Домашняя студия звукозаписи-2010

Выбираем наиболее оптимальное антикризисное решение… в области звуковых интерфейсов.

Уже давно прошли те времена, когда профессиональный звук был доступен лишь избранным. Сейчас владелец даже кодека АС’97 имеет на несколько порядков больше возможностей, чем многие крупные студии начала 90-х. Но, в принципе, как говорится, все зависит от рук, вернее, таланта и технических навыков. Плюс к этому существуют новые требования к звуковому качеству: телевидение, радио, музыка — везде вы слышите громкое и прозрачное звучание, поэтому сравнение вашего покорного слуги с началом 90-х несколько надуманно, но, согласитесь, эффектно.

Итак, на пороге 2010-й, с точки зрения железа мало что изменилось, и это не только у нас в стране, но и в мире. С пользовательской точки зрения очень часто рекомендуют семейство Creative X-Fi, и, кстати, часто и мне приходится отвечать на естественные конкретные вопросы из серии: «Ну, что скажете по этому поводу?». В принципе, нормальные устройства, большого криминала в качестве за ними не отмечено. Хотя есть и более узкоспециализированные решения.

Можно выделить три основных типа звуковых интерфейсов:
. внутренние (плата PCI или PCIe);
. внутренние с коммутационным расширением (плата PCI или PCIе, к которой подключается внешний модуль либо коммутационный расширитель с множеством разъемов на проводах);
. внешние (FireWire или USB).

Сейчас в ходу все три, но основная масса из-за популярности ноутбуков перекочевала в нишу портативных подключаемых внешних устройств. Рассмотрим некоторые наиболее интересные современные решения.

Infrasonic Quartet

Infrasonic Quartet — это попытка обойти на рынке USB и FireWire интерфейсы в плане производительности и стабильности. При этом мы говорим не о каком-то гибридном решении для игр/музыки/кино, а конкретно о сфере профессионального звука.

Конечно, реализация внутреннего устройства — задача далеко нетривиальная. Например, для реализации внешних интерфейсов не нужно решать вопросы электромагнитных наводок внутри системного блока и т.п., продумывать удобные коммутационные разрешения. Но у Infrasonic все получилось очень хорошо. Мало того, на плату обратили внимание практически все русскоязычные специализированные издания, пишущие на тему профессионального звука. Название компании со временем стало брендовым.

В рамках устройства Quartet имеется микрофонный вход с фантомным питанием, инструментальный вход, два выхода на наушники с усилителями, цифровой коаксиальный вход/выход, цифровой оптический выход, MIDI I/O. АЦП и ЦАП можно отнести к классу hi-end, они работают на уровне 24/192. При этом множество ноу-хау было сделано специально для удаления недостатков PCI-решений как таковых. В частности, используются конденсаторы большой емкости, применена защищенная схема питания US-PSB и специальная технология «US-PSB class I» (Ultra Stable Power Supply Block), которая предусматривает разделение цепей питания для каждого из структурных блоков. И хотя эта плата появилась у нас на рынке несколько лет назад, цена на нее упала незначительно, на сегодня она составляет около $170. Хотя ниже этой отметки уже не падает. В принципе, это один из самых лучших вариантов по соотношению цена/качество. Но он применим только для десктопов, а большинство современных производителей в своих моделях переориентировались на USB и Firewire.

Focusrite Saffire LE

Это, пожалуй, единственный представитель от действующих брендов профессионального оборудования мирового класса в бюджетном диапазоне до $300. Причем LE — это облегченная версия, в ней нет встроенного DSP, что, в принципе, некритично. Встроенный DSP в Saffire предназначен большей частью для аппаратной поддержки плагинов (эффект-процессоров) от этого же производителя. Но плагинов на самом деле не так много, и действия их достаточно тривиальны. То есть все может быть заменимо софтом. Главное у Focusrite — это высококлассные конверторы АЦП/ЦАП 24/96 и сама организация внешнего модуля (6 входов и 8 выходов (включая один цифровой стереовход/выход), есть MIDI). Вообще, они большие молодцы, дело в том, что Saffire — довольно старое устройство, появившееся в продаже около трех лет назад, причем, когда оно выпускалось, были схожие решения от других производителей, например, Lexicon и т.п. Но самым удачным из этой плеяды оказался именно Saffire. Причем Focusrite очень грамотно поступила с облегчением версии, попав в диапазон бюджетных решений.

Infrasonic AMON

После успеха с Quartet компания Infrasonic выпустила USB-устройство AMON. В принципе, оно ничем существенным не отличается от подобных решений от других производителей, единственный момент — компания хорошо развернулась на постсоветском пространстве. А с другой стороны, на него можно смотреть и как на новинку в достаточно вяло обновляющейся нише. Итак, что такое AMON?

2 небалансных входа и 2 небалансных выхода выполнены на разъемах RCA, микрофонный предусилитель и линейный Hi-Z вход (для подключения гитар) выполнены на независимых TRS-разъемах. Интерфейс показывает очень хорошее отношение сигнал/шум SNR: 102 дБА @ (48 кГц) при A/D конвертации и 108 дБА @ (48 кГц) при D/A конвертации. Поддерживается частота дискретизации 24 бит/96 кГц. Реализован прямой аппаратный мониторинг с нулевой задержкой, драйвера: ASIO2.0, MME, DirectSound и Core Audio. Есть MIDI. Питание через USB.

Infrasonic DEUX

Естественно, тут не обошлось и без Firewire-решения. То есть, компания решила заполнить сразу все направления.

Firewire-интерфейс DEUX оснащен 2 балансными входами и 4 выходами на TRS-разъемах с показателем SNR: 102 дБА @ (44,1 кГц) при A/D конвертации и 106 дБА @ (44,1 кГц) при D/A конвертации. Преобразователи — 24 бит/96 кГц. Реализован прямой аппаратный мониторинг с нулевой задержкой, драйвера: ASIO2.2, WDM, DirectSound и Core Audio.

Оба устройства имеют компактный и прочный алюминиевый корпус, надежно защищающий устройство от повреждений в «полевых» условиях и на гастролях.

Terratec DMX 6Fire USB

Продукция Terratec на нашем (постсоветском) рынке всегда представлялась несколько перманентно. То есть все знали, что есть такая фирма, выпускает следующие устройства и т.п. Но предпочтение очень часто отдавали конкурентам. Между тем, продукция этой компании заслуживает пристального внимания, причем в последнее время продуктовый ряд начал обновляться.

Была и есть такая PCI-плата Terratec DMX 6Fire 24/96. 6Fire USB — не только ее потомок или просто, как часто бывает, урезанный вариант перехода к USB. В данном случае это полноценный технологический апгрейд!

4 аналоговых входа и 6 аналоговых выходов, а также цифровой вход/выход (оптический и коаксиальный). Соотношение сигнал/шум в 114 Дб. Микрофонный джек-разъем и XLR combo-джек-разъем с возможностью подключения фантомного питания 48 В с переключателем чувствительности (-20 дБ) и независимой регулировкой усиления. Инструментальные входы также регулируются раздельно. MIDI-разъем и выход для наушников. Разъемы для микрофона и наушников расположены рядом, что позволяет без труда подключить гарнитуру. Цифровые параметры — 24 бит/192 кГц. По аналогии с Creative и другими производителями Terratec реализовала новую очень популярную функцию полноценного прослушивания 5.1 в стереонаушниках. Здесь она называется Virtual surround.

Cakewalk FA-66 FireWire Audio Interface

На NAMM этого года Cakewalk анонсировала Firewire-интерфейс FA-66. Информации по ценам и конкретным срокам выпуска (намечается на апрель) пока нет. В рамках продукта получает 4x4 с характеристиками 24-бита/192КГц или 6x6 — 24-бита/96 КГц. Имеется два комбинированных XLR/TRS входа, микрофонные предусилители и фантомное питание. Плюс к этому MIDI in/out порты, оптические S/PDIF I/O.

Помимо этого

Обратите внимание на продукцию ESI, о которой написано очень много. Второй момент… часто задают вопросы по интерфейсам Audiotrak. Тут немного сложнее ответить, потому как в свое время этот бренд переориентировал сегментацию рынка сбыта, сфокусировавшись на Азии. То есть тут в первую очередь вопрос поддержки.

В целом, все из вышеперечисленного подходит для создания качественной домашней студии звукозаписи в бюджетном диапазоне.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета