того, что iAd существует, нет. Однако если систему запустят, Apple станет прямым конкурентом Google в этой области. Сам Google недавно объявил о намерении приобрести за $750 млн компанию AdMob, также разрабатывающую мобильную рекламу.

Корпорация Nokia сообщила о приобретении Novarra, частной компании из Чикаго, специализирующейся на мобильных браузерах. В частности, Novarra известна своей технологией сжатия и преобразования web-страниц для оптимального отображения на телефонах, не способных воспроизвести оригинальный вид страницы. Теперь Nokia встроит эту технологию в свои самые дешевые модели телефонов, включая те, что работают под управлением платформы Series 40. Конкретные подробности и сроки реализации пока не объявлены.

Эксперты считают эту покупку очередным шагом с целью стимулировать развитие мобильного Интернета в развивающихся странах. В развитых странах благодаря росту популярности смартфонов все больше людей выходит в Сеть именно с них, однако в развивающихся странах этой тенденции не наблюдается из-за доминирования бюджетных моделей телефонов. По мнению Джонатана Арбера, старшего аналитика IDC, в таких странах производители телефонов и операторы должны постараться адаптировать Интернет к бюджетным моделям, что и хочет сделать Nokia.

В финской компании не раскрывают финансовых подробностей сделки. Предполагается, что она будет завершена во II квартале 2010 года, после чего Novarra со своим штатом из 100 человек станет дочерней фирмой Nokia.

Последнее время конкуренция на рынке мобильных браузеров возрастает. На днях Opera выпустила версию мобильного браузера Opera Mini для iPhone, правда, пока она не прошла процедуру одобрения. Кроме того, Mozilla приняла решение прекратить разработку версии своего браузера Firefox Mobile Web для телефонов под управлением Windows Mobile, вместо этого сконцентрируется на новой версии Firefox для Android.

Игровая индустрия: ждем лета

Корпорация Microsoft представит устройство Natal 13 июня 2010 года. Презентация устройства состоится накануне игровой выставки E3. Официальное представление Natal пройдет в два этапа. В первый день Microsoft проведет «мировую премьеру проекта Natal» для консоли Xbox 360.

Проект Natal был анонсирован перед прошлогодней конференцией E3 в июне 2009 года. Устройство будет состоять из видеокамеры, датчика удаленности, микрофона и процессора и позволит владельцам приставки Microsoft играть без использования контроллера.

Новое устройство Microsoft будет отслеживать положение игрока в трехмерном пространстве и распознавать голосовые команды. Оно должно помочь Xbox 360 составить конкуренцию консоли Wii от компании Nintendo на рынке казуальных игр. Ожидается, что устройство поступит в продажу в конце 2010 года. Microsoft не сообщила стоимость устройства. Аналитики сходятся во мнении, что Natal обойдется владельцам Xbox 360 менее чем в $100. Напомню, что на той же выставке E3 2009 компания Sony представила новый контроллер для консоли PlayStation 3. В марте состоялась полноценная презентация устройства, а также стало известно его название – PlayStation Move. Контроллер представляет собой цилиндр со светодиодным шаром на конце. Ожидается, что он также поступит в продажу в конце 2010 года.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета