...
...

Проектор для дома. Как выбирать?

Да-да, название написано верно. Бюджетный проектор зачастую дешевле дорогой телевизионной техники, при этом вы получаете не худшее качество изображения, плюс действительно домашний многофункционал, который может подключаться к любому источнику видеосигнала. Удивите гостей широким экраном, или хотя бы себя — полным эффектом присутствия в кинотеатре. А что уж говорить о том, как могут выглядеть любимые игры…

Долгое время проекторы не очень подходили в качестве замены традиционным компьютерным мониторам и средствам вывода изображения для домашнего мультимедиа. Причина кроется не только в ценах на сами устройства, но и в наличии дорогих комплектующих (ламп), которые периодически нужно менять — самый главный недостаток. Но если говорить о бытовой телетехнике топ-класса, тех же плазменных панелях, то проекторы выглядят даже дешевле.
А что в итоге? Стандартный проектор на 2000 лм, созданный по технологии 3LCD (также можно встретить аббревиатуру 3XLCD, о смысле технических характеристик чуть позже), в незатемненном помещении позволяет выводить качественную «картинку» на экран с диагональю примерно до 2,5-3 м, а в затемненном — до пяти. А стоимость такого решения сейчас находится в районе 1000 у.е. Сравните с плазменными панелями.

Чуть-чуть истории

В период 2003-2007 гг. индустрия производства проекторов переживала этапы бурных всплесков и падений, в результате чего изначальная разница по принадлежности устройств начала стираться — все модели стали многофункциональными. То есть раньше все было поделено на конкретные сегменты: дешевые решения, проекторы для домашних кинотеатров, проекторы для бизнеса, профессиональные проекторы. К дешевым решениям до того периода было принято относить нечто неяркое, нечеткое, но:)… проектор. То есть в диапазоне до 1000 у.е. найти что-нибудь нормальное было невозможно. Именно из-за такого подхода многие пользователи сейчас смотрят на эти устройства с недоверием.





А потом производители обратили пристальное внимание на бюджетный ценовой диапазон, и новые модели в нем стали появляться с завидной частотой, улучшаться, модифицироваться, обрастать технологиями. 2010-й — это далеко не 2004-й.

Базовые технологии

Наиболее популярными решениями являются проекторы, изображение в которых формируется по технологиям DLP (Digital Light Processing) и LCD (Liquid Crystal Display). Есть еще одна, D-ILA, которая у нас не распространена широко, поэтому рассматривать ее не будем.

Обработка и коррекция цветовой гаммы — специальная технология, связанная с многократным увеличением цветов

LCD-проекторы, 3LCD (3XLCD)

В варианте LCD обычно используется три активные полисиликоновые TFT-матрицы, через которые проходят световые потоки и впоследствии совмещаются. Недостатком данной технологии, если это сейчас можно считать недостатком, является сама структура работы. То есть световой поток проходит через каждую матрицу «на просвет». Причем если мы говорим о технологии 3LCD, то эти три матрицы являются монохроматическими, и все работает фактически как и «три пушки» в ЭЛТ-мониторах/телевизорах. Есть и другая технология, достаточно редкая, когда имеется цветная модель с использованием тех же трех LCD-матриц, но каждая из них дает один из трех цветов (принцип похож на то, как работают LCD-мониторы). Световой поток один, а не три. Данное решение встречается далеко не часто. То есть преимущественно используется 3LCD с тремя отдельными потоками.

В чем недостаток, как мы сказали, решения «на просвет»? Получаются меньшие значения характеристики контрастности. Впрочем, инженерами эти вопросы решены достаточно успешно, причем очень многое иногда зависит от размеров матриц: чем они больше, тем лучше получается картинка, хотя здесь есть один тонкий момент, о котором расскажем позже.

Говоря о довольно низких характеристиках контрастности, стоит отметить, что в ряде бытовой телевизионной техники мы нередко получаем худшие результаты.

Долгое время на LCD-проекторы цены практически не падали. Почему? Дело в том, что многие комплектующие являются практически монополистическими решениями. Фактически все проекторы, выпускаемые на базе технологии 3ХLCD в мире, используют чипы всего от двух производителей. В основном Epson, хотя у Sony используются собственные технологии. И обратите внимание на факт, что техника обычно удешевляется быстро, те же ЖКИ-мониторы подешевели в разы. А из-за цен на LCD-чипы стоимость проекторов была практически замороженной долгие годы. Сейчас появилась тенденция к явному удешевлению.

Интеллектуальное управление яркостью лампы — в режиме реального времени регулируется яркость лампы в зависимости от характеристик изображения

DLP-проекторы. Технология 1

Ключевым звеном в DLP-проекторах является DMD-чип (DMD — Digital Micromirror Device), состоящий из микрозеркал. То есть световой поток отражается или не отражается от них в определенных точках.

Далее технологии разнятся. Для удешевления и некоторого упрощения было решено использовать «цветное колесо» (оно же называется вращающимся светофильтром), разбитое на одноцветные фрагменты, а смена цветов происходит в этом случае последовательно. Наш мозг обладает интегральными (суммирующими) свойствами, в результате чего несколько одноцветных изображений у нас превращается в цветное. Цветное колесо поделено на определенное количество сегментов. Их смена происходит синхронно с изменениями в DMD-чипе. Как вы понимаете, если цвета, например, три (красный, синий, зеленый — модель RGB) и частота видео у нас составляет 25 кадров в секунду, DMD-чип меняет свое состояние 75 раз для каждого из цветов. Первые проекторы, использующие данную технологию, в принципе, так и работали. Только частота смены кадров оказалась не очень приемлемой, а именно, оказывала влияние на здоровье. То есть у зрителей появлялась повышенная утомляемость, головные боли и т.п. К тому же, если быстро переводить взгляд из одной стороны экрана в противоположную, становится заметна некая рассинхронизация цветов — так называемый «эффект радуги». Что интересно, производители об этом пытались умалчивать, хотя в прессе нет-нет да и появлялись публикации по этому поводу. Шила в мешке не утаишь, поэтому разразился не то чтобы скандал… Просто в одно время такие технологии значительно подешевели, и сейчас это самые недорогие проекторы. Причем, для обычного, не домашнего использования, которое связано с показом презентаций и т.п. такие решения подходят. Но!!! Инженеры не сдали технологию в утиль и доработали! То есть в большинстве случаев в современных проекторах с одним DLP-чипом используются цветные колеса с гораздо большим количеством сегментов (причем разных цветов, не чистый RGB), и соответственно — новое поколение DMD-чипов. В этих моделях проблем с «эффектом радуги» не замечено.

У проекторов с технологией DLP есть явное преимущество в характеристике контрастности, потому как мы имеем дело не с прохождением светового потока «на просвет», а с его отражением. Это первый плюс. Второй — производителей DLP-чипов больше чем два, то есть конкуренция выше и цены падают быстрее.

Управление резкостью — технологии, основанные на различных методах очистки изображения от "шумов", за счет чего мы выигрываем в четкости картинки

DLP-проекторы. Технология 2

В предыдущем разделе мы рассмотрели вариант с последовательной передачей цветов, но есть и параллельная. Сделана она по аналогии с 3LCD, то есть используются три DMD-чипа, световые потоки отражаются или не отражаются от микрозеркал, после чего все три изображения совмещаются. Сразу скажем, что три DMD-чипа используются не в дешевых моделях, но эта технология считается одной из самых качественных. Впрочем, в дорогих проекторах можно встретить и 3LCD.

Добавление «эффекта кино» (устранение i>

Характеристики матриц и чипов

В принципе, из спецификации для LCD-матриц вам будут доступны только две характеристики — их размер и действительное разрешение, для DMD-чипов указывается только рабочее разрешение.

Причем многим может показаться, что размер в LCD-варианте, как говорится, имеет значение. Это не совсем так, более важно взаимоотношение: размер/действительное разрешение. Другими словами, если в рекламном буклете написано что-то типа «новые технологии на базе увеличенных матриц», всегда смотрите на разрешение. Возможно, что увеличение первого просто связано с увеличением второго, не более того.

На что смотреть дальше?

Естественно, рабочее или действительное разрешение — это то что есть, но проекторы предусматривают переход на другие. Ведь есть и различные видеостандарты, и разная геометрия (4:3; 16:9), а часто возникает потребность в переходе с одного разрешения на другое. Поэтому смотрите на технологии, которые применяются для устранения артефактов перехода. К ним относятся «зубчатость», эффект «лестничных ступеней» быстро движущихся объектов, смещения цветов и мерцающих пикселей.
В некоторых специализированных моделях применяется технология выравнивания или сглаживания цифрового изображения, для того чтобы получить эффект кино.

Что может быть еще из улучшений изображения?

. Обработка и коррекция цветовой гаммы — специальная технология, связанная с многократным увеличением цветов.
. Интеллектуальное управление яркостью лампы — в режиме реального времени регулируется яркость лампы в зависимости от характеристик изображения.
. Управление резкостью — технологии, основанные на различных методах очистки изображения от "шумов", за счет чего мы выигрываем в четкости картинки.
. Добавление «эффекта кино» (устранение цифровой сетки).
. Специальные технологии преобразования чересстрочного формата в прогрессивный (об этих понятиях поговорим буквально через подраздел).

Яркость и режимы работы лампы

Основной из ключевых характеристик проектора является яркость, которая указывается в люменах (ANSI). Чем «ярче» проектор, тем он дороже. При этом данная характеристика показывает и качество работы в слабозатемненных помещениях. То есть, чем меньше яркость, тем более блеклым будет изображение в освещенной комнате.
Обычно у проекторов предусмотрено несколько режимов работы лампы: в зависимости от типа освещения и непосредственно самой работы.

Поэтому в описании самой лампы обязательно смотрите, на сколько часов она рассчитана, а в скобках рядом обычно указывается другая цифра — количество часов работы в eco (экономном режиме). Есть и промежуточный вариант. Таким образом, на самом деле их обычно три: высокий, динамический, экономный. Лампа — это один из самых дорогостоящих элементов проектора. Ее нужно периодически заменять. Посему, выбирая устройство, всегда интересуйтесь стоимостью лампы — это раз, доступностью в продаже — это два. То есть в описании устройства берете маркировку лампы, вводите ее в поисковике в Интернете и смотрите на цены и количество предложений. Мало того, лучше брать проекторы в местных фирмах, где есть сервисные центры.

Теперь приведем конкретную и известную таблицу:



Световой поток (лм)Максимальная диагональ экрана (м)
В темном помещении В затемненном помещенииВ незатемненном помещении
5002,51,81,3
7503,02,21,6
10003,52,51,8
12503,92,82,0
15004,33,12,2
17504,63,42,4
20004,93,62,5
22505,23,82,7
25005,54,02,8


С помощью этой таблицы вы можете ориентироваться при выборе проектора соответственно вашим требованиям к диагонали экрана. Переход от диагонали к размерам по вертикали и горизонтали вычисляется по теореме Пифагора, но с одним нюансом: проекторы для домашних кинотеатров используют чипы или матрицы с геометрией 16:9, оптимизированные под компьютерное использование — 4:3. Для подробного рассмотрения ситуации опишем следующее…

О видеостандартах

Сейчас повсеместно начинает распространяться стандарт HDTV (High Definition TV) — телевидение высокой четкости. У нас в большинстве случаев вы его можете встретить в варианте фирменных DVD с фильмами. Этот стандарт также часто называют телевидением высокой «точности», что не совсем соответствует истине. Дело в том, что до HDTV существовало и существует ныне два менее презентабельных стандарта — SDTV (Standart Definition Television) и EDTV (Extended Definition TV). Первый предусматривает чересстрочную развертку, то есть один кадр формируется полукадрами, состоящими из четных и нечетных строк соответственно. Данный метод вывода изображения называется interlaced и обозначается в виде суффикса «i» в названии. Например, «480i». С приходом телеприемников с большим экраном изображение в формате SDTV оказалось неприемлемым — видна зубчатость, изображение размыто. Поэтому был внедрен новый стандарт EDTV, в котором была применена построчная или прогрессивная развертка, то есть каждый кадр формируется строка за строкой. Это исправило артефакты SDTV. Данный стандарт обозначается суффиксом «р», например, «480р». В современных DVD-проигрывателях предусмотрена возможность переключения 480i/480р. Так же, как вариант исправления недостатков 480i, предусмотрена технология дублирования строк, именуемая «line doubler», хотя вариантов и технологий исправления существует несколько.

Для наиболее качественного воспроизведения изображения на плазменных панелях с большим экраном и проекторах был разработан стандарт HDTV, который работает с разрешениями в соотношении геометрии экрана 16:9 и увеличенным количеством строк, например, 1922x1080 (или 1080i), либо до 1280x720 (или 720p). У SDTV и EDTV такое соотношение составляет 4:3 и количество строк стандартно. Стоит отметить, что в США и странах Европы «для младших стандартов» количество строк в кадре отличается. Таким образом, у нас принято 576 строк на кадр (575i, 576p), в Америке — 480 (480i/p).

Современные проекторы-универсалы поддерживают 480i, 480p, 575i, 576p, 720p, 1035i, 1080i, при этом могут менять соотношение геометрии экрана с 4:3 на 16:9 в зависимости от поступающего сигнала.

Для проекторов домашних кинотеатров иногда 16:9 заложено уже в LCD-матрицах или DLP-элементах, на которых формируется изображение. А в обычном варианте универсальность проявляется и в возможности совмещения этих стандартов с сигналами S-XGA / XGA / S-VGA / VGA / MAC, поступающими с компьютера. Причем стоит знать следующее: аббревиатуры S-VGA, VGA и т.п. связаны с конкретными разрешениями компьютерного экрана. Например, VGA — это 640х480, S-VGA — 800х600, XGA — 1024х768 и так далее.

Теперь попробуем перевести на практике

Допустим, у нас есть следующее описание проектора:

«Изображение проектора формируется на трех LCD-матрицах 16:9 с рабочим разрешением 1280х720 точек (HDTV). Яркость составляет 800 люмен (ANSI), используется 135-ваттная лампа с тремя режимами работы. Контрастность — 2000:1.

Совместимость: HDTV — 1035i, 1080i, 720p, 575i, 576p, а также EDTV/480p, SDTV/480i. Компьютерные стандарты — S-XGA / XGA / S-VGA / VGA / MAC». Все понятно? Надеемся, что так.

Коммутация и управление

При выборе модели сейчас нет проблем с коммутацией любых видеоисточников (композитный, S-Video, 2 компонентных/RGB, D-Sub15 графический RGB для компьютера, DVI-D, HDMI) как аналогового, так и цифрового видеосигнала. То есть практически у всех это поддерживается. Мало того, обратите внимание на функцию поиска сигнала, то есть автоматически должны «сканироваться» входы.

Управление в современных моделях стандартно — пульты ДУ.

Оптика

В принципе, тут тоже все стандартно. Регулировка zoom’ом, то есть увеличением/уменьшением, может быть как ручной, так и цифровой. Ручная дешевле, но разница, на самом деле, небольшая. Именно поэтому многие производители без зазрения совести дают возможность ручного управления в низкобюджетном диапазоне.
Насчет различных фокусных расстояний… не думается, что кто-то из покупателей будет загружать этими цифрами свой мозг:).

Возможности настройки

На самом деле проектор может находиться не строго перпендикулярно и по центру к проекции экрана. Он может быть сбоку, снизу и т.п. В этом случае вы самостоятельно регулируете «трапеции» проецируемого изображения. В спецификациях обычно дается максимальный угол отклонения, чем он больше — тем дороже технологии.

Помимо этого проектор может прикрепляться к потолку, располагаться не перед, а позади экрана, именно поэтому есть варианты переворота и зеркального отображения картинки.

Во многих моделях с полным цифровым управлением есть варианты сохранения различных настроек в памяти устройства.

На что нужно смотреть в магазине перед покупкой?

Вы выбрали определенную модель и пришли к продавцу. Конечно, люксметра у вас под рукой не будет:), как и времени на проверку. Но, сначала просто посмотрите на экран при воспроизведении черного на разных значениях яркости и при различных типах освещения. То же самое проделайте с серым цветом. Дело в том, что черный — это отсутствие цветов, и так вы просто посмотрите, как работает световой тракт. А серый — это уже сочетание трех цветов. На что нужно смотреть? На равномерность. То есть не должно быть видно явных светлых или затемненных областей.

После этого включаете изображение и начинаете переключать различные варианты разрешений, которые не соответствуют реальному разрешению матриц или чипов. Видны ли явные искажения?

Подождите пока проектор «разогреется», послушайте уровень шумов. Что шумит?
. Система охлаждения лампы.
. Плюс у одночиповых DLP с цветным колесом — светофильтр.

Этой проверки вполне достаточно.

Кристофер christopher@tut.by



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Создание и обслуживание систем охранного видеонаблюдения, огромный выбор компонентов