IT-индустрия: год начинается

Нынешний год начался с макроэкономической новости, которая имеет важнейшее значение для IT-индустрии. Главным мировым экспортером стал Китай. По данным Главного таможенного управления Китая, с декабря прошлого года КНР увеличила объем вывозимых товаров на 17,7%. Таким образом, за прошлый месяц китайский экспорт составил $130,7 млрд, а за весь 2009 год – $1,2 трлн. До сегодняшнего дня крупнейшим экспортером мира считалась Германия.

С каждым годом в структуре китайского экспорта все большую долю составляет продукция IT-промышленности. Уже, кажется, все ведущие производители компьютеров и комплектующих обзавелись собственными заводами в Китае – слишком уж выгодно размещать производство в Поднебесной. Понятно, что большая часть продукции отправляется в другие страны. Не отстают и непосредственно китайские IT-компании – такие бренды, как Lenovo, ZTE и Huawei, думаю, известны всем.

Тенденции

Согласно новому отчету исследовательской компании Forrester Research, в текущем году мировые расходы на IТ вырастут на 8,1% по сравнению с 2009 годом. Таким образом, мировые расходы на IТ должны будут составить $1,6 трлн. В США доходы IТ-индустрии после падения на 8,2% в прошлом году вырастут на 6,6% до $568 млрд, прогнозируют аналитики Forrester. Лидирующими отраслями по росту расходов должны стать ПО и компьютерное оборудование, далее идут IТ-консалтинговые услуги.

Изучив ключевые показатели на начало января 2010-го, аналитики компании IDC заявили, что восстановление корпоративного IТ-рынка в США продолжается, и положительная динамика будет сохраняться на протяжении ближайших 12 месяцев.

«На сегодня мы видим несколько позитивных моментов – рынок акций и экономика США поднимаются, инфляция остается под контролем, и даже безработица в стране, похоже достигла дна. Но в то же время IТ-покупатели остаются осторожными – они настроены все более оптимистично, но не торопятся тратить деньги. Однако в любом случае рано или поздно объем IТ-трат начнет расти», – объясняют в IDC.

В течение ближайших пяти лет сегмент SaaS-решений в рамках рынка ПО для бизнес-аналитики будет расти в три раза быстрее всего рынка в целом, показав при этом рост в 22,4% к 2013 году. «Сегмент SaaS-решений для этого рынка будет развиваться быстрее, так как сегодня компании начинают переходить на различные «облачные» сервисы», – говорят аналитики IDC.

Важно отметить ряд ключевых моментов, связанных с переходом компаний на SaaS-решения в рамках рынка ПО для бизнес-аналитики. Во-первых, подобные решения выглядят крайне привлекательно, так как различные отделы компаний могут подписываться на них, используя собственные операционные бюджеты, а не согласовывать покупку ПО в рамках централизованного бюджета компании.

Во-вторых, теперь бизнес-пользователям нет необходимости заботиться об IТ-ресурсах компании. Таким образом исключается очень долгий процесс покупки и установки новых ресурсов, и в конечном счете решение об использовании того или иного инструмента остается именно за бизнес- пользователями, а не за IТ-специалистами. Ну и, наконец, SaaS-решения – это более гибкие платформы с точки зрения установки дополнительного функционала, необходимого для нужд каждой отдельной компании.

В 2010-м IT-индустрия столкнется с нехваткой комплектующих для производства ПК. Это приведет к повышению их стоимости и, как следствие, стоимости самих компьютеров, говорится в результатах исследования Gartner. По данным аналитиков, в период с 2000 по 2009 гг. в среднем стоимость компьютерных чипов снижалась на 7,8% ежегодно, а в 2010 году – вырастет на 2,8% по сравнению с прошлым годом.

Аналитики прогнозируют, что в 2010-м на рынке будет наблюдаться дефицит оперативной памяти, ЖК-мониторов, HDD и оптических приводов. Все это, по словам экспертов, является следствием экономического кризиса, в период которого многие компании сократили инвестиции в расширение производственных мощностей.

В конце 2009 года производители компонентов приступили к наращиванию мощностей, почувствовав возобновление спроса. Однако на запуск новых линий, как правило, требуется не менее года.

Экономический кризис 2009 года положительно отразился на привлекательности Интернета как рекламной площадки. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в I полугодии 2009-го интернет-реклама стала единственным сегментом российского рынка рекламы, продемонстрировавшим рост. «Если сравнивать с другими сегментами, то привлекательность Интернета как рекламной площадки выросла – прежде всего, за счет более низкой стоимости контакта с целевой аудиторией и возможности оперативно оценивать эффективность рекламы», – отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.

Увеличение доли интернет-рекламы стало причиной масштабного перераспределения рекламных бюджетов, что является долгосрочным трендом, который особенно ярко проявился во время кризиса и, очевидно, продолжится в 2010 году. По сути, крупные рекламодатели урезали свои рекламные бюджеты, а то, что оставалось, тратили на интернет-рекламу.

«Интернет-реклама очень хорошо пережила кризисный 2009 год: рекламодатели активно перераспределяли оставшиеся рекламные бюджеты в пользу Сети как наиболее эффективного носителя, продолжается эта тенденция и сейчас. Причины – несколько фундаментальных преимуществ Интернета перед другими медиа. Во-первых, это молодая, платежеспособная, растущая аудитория. Во-вторых, четкие инструменты измерения рекламных кампаний. В-третьих, широкие возможности таргетинга (по полу, возрасту, географии, времени суток или даже интересам). В-четвертых, низкий «порог входа». Все это позволяет весьма эффективно расходовать рекламный бюджет, что в кризис было основным приоритетом для компаний», – считает вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.

Производители

Представители Foxconn Electronics обнародовали информацию о доходах компании за декабрь и общем объеме выручки за 2009 год. Как оказалось, в декабре прошлого года доходы Foxconn показали 9,68%-е снижение в рамках месяца, достигнув отметки в $4,19 млрд. Причина падения – сезонное снижение закупок потребительской электроники. При этом объем выручки по категориям ПК и коммуникационных устройств оставался неизменным. В итоге доход компании по итогам 2009 года снизился на 3,56% по сравнению с показателями 2008-го.

Интернет

Yahoo решила продать сервис для работы с электронной почтой Zimbra компании VMware, лидеру на рынке технологий виртуализации IТ-инфраструктуры, в рамках своей стратегии по избавлению от непрофильных активов.

Финансовые условия сделки не раскрываются, однако, по информации All Things D, VMware заплатила за Zimbra меньше, чем Yahoo во время приобретения этого стартапа в сентябре 2007 года. Тогда сумма сделки составила $350 млн. Ожидается, что нынешняя сделка будет завершена в марте 2010-го.

Zimbra предоставляет сервис для работы с электронной почтой различным предприятиям и учреждениям. Сейчас этот сервис управляет более чем 55 млн корпоративных ящиков электронной почты.

По словам представителей VMware, в рамках условий этой сделки компания получает все технологии и интеллектуальную собственность Zimbra. Yahoo сохранит за собой право использовать технологии Zimbra в собственных сервисах, таких как Yahoo! Mail и Yahoo! Calendar.

Компания AOL начала увольнять работников. Всего AOL намерена уволить более 1100 человек, что позволит ей сэкономить к концу этого года около $200 млн, которые планируется пустить на расходы, связанные с реструктуризацией.

Помимо увольнения персонала в Штатах, AOL сообщает о планах по закрытию своих офисов в Европе, в частности в Швеции и Испании. Первые уволенные работники в AOL появятся уже в ближайшие дни, сообщил представитель компании.

На сегодня в AOL по всему миру работают около 7000 человек, однако глобальный план реструктуризации предусматривает увольнение примерно трети персонала. В дальнейшем это позволит экономить на оплате труда почти $300 млн в год. При этом менеджмент AOL подчеркивает, что на фоне 50%-го падения продаж рекламы даже таких мер может быть недостаточно.

Руководство микроблогерского сервиса Twitter начало набор специалистов по монетизации. На сайте Twitter открыто четыре соответствующих вакансии. Судя по ним, в ближайшее время в Twitter займутся созданием монетизационной инфраструктуры и интерфейса, а также маркетингом продуктов. Скорее всего, к монетизации относится и разработка рекламной системы. Ранее основатель Twitter Биз Стоун заявлял, что Twitter не будет размещать рекламу до 2010 года.

Кроме того, Twitter готовится лицензировать свой сервис. Кандидаты на две позиции в отделе развития бизнеса и медиа должны будут готовить и заключать «остроумные и эффективные лицензионные сделки».

Пока Twitter заключил лишь две такие сделки – микроблогерский сервис в 2009 году предоставил базу своих записей поисковикам Google и Bing, заработав на этом в общей сложности $25 млн. Эта сумма позволила Twitter впервые в истории выйти в плюс по результатам года.

Российская компания «Бегун», специализирующаяся на продаже контекстной интернет-рекламы, заключила соглашение с Google AdWords, согласно которому рекламодатели «Бегуна» смогут размещать текстовые объявления в русскоязычном Google. После подписания соглашения «Бегун» получил статус «авторизованного реселлера Google AdWords». Теперь объявления клиентов российской компании будут участвовать в едином аукционе AdWords вместе с объявлениями клиентов самой Google. Пока интегрированное размещение объявлений тестируется. Оно будет открыто в ближайшее время.

«Бегун» – один из двух крупнейших продавцов интернет-рекламы в России наряду с программой «Яндекс.Директ». Google AdWords также присутствует на российском рынке, но его доля сравнительно невелика. Стоит отметить, что в конце 2009 года право на размещение рекламы на поисковике Bing от Microsoft получил конкурент «Бегуна» – «Яндекс.Директ».

Мобильное

Компания Quattro Wireless, специализация которого – реклама на экранах мобильных устройств, официально объявила о том, что она была приобретена Apple. Первая информация об этой сделке появилась в Сети совсем недавно, при этом даже называлась сумма соглашения – $275 млн.

«Quattro Wireless подравляет с Новым годом! Мы рады сообщить вам о том, что Quattro вошла в состав Apple. Мы хотим поделиться с вами радостью по поводу этой новости и того, что она значит для наших клиентов», – говорится в заявлении на сайте компании. Оно опубликовано за подписью бывшего исполнительного директора компании Энди Миллера, который теперь занимает в Apple должность вице-президента по вопросам мобильной рекламы. Несколько недель назад в Сети появилась информация, что Apple ранее интересовалась возможностью приобретения другой «мобильно-рекламной» компании – AdMob, которая в начале ноября объявила о своем поглощении интернет-гигантом Google.

Телекоммуникации

Производитель телекоммуникационного оборудования Huawei намерен инвестировать в развитие своего бизнеса в Индии $500 млн. Причиной данного шага послужило решение индийского правительства о проведении аукциона по продаже радиочастот для сетей 3G среди операторов связи. В тендере на строительство сети сотовой связи третьего поколения примет участие один из заказчиков Huawei – компания Bharti Airtel, которая на сегодняшний день является лидером быстрорастущего индийского телекоммуникационного рынка. Как ожидается, результаты проведения торгов будут определены к августу 2010 года. При этом, по словам CEO Bharti Airtel, в случае победы в аукционе компания будет готова начать предоставлять свои услуги уже в ноябре.

Как уточнил представитель Huawei, в рамках инвестиционного проекта в течение пяти лет финансирование будет направляться в собственный исследовательский центр компании, находящийся в городе Бангалор. Также, по словам представителя, в ближайшее время Индия станет центром активности компании.

Игровая индустрия

Компания M2 Research провела исследование с целью выяснить среднюю стоимость разработки современного игрового проекта. Аналитики пришли к выводу, что затраты на создание игры для нескольких платформ составляют $18-28 млн, в то время как на разработку проекта только для одной консоли или персонального компьютера потребуется в среднем $10 млн.

Отмечу, что многие популярные (или еще не вышедшие, но ожидаемые) проекты по затратам во много раз превосходят цифры, представленные M2 Research. Так, затраты на разработку GTA IV составили около $100 миллионов, создание долгостроя Gran Turismo 5 обошлось Sony в $60 млн, а установившая рекорды продаж в 2010 году Modern Warfare стоила издателю шутера компании Activision около $50 млн.

При этом и GTA IV, и Modern Warfare 2, считавшиеся одними из самых ожидаемых игровых проектов в 2008 и 2009 годах соответственно, окупились уже в первые дни после релиза. Оба проекта уже спустя неделю после начала продаж принесли издателям свыше $500 миллионов.

Доходы от продаж игры Call of Duty: Modern Warfare 2 превысили отметку в миллиард долларов. Новый шутер поступил в продажу 10 ноября 2009 года. Пока не уточняется, сколько копий Modern Warfare 2 продано во всем мире к настоящему моменту.

Исполнительный директор Activision Blizzard Роберт Котик отметил, что продажи новой игры превзошли ожидания руководства компании. Он также напомнил, что Modern Warfare 2 установила новые рекорды по сборам в развлекательной индустрии. Позади нового шутера остались не только все остальные игры-рекордсмены, но и фильмы, лидировавшие в кинопрокате.

В конце ноября 2009 года стало известно, что доходы от продаж всех частей Call of Duty превысили отметку в три миллиарда долларов. Роберт Котик заявил, что этот сериал уже стал одним из величайших развлекательных проектов в истории. Всего на тот момент во всем мире было продано свыше 55 млн копий различных эпизодов Call of Duty.

Разработкой шутера с видом от первого лица Call of Duty: Modern Warfare 2 занималась студия Infinity Ward. События игры разворачиваются в наши дни на территории нескольких государств. Проект, который является прямым продолжением Call of Duty 4: Modern Warfare, создавался для PlayStation 3, Xbox 360 и PC.

В первый же день после релиза жители Северной Америки и Великобритании приобрели 4,7 млн копий игры. Благодаря Modern Warfare 2 издательство Activision за сутки заработало около $310 млн. Вскоре стало известно, что по сборам за пять дней Modern Warfare 2 обогнала такие фильмы как «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и «Темный рыцарь».

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета